§ 2. Защита прав сотрудников органов внутренних дел,
ставших инвалидами
Инвалиды во всем мире относятся к одной из тех категорий населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства и нарушения их прав в экономической, социальной, культурной и политической сферах.
Мировое сообщество стало уделять повышенное внимание выработке международной политики в отношении инвалидов, стандартов в области их прав и свобод с конца 60-х годов XX века. В результате уже в 1971 году была принята Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, в 1975 году – Декларация ООН о правах инвалидов, в 1982 году – Всемирная программа действий в защиту инвалидов, в 1993 году – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
На новый, более высокий уровень правовая и социальная защита инвалидов будет поднята после реализации «Конвенции о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007 года. Ее цель заключается в «поощрении, защите, обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, в признании государствами прав инвалидов на достойный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 1, 28 Конвенции).
В Российской Федерации инвалиды относятся к категории наиболее уязвимых социальных групп. Их материальное положение подчас всецело зависит от помощи государства. В масштабе страны поставлена задача создать для инвалидов комфортные условия жизни. Необходимо в корне изменить отношение в обществе к людям с ограниченными возможностями159.
Базовые цели и принципы государственной политики в отношении инвалидов закреплены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»160.
В нем впервые целью этой политики провозглашается не помощь инвалиду, а обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно указанному закону, социальная защита инвалидов – это «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» (ст. 2).
Инвалидом признается «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (ст. 1).
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.
Закон предусматривает ряд специальных прав для инвалидов, без которых они не могут успешно интегрироваться в общество:
• право на медицинскую помощь (бесплатно или на льготных условиях); право на медицинскую реабилитацию (ст. 13);
• право на обеспечение беспрепятственного доступа к информации (ст. 14);
• право на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15);
• право на обеспечение жилой площадью (с оборудованием специальными средствами и приспособлениями) (ст. 17);
• право на образование (ст. 19);
• право на трудоустройство (ст. 20);
• право на материальное обеспечение (ст. 27);
• право на социально-бытовое обслуживание (ст. 28);
• право на санаторно-курортное лечение (ст. 29);
• право на транспортное обслуживание (ст. 30);
• право на создание общественных объединений (ст. 33).
Во исполнение этого закона Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является базовым, системообразующим законом. Он представляет собой не просто перечень льгот, а содержит ряд основополагающих положений и определяет основные направления деятельности в этой сфере.
Однако закон, естественно, не мог вобрать в себя всех норм, регулирующих отношения, которые объединяются понятием социальной защиты (даже применительно только к инвалидам). Это связано с тем, что другие законы содержат нормы, также касающиеся инвалидов, но определяющие какую-либо специфику отраслевого регулирования в той или иной сфере:
• проведение медико-социальной экспертизы – статья 50 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья»;
• проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации – статья 27 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья»; статья 8 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• предоставление медицинской помощи и санаторно-курортного лечения – статьи 20, 22, 27, 44 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья»; статья 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• обеспечение беспрепятственного доступа к информации и к объектам социальной инфраструктуры – статьи 15, 17, 30 «Градостроительного кодекса Российской Федерации»; статья 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; статья 9.13 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
• установление льгот по обеспечению жилой площадью, оплате жилья и коммунальных услуг – статья 9 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»; статьи 1, 2.5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
• воспитание и обучение – статьи 16, 20, 50 Закона Российской Федерации «Об образовании»; статья 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; статья 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; статья 16 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
• обеспечение занятости и условий труда – статьи 92–94, 96, 99, 113, 179, 224, 259 Трудового кодекса Российской Федерации; статьи 3, 5, 13, 23, 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»; статья 21 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»; статья 16 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
• социально-бытовое и транспортное обслуживание – Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; статьи 8, 19 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; статья 16 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; статьи 3.8, 5.43, 9.14, 11.24, 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статья 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и т.д.
Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов, регулируются: статьями 149, 239 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая); статьей 1 Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»; статьей 17 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и др.
Действующее пенсионное и налоговое законодательство161 предусматривает меры, непосредственно определяющие уровень материальной обеспеченности инвалидов, выполняющие важную роль в их социальной защищенности.
Для отдельных категорий инвалидов устанавливается более широкий спектр мер социальной защиты. Так, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает меры социальной защиты инвалидов войны (ст. 14).
Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает компенсации и льготы инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы162.
Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов помимо названных законов состоит также из соответствующих положений законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора (соглашения).
Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, предприятия и организации вправе в пределах своей компетенции и имеющихся у них средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты инвалидов. К мерам социальной защиты инвалидов, входящим в ведение федеральных органов государственной власти, относится осуществление медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза – это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Ее проводят федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Порядок их организации и деятельности определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»163.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы имеют право:
• направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей;
• запрашивать у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведения, необходимые для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2008 года «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом»164 значительно упростило процедуру переосвидетельствования инвалидов.
В случае несогласия граждан, проходящих освидетельствование, с решениями местных органов медико-социальной экспертизы они могут быть оспорены в вышестоящих органах.
Создание эффективной системы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие военной травмы (ранений, травм, контузий), потерявших трудоспособность при исполнении служебных обязанностей, является одной из задач комплексного реформирования системы работы с личным составом в органах внутренних дел Российской Федерации.
В целях создания в органах внутренних дел Российской Федерации эффективной ведомственной системы своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, других нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты инвалидов вследствие военной травмы, приказом Министерства внутренних дел России от 24 сентября 2007 года утверждена инструкция, в которой определены задачи по организации социальной работы (в том числе первоочередные мероприятия), меры социальной реабилитации и адаптации, медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей в системе МВД России165.
Инструкция определяет, что основными направлениями социальной работы с инвалидами вследствие военной травмы в органах внутренних дел России являются:
• организация и проведение ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения сотрудников, ставших инвалидами вследствие военной травмы, заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей;
• выявление причин и условий, способствующих нарушениям прав и законных интересов указанной категории сотрудников, разработка и принятие исчерпывающих мер по их устранению;
• оказание необходимой оперативной социально-психологической поддержки и помощи;
• проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
• организация общественного социального патронажа в отношении лиц, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе;
• проведение мероприятий социальной адаптации и оказание помощи в трудоустройстве;
• организация переподготовки и обучения гражданским специальностям;
• оказание помощи в улучшении жилищных условий, установке телефонов, предоставлении путевок в дома отдыха, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации, в решении иных жизненно важных социально-бытовых проблем;
• оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам;
• оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты.
Организация социальной работы с инвалидами вследствие военной травмы и сотрудниками, потерявшими трудоспособность при исполнении служебных обязанностей, проводится в органах внутренних дел в плановом порядке и включает в себя166:
• изучение должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих организацию правовой и социальной защиты сотрудников, ставших инвалидами;
• проведение комплекса первоочередных мероприятий при получении сотрудником тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, предполагающего в дальнейшем установление инвалидности;
• осуществление социальной реабилитации и адаптации инвалидов;
• обслуживание сотрудников, ставших инвалидами, в ведомственных медицинских учреждениях;
• ведение учета инвалидов в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России;
• проведение мониторинга правового и социально-экономического положения, условий проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации инвалидов;
• контроль за решением социальных проблем посредством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных для инвалидов действующим законодательством;
• регулярное проведение, не реже двух раз в год, встреч руководства органов внутренних дел с инвалидами в целях выявления и решения их социальных, бытовых и иных проблем;
• разработку индивидуальных планов социальной работы с каждым инвалидом, предусматривающих конкретные мероприятия по оказанию необходимой помощи;
• координацию работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений в осуществлении правовой защиты и социальной поддержки инвалидов в рамках комиссий по социальным вопросам167;
•взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными заинтересованными организациями в деле оказания дополнительной социальной помощи инвалидам;
• рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных служб и подразделений для решения социальных проблем инвалидов;
• обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) вопросов организации социальной работы с инвалидами;
• подведение итогов и доклад руководству органов внутренних дел о результатах социальной работы;
• представление в установленном порядке информации о состоянии социальной работы.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» впервые в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства в отношении инвалидов становится реабилитация168.
Реабилитация инвалидов определяется как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Отдельного рассмотрения заслуживает социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О противодействии терроризму» она включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество. Социальная реабилитация осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершен террористический акт, и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации169.
Реабилитация каждого инвалида осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий (платных и бесплатных) не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
В органах внутренних дел Российской Федерации для восстановления разрушенных или утраченных сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений, оказания помощи в бескризисном вхождении в новую социальную среду, создания условий для самообслуживания и независимого существования реализуются следующие меры социальной реабилитации и адаптации170:
• оказание дополнительной социальной помощи органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и благотворительными фондами;
• рассмотрение и решение вопросов улучшения жилищных условий;
• оказание содействия в получении протезов и необходимых средств передвижения;
• изучение потенциальных профессиональных способностей (образование, род профессиональной деятельности, уровень профессионализма), состояния здоровья, степени психологической готовности к труду в новых условиях и возможности профессиональной переподготовки;
• информирование о правах, возможностях в области занятости и наиболее приемлемых видах профессиональной деятельности;
• проведение мероприятий по профессиональной подготовке или переподготовке, рассмотрение и оформление персональных заявок на получение высшего или среднего специального образования;
• изучение возможности прохождения службы в органах внутренних дел;
• оказание необходимой помощи в трудоустройстве с учетом возможностей для деятельности, перемещения к месту работы и обратно, условий режима труда;
• приспособление условий труда к функциональным возможностям инвалидов.
В органах внутренних органах дел организуется во взаимодействии с органами социальной защиты населения общественный патронаж нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе инвалидов вследствие военной травмы. Общественный патронаж указанных лиц включает:
• организацию питания, включая доставку продуктов питания на дом;
• помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
• содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
• поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
• содействие в оказании юридической помощи и иных правовых услуг;
• содействие в организации ритуальных услуг;
• содействие в обеспечении топливом и (или) водой при необходимости;
• другие надомные социальные услуги.
Важное место в социальной защите сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами, занимает обязательное социальное страхование.
Выплата страховых сумм осуществляется в соответствии с действующим законодательством171.
Выплата единовременных пособий сотрудникам органов внутренних дел, ставшим инвалидами, регулируется действующим законодательством.
Так, статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» устанавливаются ежемесячные выплаты:
• инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности;
• инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам;
• инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности;
• инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов.
Размеры ежемесячных денежных выплат и их индексация осуществляются в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
При назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья, сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.
Единовременные пособия и суммы в возмещение ущерба выплачиваются независимо от выплаты страховых сумм по обязательному государственному личному или добровольному страхованию. Предложения о выплате пособия рассматриваются специальными комиссиями органов внутренних дел, после чего начальник соответствующего органа издает приказ о выплате.
Различные социальные гарантии и меры социальной поддержки предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами боевых действий. Они регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года «О ветеранах» (с изменениями), Федеральным законом от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К инвалидам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий. На них распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» им предоставляются:
• льготы по пенсионному обеспечению;
• обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем;
• внеочередная установка квартирного телефона;
• преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
• оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений;
• оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг;
• обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями;
• выплата работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности;
• прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения;
• обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации;
• использование ежегодного отпуска в удобное для них время; предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;
• внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений;
• внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года установлена ежемесячная денежная выплата инвалидам боевых действий.
В последние годы, при наличии достаточно объемного пакета нормативных документов, государство встречается с серьезнейшими трудностями в реализации ряда прав сотрудников, уволенных со службы, ставших инвалидами. Имеют место факты задержки с выплатой пенсий и пособий, причитающихся инвалидам. Наряду с объективными причинами, например, недостаточным финансированием, имеют место и факты бездушного отношения и халатности чиновников. Особо трагичным является то, что должной социальной защиты лишаются самые незащищенные, уязвимые члены нашего общества – инвалиды.
Решение задачи социальной защиты инвалидов связано с решением следующих проблем:
Во-первых, нуждается в совершенствовании действующее законодательство. Оно не обеспечивает надлежащей государственной поддержки всем инвалидам и другим категориям защитников правопорядка, потерявшим на службе здоровье и трудоспособность. Система предоставления гарантий и льгот в значительной мере носит уравнительный характер и реализуется далеко не в установленном законами объеме. Корректировка под этим углом зрения законодательства и механизмов бюджетного финансирования должна преодолеть неэффективные распыления выделяемых средств, создать и материальные, и организационные условия для оказания инвалидам и другим пострадавшим гражданам помощи в тот момент, когда они в ней особенно нуждаются.
Во-вторых, в России нет достаточного количества реабилитационных учреждений.
В-третьих, неуклонно ухудшается материальное положение инвалидов и их семей. Уровень среднедушевых доходов в значительной части семей инвалидов ниже прожиточного минимума. Не решены проблемы их трудоустройства.
В-четвертых, должностные лица органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не несут должной ответственности за неисполнение, нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.
Недостаточная забота государства о сотрудниках органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие военной травмы, особенно инвалидов боевых действий, наносит существенный урон морально-психическому состоянию общества, отрицательно сказывается на авторитете службы в органах внутренних дел. Защита их прав является не только нравственным долгом, но и важнейшим фактором укрепления морально-психологического состояния сотрудников органов внутренних дел.
Полагаем, что в дальнейшем формы и объемы помощи сотрудникам органов внутренних дел, ставших инвалидами, должны быть адекватны тому социальному неблагополучию, которым характеризуется их положение. При этом выбор форм их социальной защиты должен обеспечивать удовлетворение потребностей в образовании, профессиональной подготовке, труде и т.д.
- Оглавление
- Перечень используемых сокращений
- Введение
- Глава I. Сущность, значение и принципы социальной защиты
- § 1. Социальная защита: сущность и значение
- § 2. Социальная защищенность
- § 3. Правовая и государственная защита
- § 4. Содержание социальной защиты
- 5. Создание правовых институтов юридической помощи сотрудникам, расширение сети юридических консультаций.
- § 5. Закономерности и принципы социальной защиты
- Глава II. Конституционные права сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Личные права и свободы
- § 2. Политические права
- § 3. Социально-экономические и культурные права
- § 4. Международно-правовые стандарты прав человека
- Глава III. Защита прав сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Гарантии и механизм социальной защиты сотрудников
- § 2. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих
- § 3. Реализация прав посредством жалоб и заявлений
- § 4. Восстановление прав средствами прокурорского надзора
- § 5. Государственное страхование. Возмещение вреда жизни,
- § 6. Профсоюзы сотрудников органов внутренних дел.
- § 7. Гарантии при увольнении со службы
- Глава IV. Особенности защиты прав отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Защита прав сотрудников – ветеранов боевых действий
- § 2. Защита прав сотрудников органов внутренних дел,
- § 3. Защита прав членов семей сотрудников, погибших
- Глава V. Социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- § 1. Пенсионное обеспечение сотрудников
- § 2. Государственная социальная помощь
- § 3. Социальное обслуживание
- § 4. Гарантии при погребении
- Глава VI.
- Защита сотрудников в период
- Вооруженных конфликтов и при проведении
- Контртеррористических операций
- § 1. Понятие и источники международного гуманитарного права
- § 2. Запрещенные средства и методы ведения боевых действий
- § 3. Международно-правовая защита участников вооруженных конфликтов немеждународного характера
- § 4. Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел при проведении контртеррористических операций
- § 5. Гарантии и компенсации сотрудникам органов
- Основные термины и понятия
- Библиографический список
- 1. Нормативные источники
- 2. Литература
- Для заметок