logo
60-09

§ 5. Гарантии и компенсации сотрудникам органов

внутренних дел, выполняющим задачи в период

вооруженных конфликтов и при проведении

контртеррористических операций210

При выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и при проведении контртеррористических операций профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел носит экстремальный характер. Имеет место высокая вероятность причинения вреда здоровью или гибели человека. Выполнение служебных обязанностей происходит в условиях высокой активности, а также вне мест постоянной дислокации и предполагает значительные бытовые неудобства211. Естественно, что подобные условия службы сотрудников должны морально и материально компенсироваться. Насущный вопрос – необходимое материально-бытовое обеспечение боевых действий, полнота предоставления гарантий, компенсаций и льгот. Задача повышения правовой и социальной защищенности сотрудников становится особенно актуальной.

Первым законодательным актом, регулирующим эти вопросы, явился Федеральный закон от 16 мая 1995 года «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике»212.

На уровень социальной и правовой защищенности сотрудников, выполняющих задачи при вооруженных конфликтах и в контртеррористических операциях, значительное влияние оказали гарантии, льготы и компенсации, устанавливаемые отдельными постановления ми Правительства Российской Федерации.

Дополнительные гарантии для указанных категорий сотрудников были закреплены в Федеральном законе от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом»213, где в пункте 2 статьи 19 указано, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом их правового статуса, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» закрепил нормы права, регулирующие структурные элементы правового статуса сотрудников – участников контртеррористических операций: права, свободы и гарантии реализации прав и свобод.

В ряде других нормативных правовых актов были уточнены отдельные положения статуса сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих – участников боевых действий.

Так, в нормативных правовых актах, регулирующих правоотношения при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, присутствуют понятия «участвующий в боевых действиях» и «участвовавший в боевых действиях». Юридическое разделение этих категорий произошло после принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» от 27 ноября 2002 года. Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах») с 1 января 2004 года дополнился абзацами следующего содержания:

• «выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года;

• выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года»214.

Таким образом, понятие «участник боевых действий» следует применять по отношению к сотрудникам в период выполнения ими боевых задач в районах боевых действий.

Понятие «ветеран боевых действий» следует применять по отношению к сотрудникам либо гражданам, ранее проходившим службу, с момента получения ими удостоверения «Ветеран боевых действий» в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Российской Федерации «Об удостоверении ветерана боевых действий» от 19 декабря 2003 года.

Причем статус участника боевых действий распространяется на сотрудников в определенный, документально подтвержденный период: с момента прибытия в район боевых действий и до момента убытия из этого района. В случае получения в указанный период ранения (травмы, увечья, контузии) дополнительные гарантии и компенсации, установленные для участников боевых действий, действуют на весь период нахождения сотрудников на излечении. Статусом же ветерана боевых действий граждане обладают пожизненно с момента присвоения данного звания в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Таким образом, Федеральный закон от 27 ноября 2002 года восстановил справедливость в отношении сотрудников органов внутренних дел, других лиц, принимавших участие в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, усилил их социальную защищенность и ответственность со стороны государства при возникновении вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации и, несомненно, укрепил доверие граждан к власти.

В целях упорядочения мер социальной защиты сотрудников и военнослужащих – участников контртеррористических операций на территориях Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительством Российской Федерации было принято постановление «О дополнительных гарантиях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» от 9 февраля 2004 года (далее – Постановление).

Исходя из анализа нормативных правовых актов, регулирующих гарантии, льготы и компенсации сотрудникам органов внутренних дел, участвующих (участвовавших) в выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов и проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, Постановление выделяет следующие категории215:

• участников боевых действий, принимающих участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года по настоящее время;

• ветеранов боевых действий216;

• инвалидов боевых действий;

• членов семей участников боевых действий, принимающих участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона;

• членов семей погибших (умерших) участников боевых действий, принимавших участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона;

• членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий217.

Гарантии, льготы и компенсации, в том числе и денежные выплаты, надбавки, вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в решении задач в условиях вооруженного конфликта и проведения контртеррористических операций и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предусмотрены статьей 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции», Федеральным законом от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму», статьей 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года), а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, ряд денежных выплат осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года.

Порядок возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких, определен Инструкцией, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года (с изменениями от 11 января 2001 года, 27 февраля 2003 года).

Предусмотренные законодательством пособия, компенсации и меры социальной поддержки финансируются из федерального бюджета. В настоящее время в соответствии с положениями статьи 35 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года «О милиции» источниками содержания милиции наряду с федеральным бюджетом являются средства субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Федеральным законом от 31 декабря 2005 года «О внесении изменений в Федеральный закон от 22 августа 2004 года» подтверждено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления производить дополнительные расходы на обеспечение деятельности органов МВД, в том числе выплаты сотрудникам сверх установленного размера денежного довольствия (участковым инспекторам, сотрудникам патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, подразделений по делам несовершеннолетних и некоторых других).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года право на получение выплат, компенсаций, надбавок и вознаграждения предоставляется сотрудникам органов внутренних дел из состава специальных сил и сил Объединенной группировки войск:

• проходящим службу (военную службу) в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики);

• командированным в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;

• направленным в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики);

• участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений,

групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Вышеназванным лицам в соответствии с пунктом 2 цитируемого постановления установлены:

• должностные оклады по штатной должности и оклады по специальному званию с повышением на 50 процентов;

• ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных окладов денежного содержания;

• ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по должности с учетом повышения;

• полевые (суточные) деньги в трехкратном размере установленной нормы.

Сотрудникам органов внутренних дел, командированным из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за службу в соответствующих районах и местностях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные коэффициенты и процентные надбавки: применяются в установленном порядке к окладам денежного содержания, надбавкам и дополнительным выплатам денежного довольствия; не применяются к полевым (суточным), а также к выплачиваемой сотрудникам ежемесячной денежной продовольственной компенсации.

Сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики, не входящих в состав специальных сил и сил Объединенной группировки войск, а также командированным в эти органы, выплачиваются: должностные оклады по специальному званию с повышением на 50 процентов; ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных окладов денежного содержания.

Отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел, выполняющим задачи по охране общественного порядка, защите конституционных прав граждан и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территориях, сопредельных с территорией Чеченской Республики, проходящим службу в органах (подразделениях) внутренних дел, дислоцированных на постоянной основе на этих территориях, или командированным в указанные органы (подразделения), выплачиваются: оклады по штатной должности и по специальному званию с повышением на 50 процентов; процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных окладов денежного содержания.

Другие надбавки, дополнительные выплаты, единовременные пособия, страховые суммы и пенсии исчисляются и выплачиваются исходя из окладов денежного содержания без учета повышения.

Порядок выплаты денежного вознаграждения за фактическое участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации установлен приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 29 апреля 2005 года «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты денежного вознаграждения военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти за фактическое участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Сотрудникам органов внутренних дел засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий:

• 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

• время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным выполнением задач в составе специальных сил и сил Объединенной группировки из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца;

• время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца;

• время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время порядка обеспечения их продовольственными пайками (выплаты ежемесячной денежной продовольственной компенсации) по месту постоянной службы.

За сотрудниками органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, на весь период службы на этой территории сохраняются занимаемые ими жилые помещения, а за не имеющими жилья по установленным нормам – очередность на получение жилья по прежнему месту службы и денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания членов их семей в порядке и размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Другие гарантии, льготы, компенсации, в том числе выплаты, единовременные пособия, страховые суммы и пенсии сотрудникам органов внутренних дел исчисляются и реализуются в соответствии с законодательством218.

Нормативными правовыми актами определен ряд дополнительных гарантий. Прежде всего, это гарантии на проведение социальной реабилитации.

Социальная реабилитация имеет целью возвращение участников боевых действий к нормальной жизни и, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О противодействии терроризму», включает в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья, проводится в целях социальной адаптации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и их интеграции в общество.

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в борьбе с терроризмом, равно как и участников боевых действий, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена террористическая акция.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена террористическая акция, с учетом характера и последствий акции, а также других обстоятельств, принимает в первоочередном порядке меры, направленные на выявление и учет пострадавших, определение видов необходимой помощи, в том числе по социальной реабилитации, и ее объемов, обращая особое внимание на организацию временного размещения пострадавших, создание необходимых бытовых условий, обеспечение их питанием, одеждой и медикаментами.

В МВД России действует комплексная программа медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 апреля 2004 года.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 24 сентября 2007 года «Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы», и для восстановления разрушенных или утраченных инвалидами вследствие военной травмы ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений, оказания помощи в бескризисном вхождении в новую социальную среду, создания условий для самообслуживания и независимого существования руководители органа внутренних дел организуют реализацию мер социальной реабилитации и адаптации219:

• оказание дополнительной социальной помощи органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и благотворительными фондами;

• рассмотрение и решение вопросов улучшения жилищных условий;

• оказание содействия в получении инвалидами вследствие военной травмы протезов и необходимых средств передвижения;

• изучение потенциальных профессиональных способностей (образование, род профессиональной деятельности, уровень профессионализма), состояния здоровья, степени психологической готовности к труду в новых условиях и возможности профессиональной переподготовки;

• информирование о правах, возможностях в области занятости и наиболее приемлемых видах профессиональной деятельности;

• проведение мероприятий по профессиональной подготовке или переподготовке, рассмотрение и оформление персональных заявок на получение инвалидами вследствие военной травмы высшего или среднего специального образования;

• изучение возможности прохождения службы в органах внутренних дел;

• оказание необходимой помощи в трудоустройстве в органах внутренних дел инвалидам вследствие военной травмы с учетом возможностей для деятельности, перемещения к месту работы и обратно, условий режима труда;

• приспособление условий труда к функциональным возможностям инвалидов вследствие военной травмы.

Общественный социальный патронаж в отношении инвалидов вследствие военной травмы, нуждающихся в повседневной помощи и постороннем уходе, организуется органами внутренних дел во взаимодействии с органами социальной защиты населения. Общественный социальный патронаж инвалидов вследствие военной травмы включает:

• организацию питания, включая доставку продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

• содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

• поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

• содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

• содействие в организации ритуальных услуг;

• содействие в обеспечении топливом и (или) водой при необходимости;

• другие надомные социальные услуги.

Социальная работа с сотрудниками органов внутренних дел, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов и контртеррористических операций, в том числе их социальная реабилитация и адаптация, определена как важный участок деятельности руководителей аппаратов по работе с личным составом, правовых, финансовых, медицинских, тыловых и других подразделений органов внутренних дел.

Наряду с участниками боевых действий ряд социальных гарантий предоставляется членам семей участников боевых действий, принимающих участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона:

1. Возмещаются двум членам семьи или близким родственникам, выезжающим к месту лечения сотрудника, получившего ранение, контузию, увечье при выполнении служебных обязанностей, но не более 1 раза за время лечения, расходы:

• на проезд от места их жительства до пункта места лечения и обратно – в пределах норм, установленных для соответствующих категорий сотрудников;

• на наем жилого помещения или на проживание в гостинице (общежитии) – в пределах норм, предусмотренных при служебных командировках.

Указанным членам семьи или близким родственникам оказывается материальная помощь в размере норм суточных за время проезда и фактического нахождения в месте лечения.

2. Ежемесячно выплачивается пособие детям пропавших без вести сотрудников до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства – независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения – до окончания обучения.

3. Предоставляются во внеочередном порядке семьям пропавших без вести сотрудников, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Предоставляются:

• детям пропавших без вести сотрудников – вне очереди места в детских дошкольных учреждениях;

• нуждающимся супругам и родителям пропавших без вести сотрудников – ежегодно бесплатные путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена служба.

Проведенный различными научными учреждениями анализ правовой базы, регулирующей деятельность органов внутренних дел в условиях вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций, позволяет выявить ряд недостатков и нерешенных вопросов220.

Для сотрудников, проходящих службу в регионах вооруженных конфликтов, наиболее насущный вопрос – это создание необходимых условий и материально-бытовое обеспечение боевых действий, полнота предоставления льгот, гарантий и компенсаций за особые условия службы.

Серьезный недостаток – опоздание с разработкой и принятием нормативной правовой базы, регламентирующей правовую и социальную защиту военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел – участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе. Вооруженный конфликт в Чечне начался 29 ноября 1994 года. Совет Безопасности Российской Федерации 30 ноября 1994 года рассмотрел вопрос о восстановлении законности на территории Чеченской Республики, а первые законодательные акты, регламентирующие вопросы социальной защиты, были приняты только 12 июня 1996 года, то есть почти через полтора года после начала боевых действий221.

Законодательство, регулирующее социальную защиту сотрудников органов внутренних дел – участников вооруженных конфликтов и контртеррористических операций, длительное время находилось в хаотическом состоянии. В этой сфере действовало множество нормативных правовых актов разного уровня. Одни и те же вопросы нередко регламентировались целым рядом правовых актов. Так, вопросы защиты прав сотрудников, проходящих службу в Чеченской Республике, льготы и компенсации, положенные им и членам их семей, регулировались более чем 30 нормативными актами, в том числе 7 федеральными законами, 4 указами Президента Российской Федерации, 11 постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами министра внутренних дел России и целым рядом других ведомственных актов222. Множественность правовых актов создает затруднения и приводит к ошибкам, а нередко и к злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, в результате чего страдают законные интересы сотрудников и членов их семей.

В связи с тем, что в ряде регионов Российской Федерации попрежнему велика вероятность вооруженных конфликтов223, а следовательно, и привлечения сотрудников органов внутренних дел для их разрешения, необходимо совершенствование законодательства о дополнительных гарантиях, льготах и компенсациях сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в выполнении задач в этих условиях.

Сложной и недостаточно разработанной проблемой является вопрос о статусе участников боевых действий. Как уже указывалось выше, период с 1994 по 1996 год был определен на законодательном уровне как период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики, а период с 1999 года по настоящее время – как период контртеррористической операции. Отсюда фактически были разработаны две различные системы социальной и правовой защиты. Разумеется, статус участников имел существенные различия, что вызывало немало вопросов и затрудняло реализацию принятых нормативно-правовых актов.

Существующие в области социальной защиты законодательные акты нуждаются в корректировке. Например, нет достаточных правовых норм, регламентирующих механизм признания прав сотрудников на социальную защиту в связи с участием в боевых действиях, норм, определяющих механизм возмещения ущерба; недостаточно четко обозначены функции органов, осуществляющих регистрацию граждан, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов.

С юридической точки зрения важно подчеркнуть также и то, что при издании документов, связанных с боевыми действиями, необходимо пользоваться дефинициями, правовое содержание которых в настоящее время уже определено действующими нормативными правовыми актами.

Проблема правового статуса сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов и при проведении конртеррористических операций, редко подвергается специальному комплексному исследованию.

В связи с тем, что организация работы по предоставлению социальных гарантий, компенсаций и льгот сотрудникам органов внутренних дел, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и при проведении контртеррористических операций, является одним из направлений деятельности по морально-психологическому обеспечению служебно-боевых задач224, поэтому, несомненно, возрастает роль социальной работы.

Однако сложившаяся практика социальной работы в ряде случаев носит бессистемный характер, имеют место случаи формального подхода при определении потребностей и объемов предоставления необходимой социальной поддержки. Нередко руководители не обладают полной информацией о реальном социальном положении сотрудников, их нуждах, проблемах225.

Из накопленного опыта вытекает вывод о принципиальном значении социальной работы как ведущего фактора поддержания высокого морального духа участников боевых действий. Разумеется, кроме готовности выполнять задачи с риском для жизни, они должны иметь твердую уверенность в том, что предусмотренные законодательством социальные гарантии, льготы и компенсации будут реализованы в полном объеме.

Среди актуальных проблем следует также назвать ситуацию с выплатами единовременных пособий и страховых сумм членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, сотрудникам, получившим в ходе боевых действий тяжелые увечья и ранения. К сожалению, не прекращаются задержки с выплатами причитающихся участникам боевых действий денежных сумм. В этом важном деле имеют место нерасторопность, а порой халатность должностных лиц, особенно в вопросах информирования сотрудников, членов семей погибших о порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременных пособий и страховых сумм.

По-прежнему остаются проблемными вопросы обеспечения жильем членов семей погибших сотрудников. Есть серьезные проблемы и в ряде других вопросов, таких как оказание помощи сотрудникам, нуждающимся в дорогостоящем лечении, протезировании; в материальной поддержке семей, лишившихся кормильца, их детей.

В целом проблема гарантий, льгот и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи в период вооруженных конфликтов и при проведении контртеррористических операций, нуждается в постоянном внимании со стороны государства и общества.