logo
60-09

§ 1. Пенсионное обеспечение сотрудников

органов внутренних дел

Право на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и в других случаях, установленных законом, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации, является одной из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение.

Пенсия – выплата, которая осуществляется в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни человека: достижением соответствующего возраста, наступлением инвалидности, смерти кормильца либо в связи с определенной длительной профессиональной деятельностью. Она представляет собой ежемесячную долгосрочную выплату, назначаемую за счет государства, в качестве основного источника средств существования, указанным лицам180. Различают четыре вида пенсий: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет.

Пенсионное обеспечение является важнейшей сферой правового регулирования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Исходные положения о пенсионном обеспечении нашли отражение в Конституции Российской Федерации, статья 39 которой гарантирует следующее:

• социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

• государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;

• поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изменениями)181.

Значительные изменения содержит вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 3 декабря 2007 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Федеральный закон от 3 декабря 2007 года). Указанным законом внесены существенные изменения в нормы, порядок и условия пенсионного обеспечения уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года определяет категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, устанавливает виды пенсий, а также условия, дающие право на получение того или иного вида пенсий.

Права сотрудников органов внутренних дел на пенсионное обеспечение, некоторые социальные гарантии регулирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года (ст. 63, 64, 71). Согласно статье 63 Положения, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения определяет Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии определяет Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Порядок назначения и выплаты пенсии, оформления соответствующих документов для назначения и выплаты пенсий в системе МВД России устанавливается Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 года182.

Пенсии за выслугу лет, пенсия по инвалидности сотрудникам органов внутренних дел и по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года.

В соответствии со статьями 1 и 4 названного закона условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на:

• лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации;

• лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

• лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и СССР, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, и семьям этих лиц по их желанию.

На основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначаются пенсии бывшим лицам начальствующего состава органов внутренних дел, лишенным, в установленном законодательством порядке, воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным законом.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, других государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями)183.

Сотрудники органов внутренних дел приобретают право на пенсию по государственному обеспечению:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законом выслугу на службе в органах внутренних дел;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при наличии условий, предусмотренных законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, их семьи при наличии условий, предусмотренных законом, приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Семьи умерших пенсионеров имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Сотрудникам органов внутренних дел и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Нормами Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров, в том числе пенсионеров МВД и членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации.

Пенсии, назначаемые указанным лицам и их семьям, исчисляются из денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 декабря 2007 года введен в оборот ряд новых норм. Положительным моментом является введение расчетного размера пенсии, из которого теперь исчисляются минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий отдельным категориям пенсионеров МВД России (инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, труженики тыла, лица, достигшие 80-летнего возраста, и т.п.)184.

Вместе с тем, нормы о расчете увеличений, повышений надбавок к пенсиям из минимального размера пенсии по старости утратили силу.

Расчетный размер устанавливается равным базовой части трудовой пенсии по старости и пересматривается одновременно с увеличением размера этой базовой части (ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года, в ред. от 3 декабря 2007 года). Законодательством предусматривается поэтапное повышение базовой части трудовой пенсии до величины прожиточного минимума.

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 1 и 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года имеют лица, проходившие службу в органах внутренних дел:

а) имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;

б) уволенные со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет служба в органах внутренних дел.

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии. Пенсии за выслугу лет, назначаемые сотрудникам, являющимся инвалидами, увеличиваются.

К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, проходившим службу, могут начисляться надбавки в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2007 года).

Порядок исчисления выслуги лет определяется постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года)185. Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года в выслугу лет для назначения рассматриваемого вида пенсии засчитываются:

• военная служба;

• служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

• служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• служба в советских партизанских отрядах и соединениях;

• время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

• время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы;

• время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;

• время отбывания наказания и содержания под стражей лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, впоследствии реабилитированных.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы лицам начальствующего состава органов внутренних дел может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии вышеуказанным лицам в льготном исчислении.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 3 декабря 2007 года подлежат включению в общий трудовой стаж соответствующие периоды трудовой деятельности.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года инвалиды службы в органах внутренних дел, в зависимости от причины инвалидности, подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных служебных обязанностей. К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного ч. 1 ст. 18 указанного закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы, – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, либо заболевания, не связанного с использованием служебных обязанностей. Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением служебных обязанностей лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

а) инвалидам вследствие военной травмы I и II групп – 85 процентов, III группы – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп – 75 процентов, III группы – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.

Пенсии по инвалидности не могут быть ниже:

а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы – 300 процентов, II группы – 250 процентов, III группы – 175 процентов расчетного размера пенсии;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период службы, I группы – 250 процентов, II группы – 200 процентов, III группы – 150 процентов расчетного размера пенсии.

В то же время установлен ряд надбавок к пенсиям по инвалидности.

Пенсия по инвалидности назначается в установленном законом порядке на период инвалидности, определенной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет – пожизненно с переосвидетельствованием лишь по их заявлению. В случаях пересмотра группы инвалидности соответственно изменяется и размер пенсии.

В целях усиления социальной защиты нетрудоспособных граждан установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, а также престарелыми, нуждающимися в постоянном уходе либо достигшими 80 лет.

Компенсационная выплата осуществляется к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину186.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года. В ней определено, что государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям сотрудников органов внутренних дел в случаях, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников органов внутренних дел, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается:

• нетрудоспособным детям;

• нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;

• нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие указанных выше причин;

• супругу, одному из родителей или другим членам семьи, указанным в пункте «в» вышеуказанной статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

• дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), – до окончания обучения, но не далее, чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

• отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами;

• супруг или один из родителей, либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работают;

• дедушка и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

С учетом особых обстоятельств, возникающих в процессе прохождения службы в органах внутренних дел, введено право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях.

Родители умерших (погибших) сотрудников имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2007 года родителям погибших сотрудников предоставляется право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибших детей по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации независимо от получения пенсии по пенсионному законодательству.

При этом пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая семьям умерших пенсионеров, не может быть ниже:

• при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 вышеуказанного закона – 200 процентов расчетного размера пенсии;

• при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 вышеуказанного закона – 150 процентов расчетного размера пенсии.

К государственной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года могут устанавливаться и определенные надбавки.

В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года предусмотрено повышение пенсий за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца отдельным категориям пенсионеров органов внутренних дел.

Вместе с тем, лицам, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Федеральным законом от 4 марта 2002 года «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», размер пенсии не повышается.

Европейская Социальная Хартия требует, чтобы функционирующая в государстве система социального обеспечения постоянно совершенствовалась187. Определенный уровень социальных гарантий, достигнутый в Российской Федерации, постепенно повышается, прежде всего, за счет предоставления дополнительных гарантий по социальной защите.

Произведены значительные изменения в нормах, порядке и условиях пенсионного обеспечения уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. Они направлены, в первую очередь, на дальнейшее увеличение размеров пенсии и надбавок к ним и, несомненно, положительно скажутся на уровне жизни пенсионеров188. Появление этих изменений свидетельствует об устойчивой положительной тенденции в защите прав пенсионеров.

Однако нормы пенсионного законодательства при их внешнем восприятии сегодня создают ошибочное представление о материальном благополучии пенсионеров органов внутренних дел. Фактически же, провозглашенное для них право на получение по выходу на пенсию 85 процентов денежного содержания в силу различных ограничений, снижающих расчетную базу даже при максимальной выслуге лет, не превышает одной трети.

В последние годы, при наличии достаточного объемного пакета нормативных документов, государство встречается с серьезнейшими трудностями в реализации ряда прав сотрудников, уволенных со службы, которые раньше считались незыблемыми.

В целом действующая система пенсионного обеспечения граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, характеризуется следующими основными недостатками:

• она не выполняет своей здравоохранительной функции, не обеспечивает раннюю диагностику заболеваний;

• в ней отсутствуют четкие критерии оценки степени повышенного профессионального риска при предоставлении льгот и начислении пенсий, не учитывается характер и условия службы в конкретном подразделении, на конкретной должности;

• главный недостаток состоит в том, что существующий размер пенсии (около 23 процентов зарплаты) не соответствует международным стандартам (40 процентов зарплаты).

В качестве мер по усилению защиты пенсионеров необходимо:

• привести пенсионное законодательство России в соответствие с международными нормами и стандартами;

• обеспечить соблюдение прав пенсионеров на получение бесплатного медицинского обслуживания и более широкого права на достойную жизнь и государственную поддержку пожилых людей;

• уточнить в ведомственных нормативных актах, в зависимости от оснований увольнения сотрудника со службы, объем прав и обязанностей по вопросам пенсионного обеспечения, получения единовременного или выходного пособия и других социальных льгот и гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Основным критерием социальной защиты ветеранов и всех пенсионеров МВД является уровень их пенсионного обеспечения. Социальные гарантии сотрудников и членов их семей, в числе которых значится и пенсионное обеспечение, всегда воспринимались в России как специфическое социальное отличие, которое характеризует особый статус сотрудников, их общественное положение. Это мнение распространено не только среди сотрудников и членов их семей, но и в целом среди населения страны.

Предпринимаемые в последние годы государством меры по повышению благосостояния сотрудников, граждан, уволенных со службы, и членов их семей, очевидны, но явно недостаточны для полной реализации провозглашенного Президентом России курса на борьбу с бедностью.