Признание государств.
Нет нормативного м/н акта, который бы регулировал вопросы признания. Ни один м/н договор, ни один обычай не содержит положений о том, что гос-ва обязаны выразить признание. Поэтому признание – политико-правовой акт гос-ва, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового гос-ва, выражает свое позитивное отношение к этому, а также выражает намерение вступать в отношения с этим новым гос-вом.
Признание нескольких субъектов: можно говорить
- о признании государства;
- о признании правительства
- признание в качестве воюющей или восставшей стороны
- признание органов национального освобождения
2 теории о том, как понимать признание:
1 теория: декларативная. Гос-во является субъектом м/н права с момента своего возникновения. Признание не порождает правосубъектность, а лишь констатирует её наличие и способствует вхождению гос-ва в систему межгосударственного общения.
2 теория: конститутивная. Гос-во становится субъектом м/н права только после получения признания. Нет признания – нет гос-ва. Эта теория менее популярна. Вопрос – сколько нужно признаний.
26.11.2010
Также в м/н праве говорится и о признании правительств. => когда не происходят территориальные изменения, а социальные изменения, порождающие новый формат государственности. Некоторые гос-ва могут и не согласиться с такими переменами, и правительства таких гос-в могут и не признавать.
непризнанное государство фактически может осуществлять свою правосубъектность (следствие декларативной территории)
оно может участвовать в международных конференциях, м/н организациях. (В Уставе ООН сказано, что вхождение в орг-цию не обязательно должно предшествовать признанию, т.е. непризнанные гос-ва могут входить). Но это не означает, что факт вхождения непризнанного гос-ва в м/н организацию, что гос-ва-участники признали это гос-ва.
не существует трафаретной формулы признания. Нигде не закреплено, как 1 гос-во д.признать др.гос-во. Самое распространенная практика – издание указа Президента. (В отношении Чехии и Словакии, указ Президента о признании Эритреи). М/н право не устанавливает правила, обязывающего устанавливать признание – это акт доброй воли со стороны гос-ва. М/н договором м.б. установлена обязанность признать какое-то гос-во. Парижско-Дельтенское соглашение => Босния и Герцеговина и Югославия д.б. Признать друг друга. Резолюция СовБез ООН 1994 года – обязал Ирак признать политическую независимость Кувейта.
2000 год. Смена власти в Тайвани. МИД России – смена власти на Тайвани не меняет подхода РФ к Тайвани: Россия не поддерживает с Тайванью межгос.отношений и торгово-экономич.и др. отношения – на неофициальной основе. (Сообщение МИД России). Т.е. дип.представитеями обмениваться не собираются.
Виды признаний:
2 формы признаний:
1. юридическое
- де-юре – самое полное признание, которое обозначает, что гос-ва намерены установить др.с другом дипломатические отношения и обмениваться дип.представительствами. => установление стабильных политических отношений.
- де-факто – неполное признание, т.к. возникающие отношения не доводятся до уровня обмена дип.представительствами. М.б. даже стабильные, официальные контакты
2. фактическое – неофициальное признание. Осуществляется в форме эпизодических контактов, как на правительственном, так и неправительственном уровнях.
∞ признание аd hoc. Признание на раз, единичное признание.
Критерии официального признания.
Сформулированы гос-вами ЕвроСоюза. Содержатся в решении Совета Европейского Союза «Заявление о критериях Европейского Союза для признания новых государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза. Для гос-в-членов ЕС – обязывающий характер.
1. соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Хельсинскому заключительному акту (Док-т, по которому СБСЕ преобразовалось в ОБСЕ в 1975 г.), а также в Парижской хартии 1990г., особенно в том, что касается верховенства права, демократии и прав человека.
2. гарантии прав этнических, национальных групп и меньшинств в соотв.с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ.
3. уважение нерушимости всех границ, которые не м.б. изменены не иначе как мирными средствами и с общего согласия.
4. принятие всех обязательств, касающихся разоружения, нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности.
5. обязательства разрешать по соглашению все вопросы, касающиеся правопреемства государств.
- О тработки в четверг в большую перемену. Понятие международного права и предмет регулирования. Международное право как самостоятельная правовая система.
- Предмет регулирования международного права.
- Виды имплементации:
- Соотношение м/н публичного и м/н частного права.
- Система м/н права.
- Нормы и источники международного права Источники международного права. Понятие и классификация.
- Международный договор.
- Международный обычай
- Акты м/н конференций и организаций
- Решения международных судов
- Нормы международного права. Понятие и их особенности.
- Особенности норм м/н права.
- Создание норм м/н права. Процесс согласования воль гос-ва.
- Принципы м/н права – самостоятельно Процесс создания обычных норм.
- Виды норм
- Императивные нормы jus cogens.
- Субъекты м/н права. Понятие и виды субъектов м/н права.
- М/н правосубъектность
- Государства как основные субъекты м/н права.
- Способы образования гос-в.
- Юрисдикция гос-ва и её виды.
- Принципы, на основании которых гос-во может установить свою юрисдикцию:
- Постоянно нейтральное гос-во.
- Признание государств.
- Правопреемство гос-в как международно-правовой институт.
- Отличие правопреемства м/н-правового от гражданско-правового.
- Правопреемство в отношении м/н договоров ссср.
- Правопреемство в отношении гос.Собственности, гос.Архивов и гос.Долгов.
- Международно-правовая ответственность. Понятие м/н-правовой ответственности.
- Основания м/н-правовой ответственности.
- 2 Вида оснований:
- Виды м/н правонарушений
- Виды и формы м/н-правовой ответственности
- Осуществление ответственности
- 2 Осн.Способа:
- Санкции.
- Соотношение международного и внутригосударственного права. Теории соотношения м/н и национального права.
- 2 Основных направления:
- М/н и национальное право как взаимосогласованные взаимодействующие правовые системы.
- Аспекты взаимодействия международного и нац.Права:
- Функции м/н права во внутригосударственной сфере.
- Непосредственное применение м/н норм во внутригосударственной сфере.
- Толкование ч.4 ст. 15 Конституции.
- Варианты непосредственного применения норм м/н права.
- Реализация норм м/н права. Понятие и формы реализации м/н права.
- Содержание процесса реализации норм.
- Международный конвенционный механизм
- Международный институционный (организационно-правовой) механизм.
- Внутригосударственный механизм реализации м/н норм. Национальный механизм
- Право международных договоров Понятие и источники права международных договоров.
- Стороны м/н договора
- Заключение м/н договоров.
- 1 Стадия. Подготовка текста договора.
- 2 Стадия. Принятие текста договора.
- 3 Стадия. Выражение согласия на обязательность договора.
- 4. Вступление договора в силу.
- 5. Заключительная стадия. Опубликование и регистрация д-ра.
- Действие договоров во времени и пространстве
- Толкование международных договоров
- Недействительность м/н договоров.
- Прекращение и приостановление действия м/н договоров
- Международное гуманитарное право
- Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека.
- В рамках региональных м/н организаций
- Международное уголовное право Понятие и предмет международного уголовного права.
- Источники муп.
- Характеристика отдельных м/н преступлений и преступлений м/н характера.
- Геноцид.
- Посягательство на лиц, пользующихся м/н защитой.
- Захват заложников.
- Незаконный захват воздушного судна.
- Незаконный оборот наркотич.Средств и психотропных вещ-в.
- Преступления м/н терроризма.
- Организационный механизм борьбы с преступностью.
- Интерпол
- Европол
- Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. (в рамках снг).
- Антитеррористический центр снг
- Правовая помощь по уголовным делам. Институт правовой помощи по уголовным делам. Понятие и общая характеристика.
- Источники института правовой помощи по уголовным делам.
- Выдача лиц.
- Характеристика процедуры выдачи по Европейской Конвенции 1957 года.
- Порядок направления запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного гос-ва.
- Порядок выдачи лица, находящегося на территории рф.
- Право международных организаций Понятие и источники права м/н организаций
- М/н организации. Понятие, классификация, правовая природа.
- Отличия от м/н конференций.
- Организация Объединенных Наций.
- Цели, задачи, общая характеристика.
- Специализированные учреждения оон
- Финансовые организации.
- Совет Европы
- Европейский Союз
- Шанхайская организация сотрудничества. Шос.
- Право международных судов. Международные судебные учреждения. Понятие, признаки, классификация.
- Право, применяемое м/н судами.
- Европейский суд по правам человека.
- Международное уголовное правосудие.
- Интернационализированные трибуналы.
- Международный суд оон.
- Трибунал по морскому праву.
- Суд Европейских Сообществ (Европейский Суд)
- Международное процессуальное право Понятие и источники мпп.
- М/н юридический процесс. Понятие, виды.
- Особенности международно-процессуальных норм.
- Процессуальная форма.
- Стадии м/н правоприменительного процесса.
- М/н правоприменительный процесс: система, виды.
- М/н межгосударственный процесс
- Процедура в м/н суде оон
- Процедура в м/н трибунале по морскому праву.
- Процедура в Суде Европейских сообществ.
- Экономический суд снг.
- Механизм разрешения споров в рамках вто.
- М/н уголовный процесс
- Процедура в мус.
- М/н гражданский процесс.
- Суд 1й инстанции ес.
- Трибунал гражданской службы ес.
- М/н центр по урегулированию инвестиционных споров.
- М/н гуманитарный процесс.
- Процедура в еспч.
- Право вооруженных конфликтов. Понятие, источники общая хар-ка.
- Начало войны и его правовые последствия.
- Театр военных действий – пространственная сфера вооруженного конфликта.
- Участники вооруженного конфликта.
- Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны.
- Защита раненых, больных и военнопленных
- Правовой режим военной оккупации
- Защита культурных ценностей в пользу вооруженного конфликта.
- Окончания войны и его правовые последствия.
- 2 Аспекта:
- Право внешних сношений. Понятие и источники.
- Органы внешних сношений. Понятие, виды.
- Дипломатические представительства.
- Консульские учреждения.
- Торговые представительства.
- Постоянные представительства гос-в при м/н организациях.
- Специальные миссии.
- Право м/н безопасности. Понятие, источники прав м/н безопасности.
- Роль м/н права в предотвращении войны.
- Коллективная безопасность.
- Глава 7 предполагает создание и систем на региональном уровне.
- Разоружение и ограничение вооружения.
- Территория и м/н право.
- Арктика
- Государственная территория.
- Государственная граница.
- Процесс установления гос.Границы.
- Режим гос.Границы.
- Международные реки.
- Международные каналы.
- Антарктика.
- М/н морское право. Характеристика отрасли. Понятие и источники.
- Внутренние морские воды.
- Территориальное море
- Прилежащая зона.
- М/н проливы.
- Исключительная экономическая зона.
- Континентальный шельф.
- Открытое море.
- Морское дно за пределами национальной юрисдикции (район)
- М/н воздушное право. Понятие и источники.
- Правовое регулирование м/н полетов над государственной территорией.
- М/н полеты в м/н воздушном пространстве.
- Коммерческие права м/н воздушных сообщений.
- М/н космическое право.
- Правовой режим космического пространства и небесных тел.