logo
Рабцевич (1)

Варианты непосредственного применения норм м/н права.

1. Самостоятельное применение норм м/н права – когда правоприменитель основывает принимаемое решение исключительно на нормах м/н права. Необходимость самостоятельного применения возникает при наличии по каким-то причинам пробелов в национальном праве. Пример: 1993-1994 гг действовал КЗоТ, в нем не содержалось положений о том, что з/п должна выплачиваться исключительно в ден.форме. Во время кризиса – выплата в натуральной форме. Ссылаться на КЗоТ нет оснований, он это не запрещал. Но когда пошел серьезный поток исковых заявлений о выплате в ден.форме – появились решений, которые были основаны на Конвенции № 95 МОТ «О заработной плате», в которой закреплено, что как минимум половина з/п д.б. в денежной форме.

2. Приоритетное применение – вариант, который прямо предусмотрен в ч.4 ст. 15 – если предусмотрено иное, нежели в м/н договоре. Т.е. есть и м/н норма, и национальная норма, регулирующие одно и то же правоотношение. Правоприменителю нужно определиться, чему он отдает приоритет. Когда выбирается норма м/н договора – как раз этот вариант непосредственного применения м/н нормы.

3. Совместное применение – наиболее часто встречающееся. Оно имеет место в тех случаях, когда одни и те же отношения регулируются и м/н и национальными нормами, но при этом содержат тождественное регулирования, их положения не противоречат друг другу. Т.е. для придания весомости, основательности ссылаются и на м/н нормы. Хотя если не ссылаться – ничего не будет. При использовании этого варианта судья не рискует, что его решение будет отменено.

В процессе правоприменения при выборе правовых норм, регулирующих те или иные отношения, необходимо учитывать:

- ч. 4 ст. 15 К-ции

- отраслевые нормы о регулировании отношений, составляющих предмет отрасли м/н нормами (п.1, 2 ст.7 ГК, ст. 7 НК, ст.3 УИК, п.2 ст.1.1 КоАП, п.1, 4 ст.11 ГПК, п.3 ст.1 УПК, ст. 10 ТК).

- отсылки, содержащиеся в НА. Отсылка – указание в национальном акте на то, что в опред.ситуациях субъекты внутригосударственных отношений д.руководствоваться нормами м/н права. Положения ч.4 ст. 15 К-ции – общая отсылка ко всем м/н договорам, содержащим иные правила, чем российский НА. Конкретная отсылка – отсылка к конкретному м/н договору. Безадресная отсылка – в тексте российского НА не указывается, к какому именно м/н договору отсылается правоприменитель. Т.е. правоприменитель д.решить, есть ли такой договор, вступил ли в силу, надо ли отдаваться приоритет и т.д.

Решение вопроса о приоритете м/н норм.

Ни один м/н договор не обладает приоритетом над Конституцией РФ. Если в ГД поступает проект м/н д-ра, подлежащего ратификации, который противоречит конституции, такой договор ратифицирован быть не может до внесения изменений в конституцию. Но на практике или отклоняется, или вносятся изменения в договор.

Над ФКЗ тоже нет приоритета.

Приоритетом над ФЗ обладают только те м/н д-ры, согласие на обязательность которых было дано в форме ратификации.