logo
Рабцевич (1)

2 Основных направления:

1. дуалистическое направление. Оппенгейм, Анцелотти, Триппель. Приверженцы такой т.зр. исходили из того, что м/н право и национальное – самостоятельные правовые системы, которые относятся к различным правопорядкам и не соподчинены. Современные представитель допускают возможность регулирования одних и тех же отношений нормами как м/н, так и внутригосударственного права. Но т.к. допускается совмещенное регулирование => коллизии м/у этими нормами. Приверженцы дуализма считают, что эти коллизии д.б. решены при помощи дипломатич.переговоров, с помощью института м/н ответственности, с помощью иных средств регулирования споров.

Радикальный дуализм: эти системы настолько самостоятельны и независимы, что нет никаких точек соприкосновения.

Реалистический дуализм: системы самостоятельны, но независимости у них нет, они взаимозависимы. Признается возможность коллизий. Подчеркивается, что м/у этими правовыми системами бесспорно есть связь, которая носит характер координации и характеризуется в/согласованностью и в/дополняемостью.

2. монистическое направление. Сторонники отдают приоритет одной из систем. 2 основных формы:

- безусловный авторитет за национальным правом. Гегель. Гос-во = абсолютная власть на земле. М/н право есть, но это сумма внешнегос.права. Т.е. фактически – отрицание м/н права в том виде, в котором оно существовало, т.к. есть суверенитет гос-ва. Сегодня широкой поддержки эта теория не имеет.

- приоритет международного права над национальным. Основоположником является Ханс Кельзен. Существует единая иерархия правовых норм. На вершине этой пирамиды располагаются м/н нормы. Поскольку м/н и нац.нормы рассматриваются как единая система – нормы, которые стоят ниже, они бесспорно д.соответствовать тому, что выше. Любая норма, которая противоречит м/н норме ничтожна сама по себе. В настоящее время теория тоже остается теорией. Однако европейское право с национальным правом ЕвроСоюза создает что-то похожее на эту пирамиду.

Умеренный монизм. М/н право не рассматривается как подавляющий фактор, приоритетом, безусловно, обладает м/н право, при этом приоритет означает, что гос-во д.выполнять свои м/н-правовые обязательства и привести свое нац.право в соответствие с м/н правом.

Тенденции:

- И доктрина, и практика стран СНГ не отрицает возможного преимущественного значения той или иной правовой системы, но в процессе их тесного в/д.

- Можно констатировать наличие широкой практики следования принципу приоритета м/н права.

- В принципе вообще не имеет значения, как в доктрине обосновывается вопрос соотношения м/н и нац. права, т.к. если посмотреть в плоскость практики, вне зависимости от теории, необходимо решать вопросы: как привести в действие на территории гос-ва нормы м/н права, как обеспечить их выполнение.