logo search
гму / шпоры

Особые экономические зоны в рф: виды и направления деятельности.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

Предоставляется ряд налоговых преференций

Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям – это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ "Алабуга") и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

* Автомобилей и автокомпонентов

* Строительных материалов

* Химической и нефтехимической продукции

* Бытовой техники и торгового оборудования

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновционных зон являются:

* Нано- и биотехнологии

* Медицинские технологии

* Электроника и средства связи

* Информационные технологии

* Точное и аналитическое приборостроение

* Ядерная физика

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в южно-кавказском федеральном округе.

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

  1. Планирование поставок продукции для государственных нужд.

Одной из таких функций является обеспечение поставок

продукции (работ, услуг) для государственных нужд, имеющих два уровня потребностей:федеральный и региональный (субъектов РФ).

Федеральные государственные нужды образуют потребности РоссийскойФедерации в целом, они обеспечиваются федеральными органами государственнойвласти. Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задачрегионов, пределяются и обеспечиваются их органами власти.

В состав федеральных государственных нужд включаются потребности впродукции для:

реализации федеральных, межгосударственных целевых программ,инвестиционных программ; • проведения геолого-разведочных работ, природоохранных мероприятий; • функционирования учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, транспорта общего пользования; • государственного управления, обороны, образования продовольственных фондов, резервов;

• выполнения международных экономических обязательств РФ.

Таким образом, государственные нужды составляют прежде всего потребности в жизнеобеспечении, безопасности страны и населения.

Продукция для государственных нужд приобретается организованно на основе государственных закупок у товаропроизводителей независимо от форм собственности и

хозяйствования и ее поставок потребителям. Планирование закупок и поставок этой продукции включает формирование, размещение и исполнение заказов на ее производство и реализацию товаропроизводителями и посредниками.

Для организации работы по поставкам продукции утверждаются государственные заказчики. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной

власти (министерство, другое ведомство), федеральное казенное предприятие, орган исполнительной власти субъекта РФ, коммерческие и некоммерческие организации,

корпорации, создаваемые на основе соглашений.

Государственные заказчики заключают с поставщиками продукции государственные контракты на основе заказа, принятого поставщиком (исполнителем).

Государственный заказчик выполняет следующие функции:

• осуществляет выбор поставщиков продукции для заключения с ними контрактов путем проведения конкурсов, организации федеральных, региональных торгов;

• заблаговременно указывает конкретных получателей продукции, поставляемой в соответствии с государственным контрактом; согласовывает с получателями

номенклатуру, объемы и сроки поставки им продукции;

• гарантирует поставщикам оплату продукции по ценам, определенным государственным контрактом.

При разработке заказа исходят из сценарных условий развития страны, прогноза развития экономики на очередной год, направлений бюджетной политики. При этом

заказчикам доводятся бюджетные ассигнования в виде исходных данных для разработки заказа. На их основе формируются предложения по показателям заказа и заявки на

финансирование работ. Объем закупок по заказу определяется платежеспособнымспросом заказчиков-потребителей, финансируемых из средств федерального бюджета и

внебюджетных источников.