Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
Любое успешное управленческое решение должно обладать следующими качественными признаками: всесторонняя обоснованность, реальность решения, своевременность, экономичность (достижение лучших конечных результатов при наименьших затратах).
Поскольку на практике, во многих случаях, считается, что управленческие решения не выполняются по вине исполнителей, поэтому основной упор делается на контроль за исполнением управленческих решений[40]. Практика свидетельствует о том, что даже качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия отлаженной системы контроля.
Контроль – это функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых управленческих решений фактическому состоянию системы, выявляющая отклонения и их причины
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение ошибок и недоработок, отклонений. Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях.
Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния по выполнению принятия решения.
Ориентирующая функция контроля направлена на указание ориентиров, т.е. тех вопросов, которые в данный момент заслуживают внимания.
Стимулирующая функция проявляется в выявлении и вовлечении «в работу» всех не использованных ресурсов, в первую очередь человеческого фактора.
Корректирующая функция контроля заключается в уточнении сути самого решения в том случае, если изменилась обстановка. И наконец, одна из функций контроля – это авторский надзор, позволяющий проверить воплощение замысла.
Контроль по упреждению разрабатывается на базе норм, стандартов, правил в процессе разработки решения. Схема организации контроля по упреждению следующая (рис.1.9):
Рис. 1.9. – Схема организации контроля по упреждению
Контроль по упреждению применим в любой организации, его наличие характеризует высокий профессионализм управленческого труда.
Предварительный контроль осуществляется до начала выполнения решения. Его главная задача – установить, верно ли определены цели и выбрана стратегия. На этом этапе разрабатываются и корректируются критерии оценки решения, идет отладка методики последующего вида контроля – текущего. Неудачно разработанная система контроля может ориентировать исполнителей не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля, что очень опасно для функционирования организации.
Текущий контроль осуществляется в процессе разработки и реализации решения. Он включает необходимые измерения, взвешивания, оценку. В разовом порядке используется фильтрующий вид текущего контроля, когда из-за резких отклонений реализация решения приостанавливается. Процесс текущего контроля для повышения его гибкости, точности и объективности необходимо осуществлять с привлечением ПК. Сам процесс включает в себя следующие четыре стадии:
- установление норм функционирования;
- сбор данных о фактических результатах;
- сравнение и оценка фактического и ожидаемого результата;
- разработка и реализация корректирующих действий..
Качество управленческого решения – это степень соответствия его внутренним требованиям организации или стандартам, принятым в организации. Эффективность управленческого решения можно определить как отношение положительных результатов и допустимых.
Качество управленческого решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя, и система мер по их реализации.
Для повышения качества управленческих решений, как правило, создается экспертная группа, подчиненная руководителю организации. В нее целесообразно включать экономистов отделов оплаты труда и управления персоналом, социологов, делопроизводителя, юриста, референта, руководителя организации и других специалистов. В экспертную группу поступают все подготовленные аппаратом управления решения, за исключением стандартных (о премировании коллектива по итогам года или «считать утратившим силу приказ такой-то» и т. п.). Экспертная группа выполняет следующие виды процедур:
- проверяет соответствие подготовленного решения правилам и требованиям, предъявляемым к составлению распорядительных документов;
- проводит экспертную оценку необходимости данного решения и отдельных заданий, включенных в его состав;
- проверяет финансовые, кадровые, ресурсные, материальные и другие возможности реализации как всего решения в целом, так и отдельных его заданий. Если оценка требует специальной квалификации, привлекаются специалисты аппарата управления или линейные руководители.
Качество управляющего решения оказывает существенное влияние на эффективность деятельности любой организации.
Руководители крупного ранга, собственники время от времени принимают важные, судьбоносные для организации управленческие решения. Менеджеры среднего звена также оказывают существенное влияние на эффективность деятельности организации. Организационная культура компании также влияет на общий уровень качества принимаемых решений. В связи с этим, проблемы выявления резервов улучшения качества управленческих решений остаются актуальными.
Найти решение этих проблем можно, лишь проведя исследования существующих процедур принятия решений в организации и проблем, возникающих с улучшением качества принятых решений. Существенными моментами при этом являются:
- уровень подготовки и загрузки управленческого персонала;
- качество проведения экспертиз инновационных управленческих решений, другие вопросы.
В теории принятия решений известна матрица оптимальных решений. Она классифицирует решения по следующим категориям: нет решения, неэффективное решение, эффективное решение, суперэффективное решение.
При оценке эффективности управленческих решений применяются различные подходы, можно:
- считать эффективность разработки и эффективность реализации решения;
- рассчитывать раздельно экономическую и социальную эффективность;
- эффективность управленческих решений считать как ресурсную результативность;
- рассчитывать по каждому решению организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экономическую, этическую, политическую эффективность как факт достижения соответствующих целей.
Качественные характеристики показателей эффективности принятия управленческих решений: своевременность представления проекта решения, степень научной обоснованности решения, многовариантность расчетов, ориентация на передовой опыт, численность занятых в разработке решения, стоимость и сроки реализации проекта, количество соисполнителей и другие.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:
- применение в разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов, обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и дорого. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогостоящим объектам (проектам). Вместе с тем, конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента
- Раздел 1. История государственного управления в России.
- 5.Государственное управление в России в 1991-1993 годы
- Раздел 2. Теория управления.
- 6.Научные школы управления.
- Содержание управления персоналом[править | править исходный текст]
- 8.Законы и принципы управления.
- 9.Общая характеристика моделей управления.
- 10. Понятие и характеристика функций управления.
- 2. Первичные функции управления
- Раздел 3. Теория организации.
- 11 Организация как объект управления.
- 12 Общие и специфические законы организации. Законы организации Социальные законы и закономерности
- Законы и закономерности организации, их роль
- 13. Внутренняя и внешняя среды организации.
- 14 Организационная структура: понятие, сущность, типология.
- Раздел 4. Разработка управленческих решений.
- 16 Управленческие решения: понятие, содержание, типология.
- 17 Управленческое решение как процесс, особенности и этапы принятия.
- 2. Составление плана решения.
- Контроль, качество и эффективность принимаемых управленческих решений
- 20. Государственные решения: понятие, содержание, типология.
- Раздел 5. Управление персоналом.
- 21 Персонал как объект управления
- 22. Управление персоналом: понятие и сущность
- 23.Субъекты и объекты управления персоналом
- 24.Концепции управления персоналом: понятие и содержание
- 25.Кадровая политика организации и стратегия управления персоналом
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 1. Понятие информационной системы
- Основные профессиональные роли специалиста по персоналу
- 30.Общая характеристика технологий управления персоналом
- 33Содержание, формы и методы оценки персонала.
- 38Профессиональное обучение и развитие работников. Управление карьерой.
- Раздел 6. Система государственного и муниципального управления.
- 40. Государственное управление как система. Формы и функции государства.
- 46. Система исполнительной власти в Российской Федерации.
- 52 Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.
- 53 Законодательные (представительные) органы власти субъектов рф – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.
- 54. Органы исполнительной власти субъектов рф: правовой статус, структура, функции.
- 58 Муниципальная служба в рф: общая характеристика правовое закрепление, классификация должностей, порядок их замещения.
- 59Аттестация государственных и муниципальных служащих.
- 60Муниципальное управление: понятия, содержание, цель и задачи.
- Раздел 7. Управление общественными отношениями.
- 62Общественные отношения в современном российском обществе.
- 63Общественное мнение как структурный элемент общественных отношений. Общественные отношения в политике, бизнесе, органах власти.
- 64 Связи с общественностью в органах государственного и муниципального управления.
- Раздел 8. Региональная экономика и управление.
- 66.Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
- 67 Территориальная организация общества. Территория как объект управления.
- 68. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики.
- 69. Региональная структура управления в рф.
- Раздел 9. Правовые основы государственного и муниципального управления.
- 1. Понятие гражданства, принципы гражданства
- 2. Порядок приобретения и прекращения гражданства России
- 74.Правовые акты управления: понятие, типология.
- 75.Юридические лица как субъекты гражданского права, их виды.
- 76.Административная и уголовная ответственности в сфере управления.
- 2.2. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений в сфере экономики
- 77.Трудовое правоотношение: понятие, субъекты, содержание.
- 78Порядок приема работника на работу. Перевод и увольнение.
- Перевод персонала Повышение в должности
- Перемещение «по горизонтали»
- Перевод на другую работу (перемещение)
- Увольнение персонала
- 79Трудовой договор: понятие, содержание и виды.
- 80.Трудовые споры и порядок их разрешения.