logo search
Рабцевич (1)

Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека.

Международный институционный механизм – комплекс средств, используемых государствами для обеспечения и защиты зафиксированных в м/н актах прав и свобод человека. В эту систему входят межгосударственные органы, наделенные функцией международного контроля за деятельностью гос-в в сфере обеспечения прав человека и международные органы, наделенные полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов.

Генеральная Ассамблея ООН:

- рассм.вопросы по правам человека на своих заседаниях

- принимает резолюции, осуждающие нарушения прав человека

- возможность создавать органы, комиссии, в рамках ООН, которые наделены более конкретными полномочиями

Верховный комиссар по правам человека: (с 1993 г.)

- координация деятельности органов ООН по вопросам прав человека

Комиссия по правам человека ООН (1946 г.)

- обеспечение сотрудничества государств в области прав человека. 53 члена – представителей гос-в. Представители гос-в связаны политическими позициями государств. => решения достаточно политизированы. Создано огромное кол-во подкомиссий, рабочих групп. 1967 г. => Резолюция 1235 Возможность рассматривать массовые и серьезные нарушения прав человека. Это ещё не индивидуальные обращения => информация м.поступать из любых источников.

1970 г. Резолюция 1503 – право рассматривать индивидуальные и коллективные обращения лиц.

Процедура 1235: Публичный характер.

1. рассмотрение целесообразности жалобы. => Подкомиссия по предотвращению дискриминации нац. меньшинств.

2. расследование

3. резолюция, которая осуждает деятельность гос-ва. М. самостоятельно, а может через экономич. и социальный совет.

Процедура 1503 – конфиденциальный характер. Процесс рассмотрения индивидуальных обращений.

Комитет по правам человека. Данный орган создан на основании м/н пакта о гражд.и полит.правах, но в факультативном протоколе предусмотрено обращение индивидов с жалобами в данный орган. Состоит из 18 членов, избираемых гос-вами. Представители не рассматриваются в официальном качестве, действуют в личном качестве.

- рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушения прав человека, но только тех, которые закреплены в пакте о гражд. и полит.правах.

- заслушивание докладов гос-в о ходе исполнения ими м/н пакта о гражд.и полит. правах => м/н контроль

- рассмотрение жалоб гос-в на нарушение др.гос-вами положений м/н пакта о г.и п. правах.

Ст. 40 Пакта закрепляет обязанность гос-в предоставлять комитету доклады о принятых ими мерах по реализации положений пакта. Каждые 5 лет. Право запрашивать доп.информацию. М.б. назначен спец. докладчик – лицо, перед которым ставится задача проверить истинность информации доклада. Ему д.б. предоставлен беспрепятственный доступ в учреждения и т.д.

Ст. 41 Пакта закрепляет возможность 1го гос-ва пожаловаться на др. гос-во. Пожаловаться может только то гос-во, которое при ратификации сделало заявление о том, что комитет может рассматривать такие жалобы в отношении себя.

Граждане гос-в, которые ратифицировали факультативный протокол м/н пакта, могут обращаться в комитет по правам человека. В комитет могут обращаться

- жертвы нарушений прав, закрепленных в пакте.

- близкие родственники жертв нарушений

- нельзя обращиться в защиту иных лиц

Жалоба может быть подана только на нарушение прав, закрепленных в пакте.

Д.б. исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Жалобы не должна одновременно находиться на рассмотрении любого другого м/н органа.

В ЕСПЧ есть срок, в течение которого м.б. подана жалоба. В комитете такого срока нет.

Решения:

- Принятие решение о приемлемости жалобы

- в случае положительного решения этого вопроса - непосредственное решение жалобы. Формулировка вопросов к гос-ву. Конфиденциальный характер. Предусмотрено также проведение публичного разбирательства, но личного участия заявителя при рассмотрении не требуется. Принимается документ, который называется «Соображения». => рекомендательный характер.

14.02.2011

Комитет по экономии., соц. и культурным правам. Создан Экономич.и Соц.Советом. Состоит из 18 экспертов. Основная компетенция – заслушивание докладов гос-в о ходе выполнения положений М/н пакта об экономич., соц.и культ. правах.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Создан на основании одноимен.конвенции. Компетенция: осуществление м/н контроля в форме рассмотрения и заслушивания докладов гос-в о выполнении данной конвенции.

Оба комитета не обладают компетенцией рассматривать жалобы на нарушение актов.

Комитет по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка 1989. Состоит из 10 экспертов, который выступают в личном качестве, представляя не гос-во. Компетенция: заслушивание докладов гос-в о ходе выполнения положений конвенции. Индивид.жалобы тоже не рассматривает.

Комитет против пыток. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания 1984 г. В отличие от предыдущих – обладает полномочием рассматривать индивид.обращения по поводу нарушения данной конвенции.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. На основании Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Только полномочия м/н контроля. Индивид.обращения не рассматривает.

Есть ещё квази-судебные органы по защите прав чел-ка, которые обладают полномочием рассмотрения индивид.жалобы.