§1. Правосубъектность Республики Беларусь и
административно-территориальных единиц
Республики Беларусь
1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ст.1, 124 ГК). По своей природе последние являются публично-правовыми образованиями, наделенными властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать как особые субъекты гражданского права.
Особенности правового положения государства обусловлены тем, что Республика Беларусь есть суверенное государство, которое, решая общенациональные, публичные задачи, определяет правопорядок в целом. Государственные органы, выступая от имени Республики Беларусь, издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие являться, в том числе, и основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции Республики Беларусь. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на независимости и равноправии субъектов, их свободной воли и неприкосновенности собственности. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в ст.124 ГК специально закреплено, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, а соответственно, не могут использовать свои властные полномочия при осуществлении гражданской правосубъектности. Вступая в гражданско-правовые отношения государство, административно-территориальные единицы не пользуются преимуществами и имеют те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. При нарушении гражданских прав и неисполнении обязанностей к ним на общих основаниях применяются обычные гражданско-правовые санкции, в том числе меры гражданско-правовой ответственности.
2. Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью.
Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа.
По вопросу о характере правоспособности государства и административно-территориальных единиц единства мнений нет. Можно выделить две основные точки зрения, исходя из общепринятого в науке гражданского права деления правоспособности на общую и специальную. Одни авторы, придерживающиеся мнения об общей (универсальной) правоспособности государства, объясняют свою позицию прежде всего широтой тех задач, которые стоят перед государством, а также тем, что носителем определенных гражданских прав и обязанностей может быть только государство332. Другие исследователи333, трактуя гражданскую правоспособность рассматриваемых субъектов как специальную, подчеркивают, что, во-первых, органы государства и административно-территориальных единиц имеют право делать только то, что им прямо разрешено, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законодательно, и, во-вторых, то, что сама правовая природа государства и административно-территориальных единиц не позволяет им приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности (например, государство не может передавать имущество по наследству). Иначе говоря, публично-правовые образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам334.
3. К Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. На этом основании А.А.Иванов приходит к заключению, что государство приравнено к юридическому лицу, хотя и не названо таковым.335 Идея "государство–юридическое лицо" и ранее имела место в юридической литературе.336 Подобные утверждения основаны на том, что государство представляет собой разновидность коллективных гражданско-правовых субъектов, каковыми являются и юридические лица, а соответственно, обладает всеми признаками, которые являются необходимыми для коллективных образований как субъектов гражданского права. Распространение же на государство норм о юридических лицах подтверждает тождественность их гражданской правосубъектности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы действительно обладают всеми признаками, необходимыми для юридических лиц. Однако, обладая признаками общими для других гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права (п.2 ст.124 ГК), а в других – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др. Одновременно с этим рядом субъективных гражданских прав могут обладать только государство или административно-территориальная единица (например, правом на приобретение в собственность имущества, не имеющего наследников).
Таким образом, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией Республики Беларусь.
- Гражданское право
- Оглавление
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Гражданское право Республики Беларусь − самостоятельная отрасль системы ее права
- § 2. Гражданско-правовой метод регулирования общественных
- § 3. Функции гражданского права
- § 4. Задачи гражданского права
- § 5. Принципы гражданского права
- § 6. Отграничение гражданского права от смежных с ним отраслей
- § 7. Гражданское право в системе публичного и частного права
- § 8. Система гражданского права
- Глава 2. Гражданское законодательство
- § 1. Понятие гражданского законодательства и его состав
- § 2. Виды гражданско-правовых нормативных актов
- § 3. Диспозитивные и императивные нормы гражданского права.
- § 4. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
- § 5. Толкование гражданско-правовых норм
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина
- §1. Понятие и предмет науки гражданского права
- §2. Гражданско-правовые методы исследования
- §3. Связь науки гражданского права с другими отраслями знаний
- §4. Гражданское право как учебная дисциплина
- Глава 4. Общая характеристика гражданского и торгового права зарубежных государств
- § 1. Необходимость изучения гражданского и торгового права
- § 2. Основные правовые системы иностранного
- § 3. Общая характеристика источников гражданского и торгового права
- § 4. Общая характеристика источников
- § 5. Общая характеристика источников
- § 6. Общая характеристика источников
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Гражданское правоотношение. Общие положения
- § 1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности
- § 2.Субъекты, объекты и содержание гражданских правоотношений
- § 3. Правопреемство
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права
- § 1. Понятие гражданина (физического лица)
- Часть 1 ст.3 Закона от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»146 предусматривает, что приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь.
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство. Патронаж
- § 5. Имя гражданина. Место жительства
- § 6. Признание гражданина безвестно отсутствующим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица
- § 1. Понятие юридического лица
- § 2. Наименование и место нахождения юридического лица
- 2.2. Место нахождения юридического лица
- § 3. Учредительные документы, правоспособность
- § 4. Сущность юридического лица
- § 5. Создание юридических лиц
- § 6. Виды юридических лиц
- § 7. Коммерческие юридические лица
- § 8. Некоммерческие организации
- § 9. Финансово-промышленные группы
- § 10. Реорганизация и ликвидация юридического лица
- § 11. Прекращение юридического лица при банкротстве
- Глава 8. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
- §1. Правосубъектность Республики Беларусь и
- §2. Участие Республики Беларусь и административно-
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие объекта гражданского правоотношения
- § 2. Вещи как объекты гражданских прав
- § 3. Деньги и ценные бумаги. Имущество и имущественные права
- § 4. Иные объекты гражданских прав
- Глава 10. Личные неимущественные права, не связанные с имущественными
- §1. Понятие личных неимущественных прав, не связанных
- § 2. Гражданско-правовая защита чести, достоинства
- §3. Иные личные неимущественные права, не связанные
- Глава 11. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
- § 1. Понятие оснований возникновения, изменения и прекращения
- § 2. Классификация юридических фактов
- Глава 12. Сделки
- §1. Понятие сделки
- §2. Виды сделок
- §3. Срок в сделке. Условные сделки
- §4. Условия действительности сделок
- §5. Форма сделок
- §6. Недействительные сделки
- §7. Сделки с пороками дееспособности субъектного состава
- §8. Сделки, совершенные с пороками воли их участников
- §9. Сделки, не соответствующие требованиям законодательства
- §10. Сделки мнимые и притворные
- §11. Недействительность части сделки.
- §12. Правовые последствия недействительности сделок
- Глава 13. Представительство. Доверенность
- § 1. Понятие и значение представительства.
- § 2. Коммерческое представительство
- § 3. Доверенность
- § 4. Представительство без полномочий
- Глава 14. Сроки в гражданском праве. Исковая давность
- §1. Понятие и виды сроков в гражданском праве
- §2. Порядок и правила исчисления сроков
- §3. Понятие исковой давности. Область применения.
- §4. Общие и специальные сроки исковой давности
- §5. Императивный характер срока исковой давности
- §6. Начало течения срока исковой давности
- §7. Приостановление течения срока исковой давности
- §8 . Перерыв течения срока исковой давности
- §9. Восстановление срока исковой давности
- §10. Последствия истечения сроков исковой давности
- Глава 15. Осуществление и защита гражданских прав и исполнение обязанностей
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Пределы осуществления гражданских прав
- § 3. Защита субъективных гражданских прав
- Раздел III. Право собственности и другие вещные права
- Глава 16. Вещное право
- § 1. Понятие и признаки вещного права
- § 2. Виды вещных прав. Место вещного права
- Глава 17. Общие положения о праве собственности
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Формы и субъекты права собственности. Виды собственности
- § 3. Содержание права собственности
- §4. Основания возникновения права собственности.
- § 5. Прекращение права собственности.
- Глава 18. Право собственности граждан (физических лиц)
- § 1. Понятие права собственности граждан
- § 2.Субъекты права собственности граждан (физических лиц)
- § 3. Объекты права собственности граждан (физических лиц)
- § 4. Основания приобретения и прекращения права собственности
- Глава 19. Право собственности юридических лиц
- § 1. Понятие права собственности юридических лиц
- 1.2. Право собственности юридических лиц как субъективное право, его содержание и основания возникновения
- § 2. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ
- § 3. Право собственности производственных и потребительских
- § 4. Право собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
- § 5. Право собственности общественных и религиозных организаций
- Глава 20. Право государственной собственности.
- § 1. Общие положения о праве государственной собственности.
- §2. Субъекты и основания возникновения права государственной
- §3.Объекты права государственной собственности
- §4.Право собственности Республики Беларусь
- §5. Право собственности административно-территориальных единиц
- §6. Разгосударствление и приватизация государственной собственности
- Глава 21. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Сущность и содержание права общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 22. Ограниченные вещные права
- §1. Понятие ограниченных вещных прав.
- §2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
- § 3. Иные ограниченные вещные права
- Глава 23. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Значение охраны права собственности и иных вещных прав.
- § 2. Истребование имущества из чужого незаконного владения
- § 3. Расчеты при истребовании имущества из незаконного владения.
- § 4. Требования об устранении нарушений, не связанных
- § 5. Иск о признании права собственности
- § 6. Защита прав владельца, не являющегося собственником имущества
- § 7. Защита прав собственника в случае принятия акта законодательства,
- 612 Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П.Сергеева, ю.К.Толстого. М., 1997. С 270.
- 613 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 26. Ст.328.
- 728 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. № 4. 5/24429.