logo search
Рабцевич (1)

Международный конвенционный механизм

Это комплекс нормативных средств, используемых государствами для обеспечения реализации м/н правовых предписаний.

Существует несколько таких средств:

1. правообеспечительное нормотворчество. Формы:

- создание конкретизирующих норм (конкретизация). Она может иметь место параллельно, одновременно с созданием основных норм, а может иметь место с течением времени. Пример: 1987 СССР и США д-р о ликвидации ракет + меморандум о договоренности об установлении исходных данных в соотв.с этим договором + протокол о процедурах, регулирующих процесс ликвидации ракетных средств + пакет договоров о возможности проведения инспекций => конкретизирующие нормы.

- предварительное нормотворчество. Речь идет о создании норм, которые впервые регулируют отношения и сподвигают гос-во на принятие др.норм, которые принято называть модельными.

- издание актов, которые учреждают органы, которые обеспечивают реализацию др.норм

2. толкование. Четких правил нет. Есть в конвенции «О праве м/н договоров». Что касается толкования обычаев – по аналогии применяются те же самые правила. Стадии:

- толкование, которое дается на этапе нормотворчества, параллельно с ним

- толкование, которое дается в процессе правоприменения.

По объему:

- буквальное

- ограничительное

- расширительное

По степени обязательности:

- официальное. Задача комитета по правам человека – толкование пакта о гражданских и политических правах => официальное толкование.

- неофициальное

Динамическое (эффективное толкование) – расширительное толкование. ЕСПЧ в одном из своих решений указал, что конвенция о правах человека говорит о конкретных правах, и толковать надо так, чтобы это отвечало эффективной защите прав человека.

24.12.2010

2. международный контроль. Гос-во рассматривают данный элемент механизма как наиболее важный, как 1 из основных средств обеспечения м/н норм. Главное в контрольной деятельности – установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права.

Контроль осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государств с требованиями норм права.

Сбор информации – это получение сведений о реализации м/н норм всеми законными средствами:

- наблюдение

- аэрофотосъемка (если она разрешена договором)

- использование искусственных спутников земли

- сейсмическое оборудование, любые другие технич.средства, не запрещ.договором

- инспектирование

- обмен информацией

- участие в работе совещаний.

При осуществлении м/н контроля гл.средством является международный институционный механизм. По существу все м/н органы и организации, в полномочия которых входит сбор информации, осуществляют м/н контроль. Он м. осуществляться путем:

1) заслушивание докладов от гос-в – наиболее популярный способ. Обязанность предоставления докладов о ходе выполнения тех или иных договоров.

2) назначение спец.докладчиков по опред.тематике (Комитет по правам человека, Экономический Социальный совет, Африканская комиссия по правам человека и народов).

3) направление запросов государствам. Данная форма ограничена не только регулированием прав человека. (Венский механизм ОБСЕ, Межамериканская комиссия по правам человека и т.д.)

и др.

3. Правоприменение. 4ая форма реализации м/н норм – 1 т.зр. 2 т.зр – процесс реализации (стадия).

Правоприменительная деятельность включает в себя несколько этапов:

1) правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Любой способ выяснения, не запрещенный. Каналы получения информации:

- использование данных контрольной деятельности (контроль предшествует правоприменит.деятельности)

- получение информации на переговорах, консультациях в м/н органах или организациях, из докладов

- в ходе проведения расследования

- в ходе судебного или арбитражного разбирательства.

2 вида правоприменителей:

А) которые осуществляют контроль => правоприменительную деятельность (Комитет по правам человека).

Б) осуществляют только правоприменительную деятельность (Межамериканский суд)

Полномочия по проведению расследований возлагаются на СовБез ООН. (Прямо говорится в Уставе ООН (ст. 34) и некоторых договорах: «О запрещении размещения на дне морей, океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения» 1971 г., Конвенция «О запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия» 1972 г.)

Ст. 34 Устава: СовБез уполномочивается рассматривать любой спор или ситуацию, которая м. привести к м/н трениям для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию м/н мира и безопасности.

Помимо СовБеза полную информацию может получать и М/н суд ООН:

- информация предоставляется участниками спора,

- он может обращаться к гос-вам с любыми просьбами относительно дачи объяснений, документов, суд заслушивает свидетелей и экспертов

- Он может поручить производство расследований/экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии по своему выбору.

2) юридическая квалификация – любое расхождение между действием и нормой.

3) принятие решения/ правоприменительного акта, т.е. решения по конкретному делу. Они могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер. Обязательные решения – М/н суд ООН, ЕСПЧ, Европейский суд, трибунал по морскому праву, СовБез ООН.

Меры обеспечения выполнения м/н норм:

- оказание помощи в разработке нац.законодательства

- формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию правореализационного процесса

Помимо мер обеспечения могут применяться и меры воздействия на государство-нарушителя:

- прекращение договора

- возмещение ущерба государством-нарушителем

- исключение из м/н общения

- экономические и др.санкции.