Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
Семья англосаксонского права начала формироваться в XI в. в Англии и затем распространилась на ее колонии и доминионы.
В семью входят правовые системы США, Канады, Северной , Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, а также 36 других государств - членов содружества. Римское право не оказало сколько-нибудь заметного влияния на эту правовую семью, хотя римляне и правили Британией пять веков.
В государствах англосаксонской (нередко употребляется термин «англо-американской») правовой семьи основным источником права служат судебные прецеденты. т.е. содержащиеся в ч судебных решениях положения, признаваемые в качестве эталона, правила, применяемого при решении аналогичных дел.
Англосаксонская правовая семья основывается на прагматическом образе правового мышления буржуа в тех капиталистических странах, где, по сути, никогда не возникали социально-философские правовые теории и где исторически складывалось недоверие, настороженное отношение имущих слоев населения к і исшей, прежде всего исполнительной, власти и в противовес ей поддерживался престиж судебной системы.
Прецедентное право в его «жесткой» трактовке складываюсь по мере формирования централизованной судебной системы. В Англии — это Палата лордов, Апелляционный суд, Высокий суд, Судебный комитет Тайного Совета, окружные и магистерские суды. В качестве прецедентов выступают решения только более высоких судебных инстанций при соблюдении определенной их субординации. Так, решения высшей инстанции — Палаты лордов — обязательны для всех других судов. Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан применять прецеденты, сформулированные Палатой лордов и свои собственные, а его прецедентные решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд связан имеющими значение прецедентов решениями Палаты лордов и Апелляционного суда, а его прецедентные решения обязательны для всех нижестоящих судов. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судебных инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
В США прецедентные решения принимаются Верховным судом США и верховными судами штатов. В отличие от Англии эти высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентными решениями, обязательными для нижестоящих судов.
Следует иметь в виду, что прецедентом является не все судебное решение, а сформулированное в нем принципиальное положение (ratio decidendi). При этом прецедентное правило носит императивный характер по принципу: «дело решать так, как подобное дело было решено ранее». И это правило распространяется не только на нижестоящие суды, но и на те, которые ранее его приняли (исключения существуют лишь в отношении Палаты лордов в Великобритании и верховных судов США). Характерно также, что обязательное значение имеют лишь опубликованные прецедентные решения.
Прецедентное право Англии не сразу сформировалось в таком виде и на приведенных принципах. Первоначально судебные решения принимались на основе местных обычаев и традиций с участием присяжных, хорошо знавших эти обычаи. Отсюда и название «обычное право», которое складывалось из решений местных судов. Начиная с XIII в. в противовес местным обычаям и принимаемым на их основе судебным решениям стала формироваться система прецедентов, состоящая из решений королевских судов, называвшихся вестминстерскими (по месту, где они заседали). Эти прецеденты приобретали общегосударственную значимость, и состоящее из них право стало называться общим правом. Поэтому и считается, что английское общее право представляет собой систему прецедентного права, создаваемого судами.
В XIV-XV вв. жесткие рамки многочисленных и нередко противоречивых судебных прецедентов стали сдерживать развитие буржуазных отношений. Интересы предпринимателей нуждались в более гибкой и справедливой защите. В связи с этим участники новых рыночных отношений стали обращаться через лорда-канцлера непосредственно к королю Англии с просьбой рассмотреть их споры «по совести и справедливости». Функцию рассмотрения таких дел стал брать на себя сам лорд-канцлер, выступая фактически в роли судьи. В результате наряду с общим правом складывалось так называемое «право справедливости», включавшее в себя прецедентные решения лорда-канцлера.
Поскольку решениями лорда-канцлера создавалась хоть и новая, но все же известная система прецедентов, в 1873-1875 гг.
Англии была проведена реформа судопроизводства, в результате которой общее право и право справедливости объединяются в единую систему прецедентного права. Это значит, что современное английское право продолжает оставаться в основном судебном правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных дел.
Другим источником англосаксонского права являются статуты, т.е. законы, принимаемые высшими законодательными органами. Соотношение между статутным и прецедентным правом специфично. С одной стороны, статут может отменять действующие прецеденты, а с другой - он реализуется в прецеденте. Более того, статут не считается действующим, пока не воплотится в прецедентах, т.е. пока на его основе не будут приняты судебные решения, имеющие прецедентное значение.
Наряду со статутами (законами) источниками права в странах с англосаксонской правовой системой являются акты так называемого делегированного законодательства органов исполнительной власти (президента, правительства, министров), а также нормативные акты местных органов государственной власти.
Нормы права в этих актах носят, как правило, детальный характер и даже формулируются в виде прецедента.
Значение источников права сохраняют также правовые обычаи, особенно в Англии, где отсутствует писаная конституция. Многие вопросы парламентской процедуры, формирования и взаимоотношений высших государственных органов регулируются обычаями. К тому же сами судебные и административные прецеденты в период становления английской правовой системы опирались на обычаях.
Поскольку положения судебных прецедентов более гибкие и менее абстрактные, чем нормы статутов, английское право в целом характеризуется как казуистичное. В этом свете различия между правом и законом в английской юриспруденции носят более понятный и конкретный характер, чем в догматах континентального права. Это обстоятельство имеет и практическую значимость в связи с возрастанием значения статутов среди источников английского права в современных условиях.
В английской правовой науке не только сама трактовка права, но и систематизация источников права, понимание его системы, да и юридический язык совершенно не те, что в юриспруденции романо- германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на частное и публичное. Его заменяет деление права на общее, статутное и право справедливости. При этом все права является публичным. Нет также деления правовых норм на императивные и диспозитивные; все нормативные положения императивны. Отсутствует и четкое деление права на отрасли и институты, в связи с чем нет отраслевых кодексов. Поэтому английскому юристу (как ученому, так и практику) все право представляется однородным.
Для США английское право долгое время оставалось главной моделью, но с некоторыми оговорками. Его принесли на Американский континент английские переселенцы, но применялось оно первоначально, как утверждалось, «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии».
Впоследствии война за независимость определила идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». Первым решительным шагом в этом направлении было принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. В ряде штатов были приняты кодексы (уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные) и даже запрещены ссылки на английские судебные решения. Однако перехода к романо-германской правовой системе так и не произошло.
Правовая система США в целом аналогична английскому общему праву. Одно из существенных различий связано с федеральной структурой государства. Наряду с наличием писаных конституций и в соответствии с ними штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свое прецедентное право. В связи с этим существует и расширяется массив статутного и общего права на уровне штатов. В ряде штатов различается общее право и право справедливости (в 10 штатах имеются даже специальные суды справедливости).
Принято считать, что в США существует 51 система права: В каждом штате и одна федеральная.
В преодолении этих трудностей велика роль высших судебник инстанций страны. Ни Верховный Суд США, ни высшие судебные инстанции штатов не связаны судебными прецедентами и том числе своими. Они обладают полномочиями осуществлять контроль за конституционностью законов. Широко пользуется этим правом Верховный Суд США, чем подчеркивается самостоятельная роль судебной власти в системе разделенных тетей. Таким образом, суды в США играют важную роль в формировании правовой системы как путем принятия правовых норм (судебных прецедентов), так и посредством конституционного контроля. Все это придает американским судам большую свободу в приспособлении права к постоянно изменяющимся экономическим и политическим условиям.
Велика роль судов США и в воздействии на другие государственные органы путем правоприменения.
В то же время в США, как и в Англии, сохраняется значение неписанного права, особенно в сфере функционирования высших органов государственной власти. Соответствующие пробелы в Конституции США восполняются не только посредством текущего законотворчества, но и путем фактического признания сложившихся обычаев (обыкновений) и традиций. Обычаи распространены и в области регулирования имущественных отношений.
Итак, развитие гибкого статутного права при сохранении полномочий судов на создание судебных прецедентов, правовой дуализм, обусловленный федеральным устройством США, а также довольно широкое использование правовых обыкновений — все это специфика американского права.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий