Тема 4. Романо-германская правовая семья
Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе (Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны западной части континента) в результате рецепции (восприятия) римского права. Она складывалась благодаря усилиям правоведов европейских университетов, в которых начиная с XII в. изучалось римское право. В этих университетах на основе кодификации императора Юстиниана (VI в.) и под влия- ниєм школы естественного нрава формировалась юридическая наука, отражающая условия зарождающихся рыночных отношений буржуазного типа.
Романо-германская правовая семья на ее первой, доктринальной стадии развития - проявление правовой культуры того времени. В сложных правовых случаях даже суды обращались за советами на юридические факультеты, и мнение ученых учитывалось при вынесении судебных решений. Только в XVIII в. в ряде европейских государств появились запреты на обращения судов на юридические факультеты. Постепенно стало складываться современное позитивное право, называемое иногда современным римским правом.
На этом этапе становления романо-германской правовой семьи на первый план выдвигаются принципы и нормы права, которые представляют собой правила поведения, отвечающие требованиям буржуазной морали и справедливости. Право в целом подчиняется общим закономерностям экономики, прежде всего отношениям собственности, товарообмена, перехода от внеэкономического принуждения к экономическому. Основным источником права становится закон.
Следующий этап формирования романо-германской правовой семьи — кодификация законодательства. Кодификация началась с принятия в 1804 г. Гражданского кодекса Франции, получившего название Кодекс Наполеона. Кодекс состоял из трех частей, повторявших структуру институций древнеримского юриста Гая (первая часть — о лицах, вторая — о вещах, третья — об обязательствах). Кодекс Наполеона был воспринят во многих странах Европы - Италии, Польше, Бельгии, Голландии, Люксембурге и др. Под сильным влиянием римского права оказался и Немецкий гражданский кодекс 1896 г.
Основным источником права в странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные акты. Главенствующую роль среди них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи.
Правовые нормы в романо-германской правовой семье выступают в виде общих правил поведения, лишенных, как правило, казуистических деталей. Общий характер правовых норм позволяет в максимальной мере избегать пробелов в законодательстве. Но поскольку они полностью не исключаются, суды вправе преодолевать обнаруживаемые пробелы путем применения закона или права по аналогии. Исключение составляют нормы, предусматривающие юридическую ответственность. Здесь действует принцип: нет правонарушения без прямого указания об этом в законе.
Романо-германская правовая семья характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на частное и публичное, а также на отдельные отрасли и институты. Многие институты частного права до настоящего времени основываются на принципах римского права. Применяемая терминология, используемая юридическая техника, приемы толкования правовых норм также пришли из римского права. Характерной чертой этой семьи является широкое использование абстрактных юридических понятий и их дефиниций. Все большее значение придается кодификации законодательства по отдельным отраслям права.
В большинстве стран континентальной Европы судьи не обладают правом правотворчества; судебные решения не признаются источниками права. Задача судов — разрешать конкретные юридические дела на основе закона. В то же время суды имеют право толковать законы. На основе судебного толкования складывается определенная практика, которая находит выражение в сборниках судебных решений и справочниках. Это позволяет некоторым авторам считать ее источником права. Однако о судебном прецеденте в романо-германской правовой семье можно говорить лишь как о некотором исключении, не колеблющем исходного принципа господства закона. Судья там не превращается в законодателя.
Правовой обычай в странах континентальной Европы за редким исключением потерял значение самостоятельного источника права. Тем не менее в исключительных случаях он может применяться как в дополнение к закону, так и наряду с законом (помимо закона).
В связи с развитием международных связей в послевоенное время все большее значение для национальных правовых систем стран Европейского континента приобретает международное право. В ряде конституций этих стран предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством. Подобная норма содержится и в Конституции Республики Беларусь (ст. 8). Текущее законодательство страны в этом вопросе пошло еще дальше. В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 20) и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 15) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.
В Российской Федерации эти положения получили прямое закрепление в самой Конституции страны (часть четвертая ст. 15): «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В романо-германской правовой семье труды ученых-право- ведов официально не признаются источником права. Однако в наши дни, как и в прошлом, научные концепции (доктрины) фактически широко используются в законотворчестве и правоприменении. Законодатель всегда учитывает сложившиеся и обоснованные в юриспруденции идеи, а правоприменительные органы фактически опираются на доктринальную трактовку норм законодательства.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий