Тема 7. Восточное право.
Традиционно характерным для регулирования общественных отношений в государствах Азии и особенно юго-восточной ее части было применение согласительных процедур и поиск компромисса. Отправной идеологической установкой правовой (и не только правовой) жизни в этих странах является стремление к достижению гармонии - будь то частная сфера отношений между людьми, общественная или публичная. Воспитанию справедливых и гуманных взглядов у всех представителей общества в целом отдается предпочтение перед властно установленными публичными санкциями. Да и само значение права видится в установлении неких образцов поведения, придерживаться которых следует отнюдь не под угрозой принуждения.
Китайское право. Традиционным для населения китайского государства, с его общинным семейно-родовым укладом, с непоколебимым авторитетом главы семьи и иерархичностью внутрисемейных (внутриобщинных) отношений, было следование и в бытовой, и в общественной жизни правилам-принципам, определенным для каждого в зависимости от его статуса в общине - "ритам". Предупреждение общественно опасного поведения традиционно лежало не в правовой, а в морально-нравственной плоскости. Справедливость и приличия - вот что служило основой понимания правового порядка. Это относилось не только к "рядовым" членам общества. Чиновники местных и вышестоящих администраций считали более правильным сначала произвести внушение и попытаться предостеречь и только потом - наказать.
Определение нормативных правил неправовыми (идеологическими, нравственными) средствами, преобладание в регуляции общественной жизни моральных норм повлияло на формирование в Китае особого отношения к закону как акту правотворчества властей и судебным органам в роли правоприменителей. Писаный закон довольно долго не признавался действенным источником права, а судебному рассмотрению во всех случаях предпочитался несудебный порядок разрешения конфликтов. Сначала только уголовно-правовые и административно-правовые нормы нашли отражение в китайских законодательных актах. В сфере гражданских правоотношений законы игнорировались как "чуждые китайской цивилизации"; здесь всецело господствовал обычай.
Эти особенности, сложившиеся в общественно-политической жизни Китая, определили место права в жизни китайского общества и в официальной идеологии. Идеи конфуцианства возобладали и в государственной жизни. Отрицательное отношение к закону и законодательной регламентации вообще сказалось и на развитии правоведения. Правовая доктрина или собственно юридическая наука в Китае сложилась лишь с преодолением преимущественно традиционно-нравственного подхода к формированию государственной политики и политических институтов. Только в середине 30-х гг. XX столетия появляются первые публикации по истории китайского права и развития китайского законодательства В дальнейшем, начиная с первой трети XX в., право Китая, как считается, все более обретает характеристики, свойственные правовым системам, основанным на римском праве. Активно разрабатываются Гражданский, Гражданский процессуальный, Земельный кодексы.
После образования Китайской Народной Республики - КНР (1949 г.) китайское право претерпевает значительное влияние социалистических идей марксистского толка. Законодательство государства наполняется идеологическими установками классовой направленности, поддержания демократической диктатуры. На развитие права начинают заметно влиять наука, правовые исследования.
Специфику развития современной государственности и правовых институтов в Китае в определенной мере порождает наличие особой административно-территориальной единицы - административного района Сянган - в недавнем прошлом государства Гонконг. Его возвращение в состав китайского государства после пятидесятилетнего пребывания под юрисдикцией Великобритании определило существование заметных отличий в организации политической власти, формировании государственных органов и правовых институтов в Китае в целом, а также в отдельно взятом районе.
Правовое развитие китайского государства в настоящее время идет через формирование законодательства, как парламентским путем, так и иными способами. Юридическую основу правовой системы государства составляет Конституция Китая. На ее базе обеспечивается отраслевая градация права, законодательства. Хотя значение Основного закона за Конституцией признается не всеми исследователями, ссылками на ее нормы часто обосновывается вынесение судебных решений. По форме конституция - писаный, постатейно структурированный правовой акт декларативно-нормативного содержания. Концептуально в конституции обосновывается политический курс государства на соединение в государственно-правовой жизни в качестве приоритетных направлений модернизации экономики и укрепления законности. В Китае принят и действует Основной закон об особом административном районе Сянган. Законодательной системе Китая в целом несвойственна четкая разграниченность понятий "закон" и "норма права". Законодательствование, как отмечалось, не является прерогативой одного лишь парламента - Всекитайского собрания народных представителей. Административные органы также полномочны устанавливать нормативное регулирование. Законодательные и подзаконные акты имеют "конкурирующую" сферу применения. Установление критериев отграничения содержания, процедуры принятия и сферы применения закона в настоящее время является актуальной задачей правовой науки в Китае.
Структуру права Китая можно назвать традиционной в плане ее соответствия критериям структурного деления в странах романо-германской правовой семьи. Гражданское право, хозяйственное право, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и довольно молодая отрасль - административное право составляют систему китайского права. Практически во всех отраслях действуют кодексы. Отраслевые кодификации в Китае, проводимые с начала XX в., позволили упорядочить законодательство, исключить дублирование, противоречивость, несогласованность ранее изданных многочисленных разрозненных законоположений.
Правовая система Китая испытала на себе сильное влияние идеологических течений и взглядов, сформированных за время длительной истории правления разных династий китайского государства и, как следствие, порожденных ими обычаев. Правовые обычаи, возникшие в древности, влияли и продолжают оказывать серьезное влияние на правовую жизнь в Китае. На протяжении последних двух десятков лет в стране проводится систематизация старинной правовой литературы. Поиск, перевод с древнекитайского языка, изучение, комментирование древних правовых текстов возложен на научные учреждения. Опубликованные под заголовками "Избранные правовые обычаи древности", "Краткий словарь права древности", "История династии Цинь: перевод и комментарий к описанию уголовного права" тематические сборники рекомендуются к использованию, в том числе практическим работникам законодательных органов и органов юстиции.
Доктрина права с тех пор, как начали оформляться основные современные ее теоретические школы, не относилась к числу основных источников китайского права. Тем не менее доктрина не лишена известного влияния на формирование концепции и определение характера современного законодательства и развития политико-правовых и экономических реформ. С созданием в 1982 г. Китайской ассоциации правоведения научные исследования стали непременным атрибутом юридического обеспечения проводимых в стране преобразований. Многочисленные НИИ высших исполнительно-распорядительных органов и НИИ при авторитетных высших учебных заведениях участвуют в подготовке, научном обосновании, обсуждении правотворческих решений органов китайского государства. В государственной политике последовательно проводятся взгляды, совмещающие задачи науки и юридической практики: "...ставить древнее на службу современности", "иностранное - на службу Китаю", "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ".
Японское право. Японское государство со времени своего основания прошло различные периоды: зарождения императорской власти из культа Солнца, лежащего в основе национальной японской религии - синто (синтоизм), междоусобной борьбы крупных феодалов, сосредоточения светской власти в руках верховного военачальника (сегуна), многовековой самоизоляции Японии от внешнего мира, а с 1868 г. - реставрации императорской власти Мэйдзи, активного развития капиталистических товарных отношений, формирования современной политической и правовой системы японского государства.
Общественная жизнь в Японии, как и в Индии, Китае, в существенной мере испытывает влияние всеобщей идеологической установки на поддержание гармоничных социальных связей, группового единства, подчиненности личных интересов общим, а также эмоциональную сдержанность. Компромисс традиционно воспринимается как практически единственное средство принятия решений, позволяющее избегать судебных процедур и разбирательств, так несовместимых с пониманием японцами "нормальных отношений". Традиционными правилами общежития в японском обществе не поддерживается и открытое соперничество, соревновательность, ведь победа одного будет означать поражение для другого. Эти и другие аналогичные правила исторически сложились в японской общественно-политической жизни под влиянием синтоизма, буддизма, конфуцианства и в некоторой степени христианства и составили традиционные нормы поведения - гири. Они настолько авторитетны в японском обществе, что значение морально-нравственных установок для японцев сопоставимо со значением права, правовых норм для граждан других государств. Социальной нормой в Японии было и высокое гражданское, и правовое сознание, законопослушание.
На этой основе сложились нравственный климат современного японского общества, особенности поведенческих характеристик японцев. Все государственно-правовые преобразования проходили оценку на соответствие традициям и национальной культуре. Духовное содержание общественных идеологических установок имеет весьма позитивную отдачу: Япония сегодня - высокоразвитая экономически страна, с высоким уровнем качества жизни (продолжительности жизни граждан, образованности, условий труда, структуры потребления, защищенности прав человека, личной безопасности, состояния окружающей природной среды и т.п.), ограничиваемой государством разницей между бедными и богатыми, значительно более низким по сравнению с другими государствами уровнем криминализации общества.
Специфика японского общества сказалась и на развитии политико-правовых институтов Японии. Наиболее существенные изменения в государственной жизни Японии связываются с внешним влиянием; значительно повлияли на местные условия проникновение буддизма и более развитой культуры Китая в VI - VIII вв., а затем западной цивилизации (XV в.). Право раннефеодальной Японии формировалось по китайской модели. В своде уголовных и гражданских законов под названием "рицуре" отчетливо заметны элементы демократических правовых установлений; право в целом было ориентировано на исправление, а не покарание преступников, применение пыток и тяжких уголовных наказаний было сильно ограничено.
Особенно интенсивно процессы государственно-правовых преобразований проходили во второй половине XIX в., потом - в середине XX в. В XIX в. развитие капиталистического товарного производства в мировом масштабе сподвигло замкнутое японское общество на проведение коренных преобразований, известных как реставрация Мэйдзи. Индустриализация производства, централизация власти не повлекли коренной ломки системы общественной жизни в Японии; интересы государства по-прежнему согласовывались с интересами всего общества. Право при этом значительно модернизировалось под влиянием западного, главным образом французского и немецкого, права.
Так, начиная с 1872 г. были разработаны при участии западных специалистов кодифицированные акты в сфере уголовного права и судебной процедуры по уголовным делам, о судоустройстве и Гражданский процессуальный кодекс, отдельные части Гражданского и Торгового кодексов. Реставрация Мэйдзи дала Японии Конституцию (1889 г.) со всеми основными ее атрибутами - парламентом, политическими правами граждан. Образцом для конституционных преобразований служило аналогичное германское законодательство. Позднее, когда в 1906 г. разрабатывались Основные законы Российской империи, Конституции Пруссии и Японии послужили примерным материалом для российских государственных реформ. Преобразования коснулись и организации местного управления и территориальной административной власти.
В 30-е гг. XX в. серьезный экономический кризис поспособствовал укреплению в Японии тоталитарной политики, выдвижению военной элиты и, как следствие, милитаризации государственной жизни, проведению агрессивного курса во внешнеполитических отношениях. Поражение во Второй мировой войне показало порочность сложившейся в таком виде государственной системы и сделало неизбежным ее реформирование. Право Японии после 1945 г. испытало воздействие отдельных черт англо-американского права.
В настоящее время Япония - демократическое государство, где политические реалии и социальные запросы по-прежнему опосредуются национальными традициями. В большей степени традиции сказываются на процедурах и механизме принятия решений. Наличие неписаных, негласных правил главным образом регулирует этот процесс. Нравственные традиции определяют, например, в современной Японии приоритет государственных интересов над интересами отдельных групп, в том числе политических партий. Так, конкретные вопросы ведения и функционирования отдельных министерств решаются коллегиально под руководством заместителя министра. Министр же руководит общеполитическим направлением деятельности вверенного ему министерства. Будучи политиком и как член партии, победившей на выборах в парламент, министр представляет не государственные интересы, а интересы своей партии и в любое время может лишиться полномочий члена кабинета министров. Эта система распределения власти между политической и бюрократической структурами в Японии обеспечивает стабильность и преемственность и, как правило, прогнозируемость экономического курса, государственной политики исполнительной власти.
Другая традиция морально-культурного плана, не имеющая юридического закрепления, но служащая нормой жизни японцев - пожизненный найм рабочей силы. Японская модель управления, в том числе управления персоналом, нередко воспринималась как исторический казус, которому априори отказывали в эффективности. Но японская экономика демонстрирует иные результаты. Более того, Закон о труде, действующий в Японии, к числу постоянных работников относит тех, кто проработал на одном месте более двух месяцев, т.е. юридически не создает никаких препятствий для смены работниками места профессиональной деятельности. Это пример традиции, установившейся в практике японского бизнеса по ассоциации с ценностями конфуцианства, не утраченными в современном японском обществе.
В целом основные характеристики японского права позволяют относить его к романо-германской правовой семье. Право Японии - право статутное; нормы права определяются в актах, принимаемых парламентом. Издание актов идет преимущественно по пути их кодификации. В то же время исследователи специально обращают внимание на то, что схожая по структуре источников с западными государствами правовая система Японии функционирует в совершенно иной культурной среде, со специфическим правопониманием, особенным национальным менталитетом
По форме правления Япония - конституционная монархия. Демонстрируемая на протяжении многих веков верноподданность государству и его олицетворению - императорской власти нашла отражение в конституционной норме об императоре как "символе государства и единства нации". Конституция 1946 г. установила систему государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Двухпалатный парламент избирается всеми гражданами, имеет абсолютную законодательную власть и пользуется большим авторитетом как институт верховной власти. Исполнительную власть осуществляет формируемый победившей на выборах партией (или партийной коалицией) кабинет министров. Суды по традиции не воспринимаются как государственные институты разрешения конфликтных ситуаций, однако под воздействием усложняющихся главным образом межгосударственных экономических отношений все более приобретают значение органа, обеспечивающего интересы защиты справедливости, закона.
В японской правовой системе предусмотрен институт судебного контроля за конституционностью законов и подзаконных актов. Эта деятельность не закреплена за каким-либо специальным органом. Суды единой системы осуществляют конституционный контроль в ходе разрешения конкретных дел.
Влияние американского права сказалось главным образом на послевоенном японском акционерном, антитрестовом законодательстве, законах о судоустройстве, судопроизводстве - тех, которые были приняты в послевоенный период американской оккупации. Однако отразившееся в отдельных сферах влияние права США в целом оценивается как довольно ограниченное. Основная причина тому видится в принципиально ином техническом характере англо-американского права.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий