Диспут по следующим вопросам:
1) Значение закона как источника права в современных государствах, относящихся к англо-американской правовой семье;
2) Соотношение федерального законодательства США и законодательства отдельных штатов в контексте внутрисистемного сравнительно-правового исследования.
Тема 6. Религиозные правовые семьи
Семинар № 6
Вопросы для обсуждения
1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах.
2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.
3.Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.
Литература:
Основная литература
Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009.
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Норма, Инфра-М, 2011.
Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение. М: Международные отношения, 2012.
Дополнительная литература
Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005.
Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.
Крашенникова Н.А. История права Востока. М., 1996.
Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003.
Саидов А.Х. Основы мусульманского права. Ташкент, 1995.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.
Диспут по вопросу:
Какова современная роль мусульманского права в теократических и светских государствах? Как обстоят дела в России?
Тема 7. Восточное право
Семинар №7
Вопросы для обсуждения
1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение.
2. Особенности современного права КНР.
3. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права.
4. Современное состояние японского права: традиции и новеллы.
Литература:
Основная литература
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М.: Проспект, 2011.
Осакве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий. М.: Юристъ, 2008.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М.: Норма, Инфра-М, 2011.
Дополнительная литература
Давид Рене, Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 2009.
Еремин В.Е. История правовой системы Японии. М., 2010.
Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. В 2-х тт. М., 2010, 2011.
Диспут по вопросу:
Влияет ли философское восточное правопонимание на формирование современного права КНР?
Тема 8. Российская правовая система4
Семинар №8
Вопросы для обсуждения
Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв.
Особенности российской правовой культуры.
Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права.
Проблема собственности в советском праве.
Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки.
Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.
Литература:
Основная литература
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.
Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.
Дополнительная литература
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006.
Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994.
Тарановский Ф.В. История русского права. М.,2004.
Дискуссия по вопросу:
Допустимо ли рассматривать судебный прецедент в качестве источника права в государствах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, в том числе, в России?
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра гражданского процессуального права
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
Курс 1
Семестр 1,2
Форма обучения очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения 2 года
Квалификация выпускника магистр
Казань, 2015
Составитель: Хисамов Азат Хамзович, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».
Рецензент: Безина Александра Константиновна, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процессуального права КФ ФГБОУВО «РГУП».
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Утверждена на заседании кафедры гражданского процессуального права протокол № 10 от 04.07.2015 г.
Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Хисамов Азата Хамзович
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от25.06.2015
© Хисамов А.Х., 2015
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2015
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий