Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
В правоведении наряду с понятием «система права» используется понятие «правовая система». Их следует различать как по содержанию, так и по значимости в правовом регулировании общественных отношений.
Если система права - это правовое явление, представляющее собой внутреннее строение объективного права, характеризующееся наличием и взаимосвязью его элементов (норм, институтов, отраслей), то правовая система включает в себя наряду с системой права многие другие компоненты, играющие специфическую роль в правовом регулировании. Кроме систематизированных правовых норм, правовая система охватывает юридическую практику (практика правотворчества, систематизации законодательства, правоприменения), правоотношения, правосознание, юридическую науку, правовую культуру.
Система права сама по себе не дает полной картины формирования исторических и национальных особенностей, идеологической обоснованности, осуществления и тенденций развития правового регулирования общественных отношений. Правовая же система позволяет охватить все юридические явления не только в их совокупности, но и во взаимодействии и взаимовлиянии. Следовательно, правовая система как понятие и явление значительно шире, чем система права. Определить правовую систему можно как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических средств, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации того или иного общества.
Таким образом, понятие правовой системы охватывает весь комплекс правовых явлений общества и позволяет получить представление о правовой действительности в соответствующем государстве и даже об уровне его правового развития. В то же время не все правоведы разделяют рассмотренную трактовку правовой системы в качестве позитивного правового понятия. B.C. Нерсесянц полагает, что подобные трактовки, по существу, означают подмену общего понятия права неким довольно условным словосочетанием «правовая система». «Попытки такой подмены, - считает B.C. Нерсесянц, — начавшиеся еще в советские времена, преследовали цель под ширмой новых словообразований сохранить существо официального советско-легист- ского правопонимания и с помощью подобных словесных новаций всячески противодействовать уже сформировавшемуся в нашей науке юридическому (антилегистскому и антипозитивис- тскому) правопониманию».
В связи с этим необходимо отметить, что понятие правовой системы отнюдь не дает оснований предполагать, что имеет место «подмена» общего понятия права неким «условным сочетанием». И суть дела не меняется, если даже понимать под правом некие его «антилегистские» или «антипозитивистские» трактовки. Кроме того, в данном случае наблюдается устремленность политическими средствами дискредитировать широко признанную и теоретически обоснованную юридическую категорию.
Конкретные правовые системы различных государств формируются под воздействием различных объективных и субъективных факторов. На этот процесс оказывают влияние экономический строй, политическая система, господствующая идеология, нравственные устои, религиозные убеждения, юридическая наука, правовая культура и др.
В наше время количество национальных правовых систем приближается к 200. Все они своеобразны, но имеют и нечто общее. Определенные общие черты, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединять их в родственные группы, в так называемые правовые семьи. Категория «правовая семья», следовательно, служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки.
В современном сравнительном правоведении (компаративистике) используются различные критерии отнесения национальных правовых систем к определенным семьям. В первую очередь учитываются такие факторы, как общность исторического формирования и развития национальной государственности, сходство форм (источников) права, структурных его элементов (отраслей, институтов), характерные особенности правореализации, роль юридической науки в правотворчестве и правоприменении, уровень правовой культуры, роль религии в правовом регулировании общественных отношений.
В российской и белорусской компаративистике с учетом этих критериев предлагается характеристика правовой семьи, смысл которой может быть выражен следующим определением: правовая семья представляет собой совокупность формально-правовых общностей источников и систем права определенных государств. понятийно-правового аппарата и соответствующих научных трактовок (правовых доктрин).
В научном обосновании классификации правовых систем заслуженное признание получил подход западных компаративистов, отказавшихся от их типологии единственно по классовому признаку. Тем не менее придание первостепенного значения определенным факторам обусловило множественность таких классификаций. Одни авторы выделяют пять основных правовых систем (семей) — англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права; другие различают четыре системы - англосаксонскую, романогерманскую, мусульманскую, социалистическую; третьи - всего три (англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую), а социалистическую не без оснований рассматривают как разновидность романо-германской правовой системы.
Некоторые представители советской правовой науки обстоятельно доказывали, что только на основе сочетания марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем можно выработать целостное представление о правовой карте мира. С этих позиций наряду с семьей социалистического права предлагалось внутри буржуазного типа права рассматривать восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, общего права, мусульманскую, индусскую, обычного права и дальневосточную правовую семью.
Наибольшее признание в современной юриспруденции получила классификация правовых семей, предложенная известным французским компаративистом Р. Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, охватывающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выделяет три основные правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. К ним примыкает фактически четвертая, получившая название «религиозные и традиционные системы».
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий