Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
Определение критериев для разделения правовых систем по группам. Понятие правовой системы и правовой семьи. Западная традиция права и западные правовые системы. Континентальное европейское право, англоамериканское (англосаксонское) общее право, смешанное право (гибрид континентального и общего). Романо-германская правовая семья и семья общего права в концепции Г. Давира. Квазизападное право и российская правовая традиция. Социальное право и право постсоциалистического пространства. «Незападные» правовые системы: юго-восточное азиатское право; африканское обычное право. Обычно-традиционная правовая семья. Религиозные правовые системы: мусульманское (исламское) право; еврейское (иудейское) право; каноническое (церковное) право; католические церкви; индусское право.
Правовые системы африканских государств (Кения, Руанда, ЮАР). Государственной устройство Кении. Конституция Кении 1963 г. Органы государственной власти. Смешанная правовая система Кении. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс. Государственной устройство Руанды. Конституция Руанды 1995 г. Смешанный характер правовой системы Руанды. Источники гражданского права. Торговый кодекс Руанды. Уголовный кодекс Руанды 1978 г. Государственной устройство Южно-африканской республики. Государственное устройство. Конституция 1996 г. Смешанная правовая система ЮАР. Частное право ЮАР. Уголовное право и процесс.
Правовые системы стран мусульманского мира (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран).
Правовая система Саудовской Аравии. Государственной устройство. Органы государственной власти Саудовской Аравии. Саудовская Аравия как родина ислама и мусульманского права. История зарождения и становления мусульманского права. Источники мусульманского права: Коран, сунна, иджма, кияс. Законодательство западного образца. Развитие гражданского права на основе мусульманского права. Уголовное право и процесс в Саудовской Аравии. Правовая система Пакистана. Государственное устройство. Конституция Пакистана 1973 г. Органы государственной власти. Смешанный характер правовой системы Пакистана. Гражданское и смежные с ним отрасли права. Уголовное право и процесс. Государственной устройство Ирана. Конституция Ирана 1979 г. Органы государственной власти. Политический и духовный лидер Ирана. Смешанный характер правовой системы Ирана. Смешанный характер гражданского права. Уголовное право и процесс.
Особенности правовой системы Китая. Общая характеристика государственного устройства. Конституция 1982 г. Органы государственной власти. Правовой статус Гонконга (Сянгана). Смешанный характер правовой системы Китая. Гражданское и смежные с ним отрасли права в Китае. Общие положения гражданского права. Закон о труде КНР 1984 г. Уголовное право Китая.
Оценки иерархии основных источников права в различных правовых семьях и системах западного права. Нормативные и ненормативные источники. Судебный прецедент в англо-американском праве. Основные доктрины и концепции англо-американского и континентального европейского права. Система судебного мышления. Система толкования норм права.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий