Иностранная собственность на сми
В России существует запрет на учреждение средств массовой информации иностранными физическими лицами (ст. 7 Закона о СМИ). Иностранец как гражданин не вправе выступать учредителем средства массовой информации, но для иностранной компании это не запрещено. В 2001 году в Закон о СМИ были внесены изменения, установившие запрет на учреждение телепрограмм иностранными юридическими лицами. В соответствии с ними иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство другого государства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50% и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации, либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения России.
У этих изменений много противников. Их позиция основывается на том, что, поскольку целью закона является защита национальных интересов, следовало бы вспомнить о более цивилизованных её путях. Например, Европейская конвенция о трансграничном телевидении, направленная в том числе и на противодействие американской экспансии на европейском рынке, рекомендует правительствам стран Европы поддерживать независимых национальных производителей телевизионной продукции и принимать конкретные меры по наращиванию объёма производства европейских и национальных телепрограмм. Апробированы различные недискриминационные механизмы развития телевидения в национальных интересах: проведение конкурсов среди отечественных производителей, финансирование образовательных и детских программ, организация национальных праздников и фестивалей, наконец, большая открытость национальных органов власти.
На сегодняшний день иностранное владение печатными СМИ разрешено в большинстве демократических государств мира. Правда, в крупнейшем из них, Индии, иностранцам запрещено владеть газетами, но и там это ограничение в настоящее время ставится под сомнение. При этом во многих развитых странах сохраняются ограничения на участие иностранного капитала в вещательных компаниях. Во многих таких государствах действует запрет иностранным физическим или юридическим лицам быть держателями лицензий на вещание. В США такой запрет был установлен ещё в 1934 году в Законе о связи. Интересно, что когда в 1996 году в этот закон вносились радикальные изменения в связи с наступлением эпохи новых телекоммуникационных технологий, предлагалось снять этот запрет в отношении представителей тех государств, которые установят на своей территории аналогичный режим для американских компаний, но всё так и осталось без перемен.
В Великобритании, согласно Закону о вещании 1990 года, на частные общенациональные каналы эфирного телевидения могут претендовать только английские подданные или граждане стран – членов Европейского Союза (ЕС), а также компании, созданные в соответствии с законодательством Великобритании или стран ЕС и расположенные на их территории. Во Франции участие иностранных (не из стран Европейского Союза) физических или юридических лиц в акционерном капитале телекомпаний ограничено 20%.
В Японии по законодательству о СМИ иностранная собственность в телекомпании не должна превышать 30%; недавняя попытка австралийца Руперта Мэрдока, владевшего именно такой долей телекомпании «Асахи», получить над ней полный контроль, договорившись с японским партнёром, привела к прямому запрету со стороны парламента страны на совершение этой сделки.
Нормативные документы австралийского управления по вещанию при определении иностранных лиц, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью компаний-вещателей, устанавливают в качестве барьера владение 15% их акций. При этом управление считает участие в акционерном капитале только одной из возможных форм установления контроля над компанией. Уставные документы или договоры между акционерами могут также предусматривать: возможность одного или нескольких лиц осуществлять прямой контроль за содержанием программ и составлением сетки вещания; право налагать вето в отношении действий Совета директоров компании-лицензиата; право назначать или отклонять кандидатуры половины и более членов Совета директоров; иным образом оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые органами управления компании-вещателя.
▲
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Благодарим портал Тюменского Государственного Университета и лично доцента Мельницера г.З. За предоставленную электронную копию книги.
- Глава III. Государственная политика в области сми
- Глава IV. Свобода информации
- Глава V. Лицензирование и регулирование телерадиовещания
- Глава I источники законодательства о средствах массовой информации Понятие права
- Понятие массово-информационного права
- Международные договоры
- Рассмотрение дел Европейским Судом по правам человека
- Конституция рф
- Законы, указы Президента рф и постановления Правительства рф
- Законодательство субъектов рф
- История принятия Закона о сми. Создание правовой базы для частных сми
- Законодательство о сми в зарубежных странах
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава II организация деятельности редакции Основные положения и понятия Закона рф о сми
- Учредительный договор и устав редакции
- Устав редакции и устав юридического лица
- Содержание устава юридического лица и устава редакции
- Процедура принятия устава редакции
- Как устав редакции мог защитить права журналистов нтв?
- Редакционная независимость на Западе
- Трудовые отношения в редакции
- Порядок прекращения деятельности сми
- Становление информационного законодательства в других странах бывшего ссср
- Устав редакции телепрограммы
- I. Общие положения
- II. Учредитель
- III. Статус редакции, главного редактора, их полномочия
- IV. Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции
- V. Цели и задачи редакции, производственно-хозяйственная деятельность, основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации
- 5.1. Основными целями и задачами редакции являются:
- 5.2. В соответствии с её целями редакция осуществляет:
- 6.4. Учредитель в случае прекращения деятельности телепрограммы имеет право:
- VII. Порядок утверждения и изменения устава редакции
- Предупреждение
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава III государственная политика в области сми Государственная политика в первые постсоветские годы
- Система государственной поддержки сми в 1996–2001 годах
- Государственная поддержка местной прессы
- Законодательство о порядке освещения деятельности органов власти в государственных сми
- Обязанность властей реагировать на критику в сми
- Доктрина информационной безопасности
- Иностранная собственность на сми
- Государственная поддержка сми в других странах
- Система государственных дотаций прессе в швеции
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IV свобода информации Право на доступ к информации
- Свобода информации – для кого?
- Права и обязанности журналистов
- Свобода информации и конфиденциальные сведения
- Доступ к информации в России
- Государственная тайна
- 1. Сведения в военной области:
- 2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- Конфиденциальная информация
- Алгоритм получения информации
- Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции
- Ответственность за непредоставление информации
- Аккредитация
- Гласность судопроизводства: права журналиста
- Ответственность журналиста за распространение секретной информации
- Положение
- 2. Виды аккредитации
- 3. Порядок аккредитации
- 4. Основные направления работы с аккредитованными журналистами
- 5. Права и обязанности аккредитованных журналистов
- 5.1. Аккредитованный журналист имеет право:
- 5.1. Аккредитованный журналист обязан:
- 6. Отказ в аккредитации
- 7. Порядок лишения аккредитации
- 7.1. Журналист может быть лишён аккредитации:
- Документы министерства обороны сша19[19] Принципы информационной политики министерства обороны
- Основные правила и руководство для сми
- Основные правила
- Основополагающие принципы работы сми
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава V лицензирование и регулирование телерадиовещания Регулирование и контроль телерадиовещания
- Лицензирование и ограниченный ресурс частот
- Государственные, общественные и частные вещатели
- Каким могло бы быть общественное телерадиовещание: неудавшийся опыт украины
- Порядок лицензирования вещателей в России
- Приостановление действия и аннулирование лицензии
- Кабельное телевидение
- Сообщение мптр россии о проведении очередного конкурса
- 27 Марта 2002 года
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VI деятельность сми в предвыборный период Равные права кандидатов
- Практика регулирования кампаний в сша
- Российское избирательное право
- Группа а, группа б и группа в
- Порядок агитации
- Содержание агитации
- Ответственность сми и журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VII интеллектуальная собственность Отличия физической собственности от интеллектуальной
- Из истории авторского права
- Авторское право австралийских аборигенов
- Закон рф «Об авторском праве и смежных правах»
- Автор произведения
- Правомерное использование произведений
- Служебные произведения
- Авторское право на интервью
- Авторское право на новостное сообщение
- Авторские права на программу телепередач
- Смежные права
- Ответственность
- Международные конвенции о защите авторского права
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава VIII регулирование рекламы Реклама и свобода массовой информации
- История принятия Федерального закона «о рекламе»
- Общие положения Закона «о рекламе»
- Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- Особенности рекламы некоторых видов товаров и услуг
- Защита интересов детей
- Обязанности и сфера ответственности рекламораспространителя
- Зарубежный опыт регулирования рекламы
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава IX ограничения на распространение в сми эротической и порнографической продукции Нормы действующего федерального законодательства
- Законодательство субъектов рф
- Проект федерального закона о защите нравственности
- Правовое регулирование порнографии в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава X интернет и его правовое регулирование Является ли Интернет средством массовой информации?
- Статья об «иных сми»
- Информационная безопасность
- Правовое регулирование содержания сообщений
- Нарушения авторского права
- Нормативное регулирование
- Обеспечение доказательств
- Принудительное саморегулирование
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XI защита чести, достоинства и деловой репутации Основные принципы и понятия
- Опровержение
- Право на ответ
- Моральный вред
- Деловая репутация
- Извинение
- Презумпция невиновности
- Факт и мнение
- Клевета и оскорбление
- Освобождение от ответственности
- Дело «"Нью-Йорк Таймс" против Салливана»
- Решения Европейского Суда по правам человека
- Опровержение тулеев не организовывал гонений на журналистов
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Глава XII неприкосновенность частной жизни Гарантии неприкосновенности частной жизни
- Защита общественных интересов
- Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство
- Скрытая запись
- Согласие на распространение сведений
- Защита частной жизни в сша
- Закрепление прочитанного материала
- Литература
- Вместо заключения
- Вопросы для письменного зачёта,
- Предлагавшиеся студентам дневного отделения ф-та журналистики
- Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова
- (III курс, I семестр) в 2001/02 учебном году56[56]
- II. Укажите правильный вариант ответа (3 балла за каждый правильный ответ)
- Словарь используемых терминов
- Принятые сокращения
- В раздел библиотека