logo search
гму / шпоры

Целевые федеральные программы социально- экономического развития в Российской Федерации.

Федеральная целевая программа — государственная социально-экономическая программа федерального уровня, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области гос-го, эк-го, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевые программы являются одним из важнейших средств воздействия на социально-экономическое развитие государства. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также для рациональной организации их решения. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. К внебюджетным источникам финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, заинтересованных в реализации программ и др. поступл.

В Целевые федеральные программы развития социальной инфраструктуры входит Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы — государственная программа Российской Федерации в области жилищной политики. Основная цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития жилищного сектора экономики; создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан. Подпрограммы: "Государственные жилищные сертификаты"; "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"; "Обеспечение жильем молодых семей".

Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Целью Программы является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи: совершенствование и развитие опорной транспортной сети; повышение эффективности системы товародвижения, конкурентоспособности транспортной системы России и обеспечение реализации транзитного потенциала страны; обеспечение доступности транспортных услуг для населения и хозяйствующих субъектов. Предусматривается осуществить модернизацию производственной базы транспорта, внедрить новые технологии и виды технических средств, обладающие повышенной безопасностью и экономичностью.

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы - Целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Основными задачами Программы являются: а) совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях; б) эффективное взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами государственной власти; г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, в том числе совершенствование системы налогового и бюджетного регулирования, позволяющих стабильно обеспечивать минимальные местные бюджеты путем закрепления на постоянной основе доходных источников муниципальных образований для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов; д) совершенствование межбюджетных отношений с целью выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; е) развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

  1. Цели, задачи и принципы социального прогнозирования.

Прогнозирование – разработка прогноза, т. е. специальное научное исследование перспектив (прошлых тенденций) развития каких-либо явлений (технических, социально-экономических). Методология прогнозирования связана с планированием и моделированием.

Чаще всего прогнозирование связано со временем. Виды прогнозирования во времени:

  1. краткосрочное – до 1 года;

  2. среднесрочное – 2-5 лет;

  3. долгосрочное – 5-10 лет;

  4. сверхдолгосрочное – более 10 лет.

Время на которое делается прогноз называют шагом прогнозирования. Шаг прогнозирования – постоянный/переменный.

Расстояние между двумя крайними точками – горизонтом прогноза.

Цели прогнозирования:

– по виду объекта; (технические, экологические, социальные, биологические и др.)

– по масштабу объекта; (мега, макро, микро, локальные, глобальные)

– по затратам ресурсов;

– по времени; (short-term и т.д.)

– по числу факторов; (однофакторные, многофакторные)

– по применяемым методам;

– прочие.

Любая цель прогнозного исследования, отраженная в классификации, имеет тенденцию к обособлению, т. е. развиваются специальные отрасли знания, ориентированные на углубленное изучение конкретных проблем. Например, желание сравнительного анализа разнородных объектов прогнозирования привело к возникновению теории комплексного показателя оценки эффективности.

Задачи прогнозирования:

1.Получить научный прогноз вперед/ назад для какого-то показателя.

2.Разработать комплексные прогнозы для объектов со сложной структурой, т.е. на основе локальных прогнозов получить прогноз системы.

3.Построить прогноз экспертного типа: что будет если…

4.Сравнить прогнозные значения с другими методами исследования.

5.оценить качество и адекватность прогнозной модели.

  1. Экономическая безопасность государства: виды, состав и способ регулирования.

Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. Как отмечают специалисты Института США и Канады РАН1, в самом общем виде экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции.

экономическая безопасность- вид государственной безопасности

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики - главный признак экономической безопасности.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· природные богатства страны - сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности — это: · функциональные и отраслевые министерства и ведомства;