Тема 6. Религиозные правовые семьи.
К религиозным правовым семьям можно отнести: мусульманское право (ислам), индусское право (индуизм), еврейское право (иудаизм), традиционное право Китая и Японии, исходящее из конфуцианского мировоззрения. Для религиозных правовых семей характерно, что право здесь представляет собой часть единой и универсальной системы регулирования общественных отношений. Нет четкого разграничения на правила правовые, моральные и религиозные. Понимание права в религиозных системах шире, чем в светских. Право в них охватывает все стороны жизни человека, а не только юридические отношения. Важнейшим источником религиозного права являются божественные откровения, священные писания.
Общая характеристика мусульманского права:
Норма права воспринимается, как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.
Выделяют четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман. Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий.
В сунне также доминируют нравственно религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана. Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.
К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.
В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право различает твердо установленные наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.
Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.
Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены нормами, заимствованными из романо-германским правовой семьи.
Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например, Танзании, Уганды, Кении.
Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней.
Для этой правовой системы характерны:
Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них – отлучение от касты.
Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.
Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества.
После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и др., которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, но лишь следит за их соблюдением и правильным применением.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)
- Для освоения программы настоящей дисциплины магистрант должен
- 3.Требования к результатам освоения дисциплины
- 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи
- Тема 7. Восточное право
- Тема 8. Российская правовая система
- Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
- Используемые образовательные технологии (тематический план)
- Тематический план
- Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- Самостоятельная работа Очная форма обучения
- Заочная форма обучения
- 6. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- Оценивание ответа на зачете происходит по следующим критериям:
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты
- Карта обеспеченности литературой
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Электронные ресурсы
- Протокол изменений рпд
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Учебно-методические рекомендации по изучению дисциплины (модуля)
- 1. Общие положения
- 2. Лекционные занятия (теоретический курс)
- 3. Семинарские (практические) занятия
- Рекомендации по темам:
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.
- Тема 2. История развития сравнительного правоведения.
- Тема 3. Понятие и классификация правовых систем
- Тема 4. Романо-германская правовая семья
- Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья)
- Тема 6. Религиозные правовые семьи.
- Тема 7. Восточное право.
- Тема 8. Российская правовая система.
- Планы семинарских (практических) занятий
- Тема 1. Понятие сравнительного правоведения1
- Литература:2 Основная литература
- Дополнительная литература
- Диспут по следующим вопросам:
- Самостоятельная работа студентов по написанию эссе.
- Тема 5. Правовая семья общего права
- Диспут по следующим вопросам:
- Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
- 1. Виды и содержание самостоятельной работы магистрантов по дисциплине, формы контроля.
- Особенности в организации самостоятельной работы у магистров, обучающихся по заочной форме обучения.
- 2. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистров. (Работа с учебной литературой, справочными правовыми системами, правовыми актами и т.Д.)
- Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
- Чтение учебника (учебного пособия).
- 3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям: Рекомендации по выполнению тестовых заданий:
- Перечень тестовых заданий.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий
- 4. Темы докладов (эссе) по дисциплине
- Рекомендации по подготовке докладов (эссе)
- Требования к эссе
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при написании эссе:
- Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ.
- Перечень тем индивидуальных домашних заданий и контрольных работ (выполняются в письменном виде).
- Критерии оценивания сформированности компетенций при выполнении индивидуальных домашних заданий
- 5. Варианты и темы контрольных работ для магистрантов заочной формы обучения, критерии оценивания.
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при выполнении контрольной работы:
- 6. Контроль самостоятельной работы магистров
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Нормативные правовые акты
- Специальная и научная литература
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- Глоссарий
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
- 1. Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
- Оценивание магистранта на зачете по дисциплине «Сравнительное правоведение»
- Вопросы для оценки качества усвоения курса:
- 2. Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации.
- В результате изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» студент должен:
- 3. Комплект тестовых заданий. Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4
- Вариант 5
- Вариант 6
- Вариант 7
- Вариант 8
- Вариант 9
- Вариант 10
- Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий