4.4. Внешнее управление
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение, по общему правилу, только в отношении юридических лиц. Однако предусматриваются и исключения из общего правила, а именно: Закон о банкротстве (п.4 ст.219) допускает введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, которое юридическим лицом по действующему законодательству не является.
Устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве, тем не менее, допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управления по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято при наличии обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п.1 ст.92).
Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Интересен тот факт, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.
С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:
руководитель должника отстраняется от занимаемой должности: внешний управляющий, в отличие от временного и административного, полностью заменяет руководителя должника, при этом он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации наплатежеспособности;
прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; более того, на них возлагается обязанность по передаче внешнему управляющему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;
снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, причем аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в силу прямого указания Закона, иными словами, не требуется специального определения арбитражного суда, к примеру, о снятии ареста;
аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению должником принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Судебно-арбитражная практика фактически исходит из того, что все требования к должнику, находящемуся в процедуре внешнего управления, должны предъявляться только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Так, арбитражный суд Московской области отказал в принятии искового заявления ООО "Финклинтекс", которое обратилось с иском к АО "Клинволокно" о возврате имущества из чужого незаконного владения.
Суд, отказывая в принятии искового заявления, указал, что спор неподведомствен арбитражному суду, так как в отношении ответчика возбуждено производство о несостоятельности и введено внешнее управление.
При анализе данного судебного акта необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Основания для отказа в принятии искового заявления исчерпывающе указаны в ст.107 АПК РФ 1995 г., и такого основания, как неподведомственность спора арбитражному суду, в этой статье нет.
В случае, если бы дело было неподведомственно арбитражному суду, как это указано в судебном акте, оно подлежало бы прекращению на основании п.1 ст.87 АПК РФ 1995 г. Однако суд вынес иное процессуальное решение: отказал в принятии искового заявления.
Более того, по характеру предъявленного к ответчику требования истец вообще не может являться кредитором должника, поскольку речь идет об истребовании имущества, которым он, по мнению истца, незаконно владеет и которое не включается в конкурсную массу.
Предъявление подобных требований к должнику в рамках процесса о банкротстве не содержит тех процессуальных гарантий, которые присущи исковому производству.
Одним из наиболее привлекательных для должника последствий внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.
Аналогичное ограничение прав кредиторов существовало и в Законе о банкротстве 1998 г.
Закон о банкротстве 2002 г. четко определяет, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
Кроме того, закрепляются еще несколько важных положений в отношении введения моратория:
мораторий распространяется и на начисление неустойки (штрафов, пени), на иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также проценты, подлежащие уплате; вместо этого производится начисление процентов в порядке и размерах, которые предусмотрены ст.395 ГК РФ;
мораторий не распространяется на денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления. В отношении последнего положения надо подчеркнуть следующее: полагаем, оно исходит из того, что внешнему управляющему предоставлено право на отказ от исполнения денежных обязательств должника, причем перечень обстоятельств, при которых такой отказ допускается, не является исчерпывающим и предоставляет достаточно широкие возможности для принятия внешним управляющим необходимого решения;
мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется также на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (п.5 ст.95 Закона).
Внешний управляющий в отличие от временного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе - и по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона).
Помимо этого в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101).
Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве, касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99).
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы: а) осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника; б) связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Так, к первой группе следует отнести полномочия внешнего управляющего по самостоятельному распоряжению имуществом должника (с ограничениями, установленными ст.101, 104 Закона), по проведению инвентаризации, по ведению бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности.
Ко второй группе относятся, в частности, полномочия внешнего управляющего, связанные с формированием и ведением реестра требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона).
Помимо этого внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Такой отказ, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).
Закон о банкротстве (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника: а) договор не исполнен сторонами полностью или частично; б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника. Ранее действовавший Закон 1998 г. в качестве основания рассматривал также ситуацию, когда договор являлся долгосрочным (заключенным на срок более одного года). Впоследствии постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. N 9-П*(360) положение ст.77 Закона о банкротстве, закрепляющее односторонний отказ от исполнения договоров должника, если договор заключен на срок более одного года, было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно позволяло внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгать договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года, независимо от того, имеются ли связанные с исполнением таких договоров обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника, что в конечном итоге лишало контрагентов возможности судебного оспаривания одностороннего отказа.
Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов (п.1 ст.106 Закона).
В зависимости от оснований прекращения внешнего управления (восстановление платежеспособности, установление невозможности ее восстановления или окончание установленного срока внешнего управления) внешний управляющий предлагает собранию кредиторов принять одно из следующих решений:
о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
о заключении мирового соглашения;
о продлении установленного срока внешнего управления;
о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий по восстановлению платежеспособности должника как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьими лицами, продажа предприятия должника и т.д. (ст.109 Закона).
Следует заметить, что законодательство США о банкротстве также закрепляет ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, в частности, отстранение действующего руководства должника, опубликование сведений, касающихся финансового положения должника, расследование предыдущих финансовых операций должника, предоставление арбитражному суду возможности контролировать деятельность должника и др.*(361)
Законом 1992 г. предусматривалось, что восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления должно было осуществляться путем реализации части имущества должника и проведения других организационных и экономических мероприятий, содержание которых в данном Законе не раскрывалось. Более того, законодатель закреплял общее правило, согласно которому восстановление платежеспособности должника должно было осуществляться за счет внутренних ресурсов должника.
Закон о банкротстве 1998 г. изменил данную ситуацию, поскольку восстановление платежеспособности должника стало возможным не только за счет его внутренних ресурсов, но и за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, к примеру, исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами). Действующий Закон воспринял данное положение.
Помимо этого в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника (ст.110).
Особенностью продажи предприятия должника является то, что в состав имущественного комплекса не включаются денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.
При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования и т.д. Кроме того, следует заметить, что все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, в плане внешнего управления может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене, не ниже установленной планом внешнего управления).
По общему правилу, продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст.175).
Результаты проведения торгов отражаются в протоколе, который имеет силу договора. При проведении конкурса, кроме протокола, заключается также договор купли-продажи предприятия, в котором в обязательном порядке должны содержаться сведения о составе и стоимости имущества, включенного в состав предприятия, а именно: сведения о земельном участке, на котором находится недвижимое имущество, характеристики иного недвижимого имущества (дата постройки, степень износа, общая и полезная площади и т.д.) и наличие обременений (является ли оно предметом залога, передано ли в аренду и др.).
Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов обязаны подписать договор купли-продажи предприятия.
Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Данная мера может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов (ст.112).
Законом о банкротстве регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику. Реализация данного положения обеспечивается путем закрепления в Законе (ст.113) возможности одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.
Одним из наиболее эффективных способов восстановления платежеспособности должника является признание арбитражным судом сделок должника недействительными по заявлению внешнего управляющего.
Закон о банкротстве (ст.103) четко закрепляет, в каких случаях сделки, совершенные должником, могут быть признаны недействительными:
1) если сделка совершена с заинтересованным лицом и в результате ее исполнения кредиторам были или могут быть причинены убытки;
2) если сделка заключена или совершена с отдельным кредитором или лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев, которые предшествовали подаче такого заявления, и влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;
3) если сделка совершена должником - юридическим лицом после возбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, которые предшествовали подаче такого заявления, и связана с выплатой (выделом) доли (пая) в имуществе должника участнику должника в связи с его выходом из состава участников.
Достаточно обширный практический опыт по применению данного способа восстановления платежеспособности должника накоплен в зарубежных странах. В традиционных законах континентальной Европы признание сделок недействительными ("шаги по отмене") рассматривается исключительно как мера ликвидационных, а не реабилитационных процедур, которые считаются выгодными для должника (за исключением законодательства Германии, где данная мера рассматривается в качестве реабилитационной. В качестве таковой она фигурирует и в законодательстве США).
Положениями Кодекса США о банкротстве предусматривается, что денежные средства или переданное имущество взыскиваются с получателя через суд по делам о банкротстве и помещаются в объединенный фонд активов должника (остаточный фонд по делу о банкротстве), который позволяет перераспределять имеющиеся активы.
При этом Кодекс устанавливает, что сделки, совершенные должником, могут быть признаны недействительными в следующих случаях:
принятие предприятием решения о выплате задолженности определенному кредитору без оплаты другого кредитора (предоставление приоритетного статуса);
принуждение со стороны кредитора, осведомленного о шатком финансовом положении должника, выплатить задолженность указанному кредитору;
попытка должника создать дополнительные блага для одного из его должностных лиц или директоров путем погашения займа, по которому такое должностное лицо или директор несет персональную ответственность*(362).
При анализе обозначенных положений наиболее актуальной является проблема определения приоритетного статуса, оснований и условий его предоставления. Под приоритетностью в данном случае понимают выплату долга одному кредитору с предоставлением ему приоритетного статуса в сравнении с другими кредиторами.
При этом важно иметь в виду, что в условиях нормальной коммерческой деятельности нет такого закона, который не позволял бы предприятию отдавать предпочтение одному из кредиторов в сравнении с другими кредиторами.
Вопросы приоритетности приобретают важность, когда должник подает заявление о предоставлении ему защиты в соответствии с законодательством о банкротстве, в то время как именно данное законодательство запрещает предоставление приоритетного статуса, считая его неправомерным.
Кодекс о банкротстве США определяет приоритетность (предоставление приоритетного статуса) как "трансферт доли должника в имуществе":
1) в пользу кредитора или на имя кредитора;
2) в счет предыдущего долга, причитавшегося с должника до выполнения названного трансферта;
3) выполненный в условиях неплатежеспособности должника;
4) выполненный -
а) не ранее чем за 90 дней до даты подачи заявления,
б) в течение периода от 90 дней до одного года, предшествовавшего дате подачи заявления, если указанный кредитор был вовлечен во внутреннюю деятельность должника;
5) дающий кредитору возможность получения средств в объеме, превышающем объем средств, которые такой кредитор получил бы в случае ликвидации данной компании.
Закон о банкротстве предусматривает также в качестве мер по восстановлению платежеспособности должника замещение его активов, проводимого путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ (ст.115).
Замещение активов должника может быть включено в план внешнего управления в качестве меры по восстановлению платежеспособности только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок, а также при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.
В целях восстановления платежеспособности должника может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций на основании ходатайства органа управления должника (ст.114). Дополнительная эмиссия акций должника может проводиться только по закрытой подписке, при этом срок размещения не может превышать трех месяцев. Кроме того, проспектом эмиссии оплата дополнительных обыкновенных акций должна предусматриваться только денежными средствами.
- Предпринимательское право Российской Федерации
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- § 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- § 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные нормативные акты
- § 1. Конституционные основы предпринимательства
- § 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- § 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- § 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- § 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- § 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- § 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- § 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- § 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- § 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности*(191)
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные нормативные акты
- § 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- § 2. Функции и принципы менеджмента
- § 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- § 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- § 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- § 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- § 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- § 4. Объекты приватизации и их классификация
- § 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- § 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- § 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- § 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Предприниматель и товарный рынок
- § 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- § 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- § 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные нормативные акты
- § 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- § 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- § 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- § 4. Эмиссия ценных бумаг
- § 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- § 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие валютного рынка
- § 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- § 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- § 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- § 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- § 1. Понятие рынка банковских услуг. § 2. Организация денежных расчетов. § 3. Банковские услуги по привлечению средств. § 4. Банковские услуги по размещению средств Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка банковских услуг
- § 2. Организация денежных расчетов
- § 3. Банковские услуги по привлечению средств
- § 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка страховых услуг
- § 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- § 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- § 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- § 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- § 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- § 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты инвестиционных отношений
- § 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- § 4. Лизинговые инвестиции
- § 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- § 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- § 2. Внешнеэкономические сделки
- § 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- § 1. Общая характеристика рынка труда. § 2. Субъекты рынка труда. § 3. Функционирование рынка труда Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика рынка труда
- § 2. Субъекты рынка труда
- § 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- § 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- § 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства. § 2. Юридическая служба коммерческих организаций. Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
- § 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература