§ 4. Государственное регулирование на валютном рынке
Государственное регулирование на валютном рынке проявляется в контроле со стороны государства за его функционированием с использованием традиционных методов денежно-кредитного регулирования: валютных ограничений и валютного контроля.
Валютным ограничением считается запрещение, лимитирование и регламентация операций, осуществляемых резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями. Валютные ограничения устанавливаются законодательно, с использованием мер административного воздействия.
Валютные ограничения - это также одно из характерных проявлений валютной политики государства. Валютные ограничения выражаются в ограничении ввоза и вывоза валюты и валютных ценностей, в регулировании платежного баланса и курса валюты, в обязательной продаже части валютной выручки, в ограничениях, связанных с добычей и промышленной обработкой драгоценных металлов и драгоценных камней, в ограничениях по совершению ряда операций с валютой и валютными ценностями резидентами и нерезидентами, в ограничениях, касающихся ввоза и вывоза товаров в национальное государство и из государства, продаже товаров за иностранную валюту на территории государства и других мероприятиях государства по защите своих валютно-финансовых интересов.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Согласно Закону о валютном регулировании основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Контроль проводится путем проверок валютных операций резидентов и нерезидентов, соблюдения ими правовых актов в области валютного регулирования и контроля. В процессе контроля определяется соответствие валютных операций действующему законодательству, выявляется наличие необходимых лицензий, разрешений и т.д.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
Полномочия Правительства РФ в области валютного контроля осуществляет Министерство финансов РФ в лице его территориальных органов валютного контроля*(610)
Органами валютного контроля являются Банк России, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (ст.11 Закона о валютном регулировании). К органам валютного контроля относятся, в частности, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство экономического развития и торговли РФ. В правовых актах России определены цели, задачи и функции органов валютного контроля. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет функции экспортного контроля, участвует в осуществлении контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов; Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Органы валютного контроля обладают более широкими полномочиями, чем агенты. Они могут издавать в пределах своей компетенции правовые акты, определять порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям, привлекать нарушителей валютного законодательства к ответственности, отзывать выданные лицензии и разрешения, обращаться в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица, если оно систематически нарушает валютное законодательство, и т.д.
Вместе с тем в судебной практике бывает затруднительно четко разграничить функции между органами валютного контроля. В связи с этим организация, нарушившая предписания валютного законодательства, подвергается наказанию одновременно со стороны двух органов валютного контроля. В одном из арбитражных дел заместитель Председателя ВАС РФ внес протест на постановление апелляционной и кассационной инстанций, которые, в отличие от арбитражного суда первой инстанции, полагали, что применение последовавших друг за другом штрафных санкций со стороны двух разных органов валютного контроля за нарушение валютного законодательства, выразившееся в незачислении валютной выручки от экспорта металлопродукции и в совершении операции, связанной с движением капитала, без разрешения Банка России, является правомерным. По мнению Президиума ВАС РФ, если один контролирующий орган (в рассматриваемом случае - Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю - ВЭК России) уже применила санкцию к юридическому лицу за нарушение валютного законодательства, повторное привлечение его к ответственности таможенным органом за совершение этого же правонарушения является неправомерным*(611).
В другом случае ВЭК России взыскала штраф с коммерческого банка за нарушение порядка учета валютно-обменных операций. Арбитражный суд кассационной инстанции нашел решение ВЭК России превышением полномочий. По мнению суда, право на взыскание штрафа за нарушение правил ведения и учета валютно-обменных операций в соответствии с п.2 ст.14 Закона о валютном регулировании принадлежит Банку России*(612).
Все юридические лица должны осуществлять обязательную продажу 50% валютной выручки, получаемой ими от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Продажа осуществляется через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте, по рыночному курсу иностранных валют к рублю (по курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации) на день (момент) продажи.
Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом РФ (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании). Такой порядок был установлен Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", в котором определено, что валютная выручка от экспорта товаров (работ и услуг) юридических лиц независимо от форм собственности и места регистрации, включая юридические лица с иностранными инвестициями, подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ. Порядок обязательной продажи Банк России установил в Инструкции от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"*(613), которая с последующими изменениями и дополнениями действует и применяется по настоящее время.
Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки как на межбанковских валютных биржах, так и вне бирж. Однако Банк России определил, что реализация экспортной валютной выручки в долларах США, подлежащей обязательной продаже в соответствии с действующим законодательством, должна осуществляться по поручению резидента (юридического или физического лица) через уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах, на внебиржевом межбанковском валютном рынке, Банку России либо непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку*(614).
Обязательная продажа производится юридическими лицами от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, в том числе в качестве авансов или предварительной оплаты. Продаже подлежит экспортная выручка в свободно конвертируемых, клиринговых и замкнутых национальных валютах, включая евро - свободно конвертируемую валюту стран - участниц европейского Экономического валютного союза. Валютная выручка резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки не позднее семи календарных дней со дня ее поступления (п.5 ст.6 Закона о валютном регулировании).
Уполномоченный банк зачисляет валютную выручку на транзитный валютный счет юридического лица и не позднее следующего рабочего дня извещает об этом юридическое лицо (по специальной форме, с приложением выписки по транзитному валютному счету), а юридическое лицо дает поручение банку на обязательную продажу и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. По получении от юридического лица указанного поручения на продажу валюты уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует иностранную валюту, подлежащую обязательной продаже, с транзитного счета юридического лица на свой отдельный лицевой счет. В течение трех рабочих дней от даты зачисления на указанный лицевой счет иностранной валюты уполномоченный банк обязан продать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах.
Если юридическое лицо не представит в течение 7 календарных дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный валютный счет поручения на обязательную продажу части валютной выручки, уполномоченный банк как агент валютного контроля на следующий рабочий день депонирует 50% всей валютной выручки, зачисленной на транзитный валютный счет юридического лица, на своем отдельном лицевом счете и продает указанные средства на внутреннем валютном рынке в течение 3 рабочих дней.
Следует обратить внимание на то, что на практике нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, как правило, проявляется в самом факте незачисления резидентом валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке и не означает необходимость доказывания факта уклонения от обязательной продажи части валютной выручки государству.
Так, советско-японское предприятие обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Приморскому краю в части применения штрафа за незачисление иностранной валюты на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации. Истец считал, что Государственная налоговая инспекция неправомерно применила положения Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", п.8 которого предоставляет право органу валютного контроля подвергнуть предприятие штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. Арбитражный суд Приморского края признал решение налоговой инспекции недействительным, при этом суд сослался на то, что суммы валютной выручки не были занижены (сокрыты) для целей налогообложения и обязательной продажи ее части государству, а были использованы предприятием на закупку оборудования и эксплуатационные расходы. Высший Арбитражный Суд РФ, рассмотревший дело в порядке надзора, решение Арбитражного суда Приморского края отменил. Суд отметил, что ответственность Указом Президента РФ предусмотрена за сам факт незачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке и не связана с уклонением от обязательной продажи части валютной выручки государству либо от уплаты налогов. Разрешения ЦБ РФ на использование валютной выручки до ее зачисления на счет в уполномоченном банке советско-японское предприятие не имело. Следовательно, зная о наличии существующего порядка зачисления валютной выручки, предприятие сознательно нарушило указанный порядок. При таких обстоятельствах налоговая инспекция обоснованно применила финансовую санкцию за незачисление валютной выручки*(615).
После обязательной продажи валютных средств с транзитных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению юридического лица на его текущий валютный счет. Эти средства могут использоваться на любые цели, предусмотренные российским законодательством.
Действующим законодательством предусмотрены исключения относительно обязательной продажи некоторых поступлений в иностранной валюте*(616).
Государственное регулирование в форме валютного ограничения выражается в запрещении, лимитировании и регламентаций операций резидентами и нерезидентами с валютой и валютными ценностями.
Согласно Закону о валютном регулировании текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. Это означает, что для совершения текущих валютных операций резидентам не требуется получать специальных разрешений.
Операции, связанные с движением капитала, осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Банком России (например, операции, связанные с приобретением ценных бумаг и вложением в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и др.)*(617).
Наибольшее количество судебных споров связано с проблемой квалификации валютной операции в качестве текущей или операции, связанной с движением капитала. В литературе и в судебной практике по этому поводу встречаются различные суждения. Например, Р.Н. Любимова, обстоятельно проанализировавшая судебную практику по применению законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в качестве критерия, позволяющего определить валютную операцию как капитальную, называет перемещение капитала за границу и обратно. Поэтому все остальные операции, названные в Законе о валютном регулировании в качестве операций, связанных с движением капитала, но по сути не содержащие факта перемещения капитала за пределы России, капитальными являются условно*(618). В некотором согласии с такой позицией можно считать выводы отдельных арбитражных судов. Так, основываясь на том, что деньги, выраженные в иностранной валюте, при расчете по экспорту между сторонами за рубеж не перечислялись, арбитражный суд квалифицировал валютные операции в качестве текущих*(619).
В другом случае суд посчитал, что для определения валютной операции в качестве текущей необходимо определить место оказания услуги по импорту и по экспорту. Если услуга, оказанная фирмой-нерезидентом, осуществлялась на территории России, она импортной не является и, следовательно, платежи в иностранной валюте при расчете за услугу относятся к текущим валютным операциям*(620).
Распространенным является взгляд на валютную операцию, основанный строго формально на положениях Закона. Так, в Постатейном комментарии к Закону о валютном регулировании отмечается, что отнесение валютной операции к капитальной и определение порядка ее совершения относится исключительно к компетенции Банка России*(621).
Полагаем, что было бы неправильно в целях квалификации действий по перечислению денежных средств в качестве валютной операции (текущей или капитальной) руководствоваться исключительно формальными правилами Закона. В российской правовой литературе справедливо обращается внимание на нечеткость указанных положений Закона, на неверные или весьма спорные заключения судов о квалификации отдельных операций в качестве валютных операций как таковых или в качестве валютных операций, связанных с движением капитала, если суды при этом формально подходили к понятию валютной операции*(622).
Особенность правового регулирования международных валютных отношений заключается в том, что в их основе лежит международная валютная система как объект экономической науки*(623). По этой причине при квалификации действий в качестве валютных операций следует исходить прежде всего из осознания валютной операции как финансово-экономической категории.
Валютная операция представляет собой деятельность финансово-кредитных организаций, предприятий, физических лиц по купле-продаже, расчетам, предоставлению кредитов в иностранной валюте. Осуществление валютных операций формирует движение международных валютных потоков, которые отражаются в платежном балансе страны. Платежный баланс представляет собой статистический отчет обо всех международных операциях той или иной страны с нерезидентами за определенный период. В интересах национальной экономики платежный баланс должен находиться в равновесии. В противном случае изменения в его структуре (в сторону превышения поступлений над платежами или превышения платежей над поступлениями) наносят ущерб состоянию национальной экономики. Если валютная операция при движении валютных потоков может быть сопряжена с нарушением платежного баланса страны, она может быть отнесена к операции, связанной с движением капитала*(624).
Лица, нарушившие порядок совершения валютных операций, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Так, КоАП РФ (ст.15.25) предписывает, что осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, или нерезидентам, либо для лишения их таких лицензий и разрешений (п.2 ст.14 Закона о валютном регулировании).
Участниками российского валютного рынка являются также нерезиденты. Валютное законодательство России содержит ряд ограничений, касающихся открытия и ведения счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации. В отличие от резидентов нерезиденты могут осуществлять операции в российских рублях в регламентируемом российским государством режиме.
Так, Банк России установил, что нерезиденты могут открывать в российских уполномоченных банках счета типов "К", "Н" и "Ф" (Инструкция Банка России от 12 октября 2000 г. N 93-И " О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам"). Счет типа "К" (конвертируемый счет) открывается физическим лицам - нерезидентам, юридическим лицам - нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации. Денежные средства на счетах типа "К" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Банком России.
Счет типа "Н" (неконвертируемый счет) открывается нерезидентам - тем же самым физическим и юридическим лицам, что и счет типа "К", для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Инструкции. Денежные средства на счетах типа "Н" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Счет типа "Ф" (счет физического лица) открывается физическим лицам-нерезидентам для расчетов в валюте Российской Федерации по операциям, предусмотренным в Инструкции. Денежные средства на счетах типа "Ф" могут использоваться для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, для совершения платежей по некоторым договорам и т.д.*(625)
Помимо счетов указанных типов, нерезидентам могут открывать счета типа "С" с соблюдением специального порядка ведения счетов и контролем за расходованием средств, находящихся на таких счетах*(626).
- Предпринимательское право Российской Федерации
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- § 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- § 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные нормативные акты
- § 1. Конституционные основы предпринимательства
- § 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- § 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- § 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- § 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- § 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- § 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- § 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- § 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- § 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности*(191)
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные нормативные акты
- § 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- § 2. Функции и принципы менеджмента
- § 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- § 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- § 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- § 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- § 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- § 4. Объекты приватизации и их классификация
- § 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- § 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- § 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- § 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Предприниматель и товарный рынок
- § 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- § 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- § 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные нормативные акты
- § 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- § 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- § 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- § 4. Эмиссия ценных бумаг
- § 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- § 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие валютного рынка
- § 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- § 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- § 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- § 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- § 1. Понятие рынка банковских услуг. § 2. Организация денежных расчетов. § 3. Банковские услуги по привлечению средств. § 4. Банковские услуги по размещению средств Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка банковских услуг
- § 2. Организация денежных расчетов
- § 3. Банковские услуги по привлечению средств
- § 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка страховых услуг
- § 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- § 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- § 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- § 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- § 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- § 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты инвестиционных отношений
- § 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- § 4. Лизинговые инвестиции
- § 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- § 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- § 2. Внешнеэкономические сделки
- § 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- § 1. Общая характеристика рынка труда. § 2. Субъекты рынка труда. § 3. Функционирование рынка труда Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика рынка труда
- § 2. Субъекты рынка труда
- § 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- § 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- § 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства. § 2. Юридическая служба коммерческих организаций. Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
- § 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература