1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
Одной из составляющих рыночного хозяйства является функционирование рынка аудиторских услуг. Институт аудита имеет свою историю. Если в целом рассматривать его как финансовый контроль, то первой страной, создавшей аудиторскую систему, был Китай. Древние китайские источники указывают на то, что уже в 700 г. до н.э. там существовал пост генерального аудитора, который должен был гарантировать честность правительственных чиновников, по роду своих служебных обязанностей имеющих право пользоваться государственными деньгами и имуществом.
В III веке до н.э. римские управляющие назначали квесторов, магистратов и чиновников казначейства, обязанных контролировать бухгалтерию всех провинций и отчитываться устно о проделанной работе.
В Средние века в Европе появляется обычай подтверждать правильность сделок путем их регистрации двумя разными ответственными лицами: таким образом, происходило постепенное становление бухгалтерского учета и контроля.
Однако считается, что аудит в современном понимании начал формироваться лишь в середине XIX в. в Великобритании в связи с мощным развитием рыночных отношений. Становление рыночной экономики сопровождалось массовым банкротством компаний, часто вызванным не объективными экономическими причинами, а недобросовестностью и злоупотреблениями управляющих. Разоренным акционерам необходима была защита, а потенциальным инвесторам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.
Группа аудиторов, созданная в середине XIX в. в Шотландии, считала, что не может быть обмана там, где всем известно, что он есть, однако после аудирования вероятность возможного обмана снижается, если есть подпись (подтверждение) проверяющего*(713).
В настоящее время во многих странах институт аудита является важным элементом инфраструктуры рынка, особой организационной формой контроля. В этом и состоит его определяющая особенность.
В России аудит как вид профессиональной деятельности появился недавно - около десяти лет назад. Законодательное закрепление частной собственности и создание хозяйственных обществ и товариществ, уставный капитал которых формировался из вкладов коммерческих организаций и (или) физических лиц, обусловили необходимость разработки системы контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью. Очевидно, что этот контроль не должен был осуществляться ни государственными органами, ни финансовыми службами самих обществ, поскольку в этом случае информация о реальном положении дел не всегда была бы достоверной и объективной, а также не всегда доходила бы до акционеров.
Функцию такого независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью частных компаний и взял на себя аудит.
В результате появился спрос на аудиторские услуги у традиционных пользователей аудита - акционеров, инвесторов, кредиторов.
Сформировался круг отечественных фирм, обладающих хорошей репутацией на рынке, способных предоставлять услуги высокого качества, таких как Юникон МС, ФБК, Росэкспертиза, группа компаний Топ-Аудит / Порт-Аудит, Бизнес-Аудит, БДО Руфаудит и др.
Работающие на российском рынке аудиторские фирмы можно условно разделить на четыре группы:
1) аудиторские фирмы "большой четверки" (крупные транснациональные корпорации аудиторов, превратившиеся сегодня в ведущие аудиторско-консультационные фирмы, - Price Waterhouse Coopers (PwC), Deloitte and Touch, Ernst and Young, KPMG);
2) иные иностранные аудиторские и консалтинговые фирмы;
3) несколько десятков ведущих национальных аудиторских фирм;
4) средние и мелкие национальные аудиторские фирмы.
В настоящее время можно говорить о том, что в условиях развития рыночной экономики и в России сложился рынок аудиторских услуг, представляющий собой совокупность форм и способов взаимодействия субъектов аудита, позволяющих защитить интересы собственников от искажений и злоупотреблений в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и уменьшить уровень информационного риска для других пользователей такой отчетности.
Аудит в любой стране - лишь элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. Поэтому в разных странах приняты различные толкования термина "аудит".
Так, в США Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров определил его как процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям*(714).
В Великобритании Комитет по аудиторской практике выработал более простое определение аудита: как независимого рассмотрения "специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом"*(715).
В настоящее время в зарубежных странах на практике и в специальной литературе термин "аудит" часто применяют в достаточно широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, суть которых - независимая проверка, оценка, экспертиза бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Вместе с тем в зарубежной литературе можно встретить и другой подход к определению данного понятия, согласно которому аудит - это проверка, результатом которой является формирование мнения о верности и объективности финансовой отчетности*(716). Таким образом, термин "аудит" за рубежом применяется прежде всего для определения специфического вида деятельности - проверки финансовой отчетности.
Согласно российскому законодательству аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
При сравнительно-правовом исследовании положений Федерального закона "Об аудиторской деятельности"*(717) и ранее действовавших Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации*(718) следует обратить внимание на два существенных момента:
во-первых, в настоящее время аудиторская деятельность - это уже не независимый вневедомственный контроль, а деятельность по "независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности";
во-вторых, в отличие от Временных правил цель аудита в соответствии с названным Законом - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Важным положением Закона об аудиторской деятельности является, кроме того, определение достоверности, под которой понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, предоставляющая возможность пользователю этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (п.3 ст.1).
Помимо этого важное значение имеет установленный в ст.1 Закона перечень сопутствующих аудиту услуг, поскольку, как показывает практика, именно оказание подобного рода услуг занимает лидирующее положение в количественном и стоимостном выражении в общем объеме работ и услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Более того, перечень этих услуг значительно расширен по сравнению с п.9 Временных правил. Названы новые виды услуг: экономическое, финансовое и бухгалтерское консультирование; автоматизация бухгалтерского учета и внутренних информационных технологий; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; разработка и анализ инвестиционных проектов; составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью (п.6 ст.1 Закона).
Как показывает практика, в настоящее время на отечественном рынке аудиторских услуг доля общего аудита существенно снизилась: год назад он составлял в совокупной выручке всех компаний около 54%, теперь - только 46%. Наиболее существенно вырос спрос на юридические и налоговые услуги: с 13,4 до 17,2% (из них 12% приходится на консультации по налогообложению). Лидером в этой области является "Юникон / МС. Консультационная группа". По этому направлению "Юникон" обслуживает компании "Ай-Си-Эн", "Черногорнефть", "Славнефть", "Оренбургнефть, ТНК, "Юганскнефтегаз".
Кроме того, приоритетными направлениями аудиторско-консалтинговых услуг являются финансовое управление (8%), услуги в области информационных технологий (5%) и др.
Данные состояния рынка аудиторских услуг многих стран свидетельствуют о том, что оказание сопутствующих услуг становится в последние годы преобладающим в деятельности многих аудиторских фирм тех стран, где это разрешено законодательством (например, в Великобритании), и даже в тех странах, где аудит не предусматривает оказание дополнительных услуг (например, во Франции), фирмы изыскивают возможности ведения деятельности разнообразного характера*(719).
Российский законодатель, давая четкое определение аудиторской деятельности, аудиту, рассматривает их как тождественные категории.
Между тем в правовой науке вопрос о соотношении понятий "аудит" и "аудиторская деятельность" имеет свою историю.
Следует заметить, что ранее в Перечне терминов и определений, используемых в Правилах (стандартах) аудиторской деятельности, давалась более широкая трактовка этих понятий. Аудиторской признавалась деятельность, включающая как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие аудиту услуги.
В соответствии с законодательными положениями в правовой науке существовала точка зрения, согласно которой аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению аудиторских проверок (аудита) и оказанию иных, сопутствующих аудиту услуг*(720).
Таким образом, аудит являлся составной частью более широкого понятия "аудиторская деятельность".
Подобное разграничение этих понятий подчеркивалось также положением п.11 Временных правил о том, что оказание аудитором экономическому субъекту услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности является обстоятельством, исключающим возможность проведения тем же аудитором аудиторской проверки данного экономического субъекта.
Следует признать, что рассмотренное разграничение аудиторской деятельности может быть признано допустимым (по крайней мере, как одна из существующих точек зрения в отношении данной проблемы) и в настоящее время при условии закрепления преобладающей роли правового режима собственно аудита.
Сопутствующие аудиту услуги - не аудиторские по сути, это услуги, выходящие за рамки собственно аудиторских услуг. Использование в этих понятиях корневого слова "аудит", во-первых, служит указанием аудитору на возможность (а не обязанность) их оказывать; во-вторых, дает гарантию того, что их оказание не нарушит правило об исключительности аудиторской деятельности: аудиторы не могут заниматься какой-либо деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней (п.7 ст.1 Закона об аудиторской деятельности)*(721).
Между тем многие исследователи, критикуя это разграничение, полагают необходимым "обеспечить единый подход к пониманию аудиторской деятельности и тем требованиям, которые предъявляются к ней в целом"*(722).
Более оживленной является дискуссия в отношении характера деятельности, осуществляемой аудиторами.
Позиция законодателя по этому вопросу четко определена в ст.1 названного Закона, где говорится о том, что аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую по своей сути деятельность.
Анализируя признаки предпринимательской и аудиторской деятельности, следует признать, что аудиту присущи признаки предпринимательской деятельности, указанные в ст.2 ГК РФ, - самостоятельность, систематичность, легитимность, получение прибыли (вознаграждения) от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Самостоятельность индивидуального аудитора (аудиторской организации) проявляется в его праве по своему усмотрению определять формы и методы проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п.7 ст.9 Закона об аудиторской деятельности).
Систематичность как признак любой деятельности позволяет отграничить разовые действия субъектов (аудиторов), обладающих специальной право- и дееспособностью, от постоянного процесса (по оказанию аудиторских и сопутствующих им услуг).
Легитимацию аудиторской деятельности не следует сводить только к государственной регистрации индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций, поскольку легитимация может быть осуществлена и другими способами (к примеру, путем заключения договора оказания аудиторских услуг).
Таким образом, в целом аудиту присущи признаки предпринимательской деятельности. Вместе с тем аудиторская деятельность имеет и отличительные особенности, обусловленные наличием прежде всего двуединой цели: во-первых, выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ; во-вторых, получения вознаграждения от деятельности по оказанию аудиторских и сопутствующих им услуг.
Именно данная особенность послужила основанием для возникновения в юридической литературе различных точек зрения. Так, В.В. Нитецкий полагает, что определение аудиторской деятельности как предпринимательской "принижает и сужат цели и задачи аудита...
Предпринимательство направлено на получение прибыли, а это не является основной задачей аудиторской деятельности"*(723).
По мнению других авторов, появление термина "предпринимательская деятельность" в определении понятия "аудит" было обусловлено, во-первых, тем, что с помощью этого технического приема аудиторская деятельность в фискальных целях была формально отнесена к предпринимательской, а во-вторых, до вступления в силу Временных правил деятельность физических и юридических лиц, называвших себя аудиторами и аудиторскими фирмами, была именно предпринимательской, поскольку осуществлялась инициативно и самостоятельно, на свой страх и риск и имела организационно-правовые формы, предусмотренные Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(724).
Сторонники юридико-процессуальной модели аудита определяют данное понятие как юридический процесс, право на осуществление которого есть важнейшая, определяющая правовую природу аудиторской деятельности привилегия, в широком смысле - юрисдикционная, правоохранительная*(725). Государство и общество наделяют определенных лиц привилегиями, связанными с выполнением особых социально значимых функций (таких, как защита конституционных прав и свобод, охрана имущественных прав и законных интересов и т.д.). В свою очередь, указанные лица обязуются сделать выполнение этих функций основной целью и смыслом своей профессиональной деятельности, в результате чего они отказываются от преследования цели извлечения прибыли.
Интересен тот факт, что аудитор в России с 1716 г. до военно-судебной реформы 1867 г. был "процессуальным лицом", которое следило за соблюдением установленного порядка производства военно-судебных дел, "чтобы каждый подсудимый, не взирая ни на какое лицо, был судим по точной силе законов"*(726).
Эта позиция позволяет рассматривать аудит не только как неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка, но и как составную часть структуры социального контроля в обществе наряду с судом и другими правоохранительными органами, нотариатом и т.д.
- Предпринимательское право Российской Федерации
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- § 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- § 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные нормативные акты
- § 1. Конституционные основы предпринимательства
- § 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- § 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- § 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- § 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- § 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- § 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- § 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- § 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- § 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности*(191)
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные нормативные акты
- § 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- § 2. Функции и принципы менеджмента
- § 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- § 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- § 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- § 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- § 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- § 4. Объекты приватизации и их классификация
- § 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- § 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- § 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- § 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Предприниматель и товарный рынок
- § 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- § 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- § 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные нормативные акты
- § 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- § 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- § 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- § 4. Эмиссия ценных бумаг
- § 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- § 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие валютного рынка
- § 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- § 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- § 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- § 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- § 1. Понятие рынка банковских услуг. § 2. Организация денежных расчетов. § 3. Банковские услуги по привлечению средств. § 4. Банковские услуги по размещению средств Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка банковских услуг
- § 2. Организация денежных расчетов
- § 3. Банковские услуги по привлечению средств
- § 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка страховых услуг
- § 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- § 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- § 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- § 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- § 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- § 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты инвестиционных отношений
- § 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- § 4. Лизинговые инвестиции
- § 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- § 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- § 2. Внешнеэкономические сделки
- § 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- § 1. Общая характеристика рынка труда. § 2. Субъекты рынка труда. § 3. Функционирование рынка труда Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика рынка труда
- § 2. Субъекты рынка труда
- § 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- § 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- § 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства. § 2. Юридическая служба коммерческих организаций. Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
- § 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература