§ 2. Функции и принципы менеджмента
Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. Первоначально пять универсальных функций менеджмента были сформулированы в 1916 г. французским инженером Анри Файолем (1841-1925). Американские историки менеджмента называют его наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. К функциям менеджмента он относил: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. С течением времени первоначальный перечень функций расширился до восьми и включает в себя:
1. Планирование, которое является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.
2. Принятие управленческого решения - основная проблема менеджмента бизнесом, ибо от правильности принятого решения зависит эффективное функционирование организации, само ее существование.
3. Организационно-управленческое построение компании, которое предполагает структурирование органов и, как следствие, цепи распоряжений, рациональное разделение труда, распределение ответственности и в целом более эффективное использование человеческих ресурсов.
4. Укомплектование штата. Менеджмент бизнесом инвестирует рост и развитие преданного, хорошо обученного коллектива. Фирмы хороши настолько, насколько хороши в них люди.
5. Обмен информацией (коммуникации). В управлении необходимо сохранять каналы общения открытыми. Компании с наилучшим моральным климатом, как правило, те, которые информируют своих сотрудников о целях и намерениях и прислушиваются к их мнениям.
6. Стимулирование. Заключается в том, что сотрудники должны вознаграждаться за поиск наиболее эффективных способов работы.
7. Руководство. Менеджеры становятся признанными лидерами, когда приспосабливают свой стиль руководства к требованиям ситуации. В литературе указывалось, что современный менеджер-организатор выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо. Ведущие специалисты в области менеджмента подчеркивают тот факт, что современный менеджер - это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе жизнедеятельности. Чтобы исполнять сегодня главные менеджерские качества, менеджеру прежде всего нужно быть человеком*(391).
8. Контроль позволяет сравнивать желаемые результаты с достигнутыми и предпринимать необходимые корректирующие действия. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.
В последние годы в практику передовых фирм все чаще внедряются методы контроллинга, которые дополняют традиционный, хорошо известный контроль.
Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости компании: в краткосрочном плане - нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.
Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.
Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю*(392).
Анри Файоль также сформулировал основные принципы менеджмента. Он, в частности, утверждал, что "число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением"*(393).
В числе принципов управления, которые чаще всего применялись Анри Файолем в повседневной практической деятельности и для планирования стратегического и тактического развития компании, раскрывающих секреты "белых воротничков", он называл:
1) разделение работы, поскольку специализация труда необходима для организационного успеха;
2) власть - право приказывать должно сопровождаться ответственностью;
3) дисциплина, поскольку послушание и уважение позволяют работать спокойно;
4) единство распорядительства (командования) - работник должен получать приказ только от одного начальника;
5) единство направления - усилия каждого должны быть скоординированы и направлены в одну сторону;
6) подчинение индивидуальных интересов общим - "перетягивание каната" между личными и общими интересами во благо организации - одна из самых серьезных проблем управления;
7) вознаграждение - оплата работников должна соответствовать их трудовому вкладу;
8) централизация - важно найти оптимальное равновесие между централизацией и децентрализацией;
9) иерархия - подчиненные обязаны соблюдать цепь коммуникации до тех пор, пока не поступит указание на обмен информацией с кем-либо другим;
10) порядок - материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах;
11) справедливость - являясь результатом доброты и законности, она приводит к преданной и лояльной службе;
12) стабильность персонала и срок пребывания в должности (постоянство состава персонала) - людям необходимо предоставить время, чтобы как следует узнать свою работу;
13) инициатива - одно из самых больших удовольствий - самостоятельное составление и выполнение планов;
14) единение персонала ("кастовый дух") - совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха.
Как подчеркивает Б. Гейтс, "сильные коллективы потому и сильные, что над идеей каждого там думают все"*(394).
Каждый из этих принципов заслуживает самостоятельного раскрытия и анализа, в том числе с позиций его правового обеспечения.
Здесь же следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является альфой и омегой бизнес-науки и по сей день.
- Предпринимательское право Российской Федерации
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- § 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- § 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные нормативные акты
- § 1. Конституционные основы предпринимательства
- § 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- § 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- § 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- § 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- § 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- § 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- § 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- § 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- § 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности*(191)
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные нормативные акты
- § 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- § 2. Функции и принципы менеджмента
- § 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- § 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- § 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- § 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- § 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- § 4. Объекты приватизации и их классификация
- § 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- § 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- § 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- § 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Предприниматель и товарный рынок
- § 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- § 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- § 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные нормативные акты
- § 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- § 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- § 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- § 4. Эмиссия ценных бумаг
- § 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- § 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие валютного рынка
- § 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- § 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- § 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- § 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- § 1. Понятие рынка банковских услуг. § 2. Организация денежных расчетов. § 3. Банковские услуги по привлечению средств. § 4. Банковские услуги по размещению средств Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка банковских услуг
- § 2. Организация денежных расчетов
- § 3. Банковские услуги по привлечению средств
- § 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка страховых услуг
- § 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- § 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- § 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- § 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- § 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- § 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты инвестиционных отношений
- § 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- § 4. Лизинговые инвестиции
- § 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- § 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- § 2. Внешнеэкономические сделки
- § 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- § 1. Общая характеристика рынка труда. § 2. Субъекты рынка труда. § 3. Функционирование рынка труда Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика рынка труда
- § 2. Субъекты рынка труда
- § 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- § 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- § 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства. § 2. Юридическая служба коммерческих организаций. Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
- § 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература