logo
403635_B03AF_gubin_e_p_predprinimatelskoe_pravo

§ 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение

В литературе отмечается, что менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный*(395). К сожалению, здесь отсутствует указание на правовой аспект менеджмента, на роль права в менеджменте как науке и практике управления бизнесом, обеспечивающего его устойчивость и высокую эффективность. Хотя, надо отдать должное, в названной работе Э.А. Уткина, во втором ее разделе "Управление предприятием", есть § 2, посвященный "Юридическим основам российского бизнеса". И это уже отрадно. Ибо до последнего времени не многие экономисты и управленцы надлежащим образом оценивали роль права в регулировании экономических, в том числе организационно-управленческих отношений, а между тем, как показывает в том числе и опыт стран с развитой рыночной экономикой, роль права в этих сферах весьма значительна и ее трудно переоценить.

Поэтому представляется актуальной постановка и разработка проблемы правового обеспечения менеджмента. Будучи особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующим в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента, последний, являясь во многом живой творческой материей (сфера деятельности, область знаний, круг людей), в своих фундаментальных основополагающих началах требует использования (применения) правового инструментирования - определения правового статуса организации; ее организационно-управленческой структуры; функций структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; правового статуса менеджера и т.д.

Упорядочение внутри предприятия, фирмы, корпорации протекающих в них процессов, организация этих процессов в определенную, эффективно функционирующую систему с четко отлаженной внутренней субординацией - важнейшее слагаемое успешной деятельности*(396). Юридический аспект менеджмента заключается здесь в закреплении организационно-управленческой структуры предприятия, фирмы локальными нормативными актами.

Учитывая корпоративную природу менеджмента, нельзя забывать об эффективности локальных нормативных актов - актов, издаваемых на уровне предприятия, фирмы, корпорации. Этими актами устанавливается правовой статус структурных подразделений, их взаимосвязи по функциям; определяются должностные обязанности работников структурных подразделений и т.д.*(397)

Соотношение менеджмента и права - такое же, как соотношение любой другой деятельности и права, и может быть выражено так: главное - требование законности. Менеджмент как разновидность человеческой деятельности должен осуществляться в соответствии с законом и не противоречить ему. Менеджер в своей практической деятельности, в какой бы форме она в данный момент ни осуществлялась, подчиняется законам государства, на территории которого он выполняет свои функции, и несет ответственность по этим законам наравне с другими гражданами. Кроме того, он пользуется защитой со стороны закона и юридическими гарантиями как в области своей профессиональной деятельности, так и в области общегражданских прав. Эти положения отражены в законах, определяющих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, правовой статус органов управления, в Трудовом кодексе РФ, других нормативных правовых актах. Положения всех этих актов призваны стимулировать дух предпринимательства, стремление к самостоятельности и новаторству, что, несомненно, составляет ядро современной идеологии менеджеризма.

Систему влияния права на отдельные сферы менеджмента можно проследить по следующей схеме, предложенной специалистами, исследующими практические аспекты названной проблемы*(398).

По каждому из выделенных направлений влияния права на сферы менеджмента возможно и необходимо отдельное исследование конкретных вопросов правового обеспечения. Остановимся, и то лишь вкратце, на бизнес-плане.

Под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.

Как правило, бизнес-план фирмы разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):

анализ рынка и маркетинговая стратегия;

продуктовая стратегия;

производственная стратегия;

развитие системы управления фирмой и собственности;

финансовая (экономическая) стратегия.

После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата - дать концентрированное изложение цели развития фирмы для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием фирмы.

Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.

Бизнес-план необходим:

самому предпринимателю - при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;

контрагентам предпринимателя - при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;

банкам и иным кредитным учреждениям - при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:

страховым организациям - при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;

организациям-эмитентам - при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.

Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.

Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:

предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;

служить основой при решении вопросов инвестирования средств;

учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.

Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя - с менеджерами.

Для придания процессу разработки, утверждения и исполнения бизнес-плана надлежащего уровня на предприятии в локальных актах устанавливается порядок разработки и утверждения бизнес-плана, предусматривающий конкретных лиц, ответственных за разработку его соответствующих разделов, формы и методы их участия в работе; сроки разработки; обсуждение бизнес-плана и его утверждение предпринимателем (управляющим), а в необходимых случаях - согласования с собственником.

Особое внимание должно уделяться обеспечению конфиденциальности и сохранению коммерческой тайны, с тем чтобы сведения о бизнес-плане не попали к конкурентам.

Показатели утвержденного бизнес-плана расписываются по подразделениям-исполнителям и служат основой формирования их планов производственно-хозяйственной деятельности.