§ 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
В условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком. Для приобретения и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и осуществления других видов хозяйственной деятельности предприниматели выходят на международный (мировой) рынок, т.е. осуществляют внешнеэкономическую деятельность.
Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности.
Понятие внешнеэкономической деятельности в Федеральном законе "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)"*(804) (ст.1). Определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности. Однако открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.
Российское законодательство определяет отдельные виды внешнеэкономической деятельности. В частности, оно содержит понятие внешнеторговой деятельности, которое определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность) (ст.2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).
В литературе дается собирательное понятие внешнеэкономической деятельности, включающее открытый перечень видов такой деятельности, аналогично содержащемуся в ст.1 Закона об экспортном контроле*(805), либо оно определяется авторами в самом общем виде*(806), а в экономической литературе еще и как совокупность функций "экспортноориентированных предприятий"*(807).
В соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок.
Для надлежащего изучения правового регулирования внешнеэкономической деятельности одного ее определения недостаточно. Следует также выделить особенности, а также определить и проанализировать ее структуру.
Особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность:
под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Вместе с тем организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, а также публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. К примеру, граждане чаще всего становятся ее участниками при осуществлении международной инвестиционной деятельности: учреждении юридических лиц за рубежом, приобретении акций (долей) иностранных юридических лиц и др.;
внешнеэкономическая деятельность - это, как правило, предпринимательская деятельность, хотя иногда может и не быть таковой. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;
субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;
направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации.
Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.
В качестве субъектов внешнеэкономической деятельности могут выступать такие физические лица, как граждане (граждане Российской Федерации), иностранные граждане*(808) и лица без гражданства.
Для совершения внешнеэкономических сделок с иностранными гражданами и лицами без гражданства российским предпринимателям важно знать, вправе ли указанные лица принимать на себя обязательства по сделке (быть стороной сделки), поскольку от этого зависит достижение того экономического результата, который ставят перед собой предприниматели при заключении договора. Для ответа на этот вопрос следует определить правовое положение иностранного гражданина и лица без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут совершать различные сделки в целях осуществления предпринимательской деятельности. Сторонами внешнеэкономических сделок в ряде случаев являются именно предприниматели. Например, при заключении договора международной купли-продажи товаров сторонами договора должны быть предприниматели, в то время как договор страхования может заключаться российским страховщиком с иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые могут быть предпринимателями, а могут ими и не являться.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется нормами федеральных законов, а в случае урегулирования соответствующих отношений в международном договоре РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется правилами международного договора.
Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с российским правом пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, предусмотренных законом (ст.1196 ГК РФ). Ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, развития экономики страны, обеспечения обороны и безопасности государства. В частности, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(809) (ст.7) в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики РФ предусматривает возможность введения ограничений на участие иностранных лиц в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков континентального шельфа Российской Федерации, а также проведение конкурсов (аукционов) вообще без участия иностранных лиц.
Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом (п.1 ст.1197 ГК РФ). Если иностранный гражданин и лицо без гражданства имеют место жительства в Российской Федерации, то их личным законом считается право РФ. В случаях, когда указанные лица не имеют места жительства в Российской Федерации, личным законом иностранного гражданина будет право страны, гражданином которой он является, а личным законом лица без гражданства - право государства, в котором это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Если иностранный гражданин является гражданином нескольких государств, то его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительства. При этом если российский гражданин имеет также иностранное гражданство, его личным законом является российское право (ст.1195 ГК РФ).
С целью защиты прав и законных интересов других лиц ГК РФ устанавливает, что физические лица, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающие гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у них дееспособности, если они являются дееспособными по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (п.2 ст.1197 ГК РФ).
Правила определения дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах Российской Федерации. Например, в соответствии с правилами Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.*(810), участниками которой являются страны СНГ, дееспособность физического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является это лицо, а дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой оно имеет постоянное место жительства (ст.23).
В необходимых случаях требуется определить, вправе ли иностранный гражданин или лицо без гражданства, с которыми российские предприниматели хотят заключить внешнеэкономический договор, осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу право физического лица, в том числе иностранного гражданина и лица без гражданства, заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (ст.1201 ГК РФ). Вместе с тем, поскольку право отдельных государств не ставит легальное осуществление предпринимательской деятельности физических лиц в зависимость от их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, т.е. не содержит требования об обязательной регистрации, для таких случаев Гражданский кодекс предусматривает применение права страны основного места осуществления предпринимательской деятельности физического лица. В частности, право Франции не содержит требования о регистрации в качестве обязательного условия для осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности на территории Франции. Французский торговый кодекс (ст.1) признает предпринимателями любых лиц, профессия которых предполагает совершение торговых сделок или осуществление торговых операций. Тем самым за иностранным гражданином или лицом без гражданства, основным местом осуществления предпринимательской деятельности которого является территория Франции, в силу ГК будет признаваться право осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому с такими лицами российские предприниматели вправе заключать международные договоры купли-продажи товаров, договоры международного финансового лизинга и иные внешнеэкономические договоры, стороны которых должны иметь статус предпринимателя.
Иностранный гражданин и лицо без гражданства, имеющие место жительства в РФ, могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации в соответствии с Законом о регистрационном сборе и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"*(811).
Российским юридическим лицом является юридическое лицо, созданное в Российской Федерации, а иностранным юридическим лицом - созданное за границей.
Помимо иностранных юридических лиц участниками внешнеэкономической деятельности являются иные правоспособные иностранные организации*(812). Право таких организаций быть участниками внешнеэкономической деятельности предусматривается, в частности, ст.2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности. Такими иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, но имеющими ограниченную гражданскую правоспособность, необходимую для осуществления внешнеэкономической деятельности, являются, к примеру, американские partnership. В этой связи можно также вспомнить российские индивидуальные (семейные) частные предприятия, которые могли не наделяться статусом юридического лица и создание которых допускалось Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"*(813), действовавшим до принятия ГК РФ (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(814)).
В зарубежных странах и в Российской Федерации правовое положение юридических лиц и иных организаций определяется по правилу личного закона.
Существует несколько критериев, на основе которых формируется правило личного закона. Самым распространенным критерием для определения личного закона организации является место ее создания (Великобритания, США). Такой закон обычно называют законом инкорпорации. К примеру, по правилу закона инкорпорации если организация учреждена в США, то ее правовое положение будет определяться по праву соответствующего штата.
В качестве критериев для определения личного закона организации применяются также место нахождения (ФРГ) и место деятельности (Италия) организации*(815). Вместе с тем в ряде случаев указанные критерии по существу могут соответствовать критерию места создания организации. К примеру, в ФРГ правовое положение организации определяется по месту ее нахождения. В частности, местом нахождения акционерного общества, учрежденного в ФРГ, является место, определенное в уставе общества. В уставе общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место его деятельности, место, из которого осуществляется руководство делами или из которого осуществляется управление обществом. Причем место нахождения общества должно находиться на территории ФРГ. "Перенести" место нахождения акционерного общества за границу ФРГ акционеры могут, только ликвидировав общество и зарегистрировав другое общество на территории иностранного государства.
В период нахождения государства в состоянии войны для определения личного закона организации зачастую применяется критерий контроля как единственный, позволяющий выявить принадлежность организации лицам враждебного государства. При этом суды исходят из того, что иные критерии не позволяют достоверно установить действительную принадлежность организации. Впервые критерий контроля для определения личного закона организации был применен английским судом по делу Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co во время Первой мировой войны (1915 г.). Английский суд обратился к теории контроля для определения личного закона компании с целью предотвращения торговли с врагом. В рамках дела Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co английским судом был положительно решен вопрос о том, можно ли рассматривать учрежденную в Великобритании компанию, все акции которой, за исключением одной, принадлежат враждебным иностранцам, в качестве иностранной компании с точки зрения положений закона о запрещении торговли с врагом*(816).
Правовое положение иностранных юридических лиц и иных организаций в Российской Федерации определяется нормами федеральных законов, а в случае урегулирования соответствующих отношений в международном договоре РФ - правилами международного договора Российской Федерации.
В силу ГК РФ личным законом иностранного юридического лица и иной организации считается право страны, где учреждена данная организация (ст.1202, 1203), т.е. ГК придерживается закона инкорпорации. К примеру, если организация учреждена в Республике Польша, то ее личным законом является польское право.
По правилу личного закона определяются все вопросы, касающиеся правового положения иностранной организации, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом;
2) организационно-правовая форма организации;
3) требования к наименованию организации;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации организации, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности организации;
6) порядок приобретения организацией гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения организации с ее участниками;
8) способность организации отвечать по своим обязательствам.
Правило личного закона позволяет установить, что полное товарищество, учрежденное в Австрии и в Российской Федерации, имеет статус юридического лица, в то время как германское offene Gesellschaft и английское partnership (аналоги российских полных товариществ) соответственно по праву ФРГ и Англии юридическими лицами не признаются.
При рассмотрении споров с участием иностранных юридических лиц и иных правоспособных организаций порядок представления процессуальных документов, удостоверяющих их статус и индивидуализирующих такие организации, установлен Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. и постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9132-XI "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам"*(817).
В подтверждение можно привести следующий пример из практики арбитражных судов. В постановлении Президиума ВАС РФ от 17 сентября 1996 г. N 911/96 указано, что арбитражным судом не соблюден порядок представления процессуальных документов, идентифицирующих личность иностранного юридического лица - ООО "Цинекс" (Австрия, Вена). В частности, арбитражным судом не истребована заверенная надлежащим образом выписка из торгового реестра о статусе фирмы "Цинекс". При таких обстоятельствах контракт о краткосрочном кредите, заключенный истцом (фирмой "Цинекс") и ответчиком (АООТ "Совинцентр" (Россия, Москва)), можно квалифицировать как внешнеэкономическую сделку только после установления правового статуса фирмы "Цинекс"*(818).
Как уже отмечалось, германское offene Gesellschaft и английское partnership не являются юридическими лицами, но вместе с тем по правилу личного закона соответственно правом ФРГ и Англии за ними признается ограниченная правоспособность, позволяющая им совершать внешнеэкономические сделки и отвечать по своим обязательствам. Германские и российские простые товарищества, напротив, являются неправоспособными организациями, которые не несут самостоятельной имущественной ответственности.
На практике значительные сложности возникают при определении порядка приобретения юридическим лицом и иной правоспособной организацией гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей и при определении внутренних отношений.
Юридические лица и иные правоспособные организации в зависимости от организационно-правовой формы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы управления (к примеру, акционерное общество, кооператив) либо через своих участников (например, полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество)). Компетенция органа управления (участника) организации может быть ограничена нормами права (законодательством) и (или) учредительными документами, поэтому при заключении договора с иностранным юридическим лицом или иной правоспособной организацией существует необходимость определения соответствующих полномочий органа (участника) организации. Например, в соответствии с личным законом устав иностранного акционерного общества может содержать требование, согласно которому исполнительный орган общества (директор) не вправе совершать сделки по отчуждению недвижимого имущества без одобрения их общим собранием акционеров. Такой договор, заключенный директором без одобрения общим собранием акционеров, может быть признан недействительным по иску лица, в интересах которого были установлены ограничения.
В подтверждение можно привести следующий пример из практики арбитражных судов. Федеральный арбитражный суд Московского округа, отменив решение арбитражного суда г. Москвы, вынесенное по иску белорусского юридического лица к российскому юридическому лицу, и передав дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, указал, что при новом рассмотрении дела суду следует, не ограничиваясь рассмотрением спора, возникшего из обязательственных отношений сторон, проверить правоспособность истца по законодательству Республики Беларусь, на территории которой учреждено юридическое лицо, а также полномочия органов управления истца, в результате волеизъявления которых принято решение о заключении сделки.
Вместе с тем ГК РФ содержит императивную норму, согласно которой юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (п.3 ст.1202).
Внутренние отношения организации, в том числе отношения организации с ее участниками, определяются по правилу личного закона организации, а не ее участников. В частности, по правилу личного закона организации определяется порядок выплаты дивидендов (части прибыли), наличие права на выход и порядок выхода участника из организации, порядок отчуждения долей в уставном (складочном) капитале.
Иностранные граждане, юридические лица и иные правоспособные организации вправе создавать в Российской Федерации юридические лица, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые являются российскими юридическими лицами со всеми вытекающими правовыми последствиями. Личным законом коммерческих организаций с иностранными инвестициями является российское право. Допускается создание юридических лиц со стопроцентным участием иностранных инвесторов.
В случае учреждения коммерческой организации с иностранными инвестициями возникает вопрос о праве государства, регулирующего отношения между учредителями по созданию юридического лица. Такие отношения в силу ГК РФ регулируются правом страны, в которой учреждается юридическое лицо (ст.1214), поэтому если юридическое лицо с иностранными инвестициями учреждается в Российской Федерации, отношения между учредителями по его созданию подчиняются российскому праву.
Иностранные юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства в Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц действуют на территории РФ со дня их аккредитации, которую осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ. Представительство иностранного юридического лица открывается на территории Российской Федерации для представления интересов юридического лица в Российской Федерации и осуществления их защиты. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации деятельности (в полном объеме или в части), которую осуществляет иностранное юридическое лицо. Создавшее филиалы и представительства иностранное юридическое лицо наделяет их имуществом, и они действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц прекращают деятельность на территории РФ со дня истечения срока аккредитации или лишения аккредитации.
Вместе с тем федеральными законами для иностранных инвесторов могут устанавливаться изъятия ограничительного характера (п.1 ст.4 Закона об иностранных инвестициях в РФ), в том числе при учреждении коммерческих организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц. В частности, кредитные организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных банков могут создаваться на территории России только в пределах установленной квоты, которая рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации (ст. 18 Закона о банках).
Правила определения правового положения иностранных юридических лиц и иных организаций содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах Российской Федерации. Например, в соответствии с положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п.3 ст.23).
Российским юридическим лицам право осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации было предоставлено Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"*(819). До вступления Указа в силу внешнеэкономическую деятельность могли осуществлять в основном специально создаваемые для этих целей государственные внешнеторговые объединения системы Министерства внешней торговли СССР и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям (к примеру, ВО "Разноимпорт", ВО "Союзнефтеэкспорт"). В настоящее время право на осуществление внешнеэкономической деятельности является конституционным правом российских граждан и юридических лиц (ч.1 ст.34 Конституции РФ).
Государство и иные публичные образования, хоть и крайне редко, также могут являться участницами внешнеэкономической деятельности. В частности, они могут выступать в качестве участников внешнеэкономической деятельности в случае заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка за границей, выделяемого под строительство здания посольства (консульства) или под строительство жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства), договора строительного подряда при строительстве зданий посольства (консульства), договора аренды жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства).
Государство имеет особый статус, поскольку обладает суверенитетом. На суверенитете основан иммунитет*(820) государства. Существуют две теории иммунитета: теория абсолютного иммунитета и теория функционального иммунитета.
Сущность теории абсолютного иммунитета заключается в том, что государство при вступлении в любые правовые отношения обладает иммунитетом, если само от него добровольно не откажется, включая:
1) иммунитет от привлечения к суду в качестве ответчика или третьего лица. Этот вид иммунитета называют также судебным, поскольку он означает, что государство без его согласия нельзя привлечь к суду в другом государстве*(821);
2) иммунитет от принятия по отношению к государству мер по обеспечению иска. Этот вид иммунитета означает, что без согласия государства нельзя наложить арест на его имущество или принять иные меры по обеспечению исковых требований к нему. Такое возможно только в случае, когда суд другого государства принял к рассмотрению иск и возбудил производство по делу, по которому государство выступает в качестве ответчика;
3) иммунитет от обращения взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Это значит, что без согласия государства на его имущество нельзя обратить взыскание в порядке принудительного исполнения решения суда другого государства или арбитража. Такое возможно только в случае, когда суд или арбитраж принял к рассмотрению иск и возбудил производство по делу, по которому государство выступает в качестве ответчика, рассмотрел спор и вынес решение против государства (удовлетворил исковые требования истца).
Государство может согласиться на привлечение его к суду в другом государстве (отказаться от первого вида иммунитета), но не согласиться на принятие по отношению к нему мер по обеспечению иска и на обращение взыскания на его имущество в порядке принудительного исполнения решения суда другого государства (не отказаться от второго и третьего видов иммунитета). Государство вправе отказаться от первого и второго видов иммунитета, но не отказаться от третьего. В таком случае несмотря на вынесенное против него решение, последнее не подлежит исполнению без согласия государства.
Государство вправе отказаться от иммунитета, выразив свою волю в международном договоре или дипломатическим путем. Помимо этого отказ государства от иммунитета может быть обусловлен в заключенном им внешнеэкономическом договоре.
В отличие от теории абсолютного иммунитета теория функционального иммунитета признает за государством иммунитет только в случае, когда государство выполняет властные функции. Поэтому при вступлении государства в гражданско-правовые отношения, в том числе при совершении внешнеэкономических сделок, характеризующихся признаком равенства субъектов гражданских прав (контрагентов по сделке), государство лишается иммунитета. Иными словами, когда государство действует на международном рынке наравне с физическими и юридическими лицами, оно теряет иммунитет (в целях соблюдения равенства всех участников рынка и, в конечном итоге, для обеспечения действия закона конкуренции). Теории функционального иммунитета придерживаются суды Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Канады, США, ФРГ*(822).
Теории функционального иммунитета придерживается и Российская Федерация, но федеральными законами могут устанавливаться исключения из общего правила (ст.1204 ГК РФ).
Участниками внешнеэкономической деятельности могут быть международные организации, которые являются юридическими лицами. Все международные организации можно условно разделить на две группы:
1) международные организации, создаваемые в соответствии с международным договором;
2) иные международные организации.
Международные организации второй группы, как и все иные юридические лица, создаются в соответствии с правом государства, на территории которого учреждается международная организация, и имеют гражданскую правоспособность, определяемую правом этого государства. В качестве примера таких международных организаций можно назвать Международный олимпийский комитет, ФИФА, УЕФА и др.
Международные организации первой группы создаются в соответствии с международным договором, а их правоспособность определяется международным договором и правом государства, на территории которого они создаются. Такие международные организации наделяются иммунитетом, основанием для которого является суверенитет государств, заключивших международный договор. Иммунитет международной организации распространяется только на сферу ее публичной деятельности, осуществляемой в соответствии с целями, определенными учредителями при ее создании. Пределы иммунитета международных организаций определяются международным договором. Гражданская правоспособность международной организации определяется законом государства, на территории которого она создана, т.е. если стороной внешнеэкономического договора будет, к примеру, Организация объединенных наций, которая зарегистрирована в качестве юридического лица в США, штат Нью-Йорк, то гражданская правоспособность ООН будет определяться по праву штата Нью-Йорк (США). В качестве примера других широко известных международных организаций первой группы можно назвать Международный валютный фонд; Европейский банк реконструкции; Всемирную организацию здравоохранения; Международную организацию труда; Всемирную торговую организацию.
Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. Виды внешнеэкономической деятельности российских граждан и юридических лиц определяются международными договорами и законами РФ. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.
По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т.п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. В частности, вследствие аккредитации филиала субъект получает право осуществлять деятельность на территории государства аккредитации, вследствие получения лицензии - на занятие видом лицензируемой деятельности. Однако основным видом юридических действий субъектов внешнеэкономической деятельности являются внешнеэкономические сделки.
- Предпринимательское право Российской Федерации
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской
- Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- Предисловие
- Раздел I. Общие положения Глава 1. Предпринимательство и предпринимательское право
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
- § 2. Предпринимательское право и его место в российской правовой системе
- § 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 2. Источники предпринимательского права
- Основные нормативные акты
- § 1. Конституционные основы предпринимательства
- § 2. Понятие и виды источников правового регулирования предпринимательской деятельности
- § 3. Особенности применения источников предпринимательского права
- § 4. Применение норм иностранного права
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика предмета и метода предпринимательского права за рубежом
- § 2. Основные источники предпринимательского права развитых стран с рыночной экономикой
- § 3. Основные принципы правового регулирования предпринимательской деятельности за рубежом
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел II. Субъекты предпринимательской деятельности Глава 4. Правовой статус предпринимателя
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
- § 2. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
- § 3. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
- § 4. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
- § 5. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 5. Имущественная основа предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Имущество как основа предпринимательской деятельности
- § 2. Собственность, иные вещные права и предпринимательство
- § 3. Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
- § 4. Правовой режим отдельных видов имущества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 6. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности*(191)
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 2. Корпоративные формы предпринимательской деятельности Основные понятия
- Основные нормативные акты
- 2.1. Хозяйственные товарищество и общество: общие признаки и отличительные черты
- 2.2. Товарищества: полное и на вере
- 2.3. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
- 2.4. Акционерные общества
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 3. Производственные кооперативы Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 5. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 6. Субъекты малого предпринимательства Основное понятие
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 7. Объединения в сфере предпринимательства Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- § 8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций Основные понятия
- Основные нормативные акты
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 7. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
- Основные нормативные акты
- § 1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития
- § 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
- § 3. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
- 3.1. Правовой статус должника
- 3.2. Правовой статус кредитора
- 3.3. Собрание кредиторов
- 3.4. Правовой статус арбитражного управляющего
- 3.5. Арбитражный суд в делах о несостоятельности
- 3.6. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в процессе несостоятельности (банкротства)
- § 4. Процедуры несостоятельности (банкротства)
- 4.1. Восстановительные процедуры
- 4.2. Наблюдение
- 4.3. Финансовое оздоровление
- 4.4. Внешнее управление
- 4.5. Конкурсное производство
- 4.6. Мировое соглашение
- 4.7. Упрощенные процедуры банкротства
- § 5. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 8. Понятие и правовое обеспечение менеджмента
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, содержание и виды менеджмента
- § 2. Функции и принципы менеджмента
- § 3. Правовое обеспечение менеджмента. Бизнес-план и его юридическое значение
- § 4. Правовой статус менеджера
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел III. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Глава 9. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
- § 3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 10. Приватизация и ее роль в становлении и развитии предпринимательской деятельности в Российской Федерации
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
- § 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
- § 3. Субъекты отношений по приватизации государственного и муниципального имущества
- § 4. Объекты приватизации и их классификация
- § 5. Порядок и способы проведения приватизации
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 11. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие конкуренции. Право субъекта предпринимательства на конкуренцию
- § 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке
- § 3. Запрещение монополистической деятельности предпринимателей и неправомерной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
- § 4. Правовая защита от недобросовестной конкуренции
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность Глава 12. Правовое регулирование товарного рынка
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Предприниматель и товарный рынок
- § 2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение
- § 3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности
- § 4. Биржевой товарный рынок
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 13. Правовое регулирование рынка ценных бумаг
- Основные нормативные акты
- § 1. Рынок ценных бумаг: место в общей структуре рыночной экономики, определение и виды
- § 2. Законодательство о рынке ценных бумаг и его развитие
- § 3. Эмитенты на рынке ценных бумаг
- § 4. Эмиссия ценных бумаг
- § 5. Правовое регулирование деятельности инвестора на рынке ценных бумаг
- § 6. Инфраструктура рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и правовое регулирование их деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 14. Правовое регулирование валютного рынка
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие валютного рынка
- § 2. Валютный рынок и предпринимательская деятельность
- § 3. Организация и проведение операций на валютном рынке
- § 4. Государственное регулирование на валютном рынке
- § 5. Валютный рынок в сфере внешнеэкономической деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 15. Правовое регулирование рынка банковских услуг
- § 1. Понятие рынка банковских услуг. § 2. Организация денежных расчетов. § 3. Банковские услуги по привлечению средств. § 4. Банковские услуги по размещению средств Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка банковских услуг
- § 2. Организация денежных расчетов
- § 3. Банковские услуги по привлечению средств
- § 4. Банковские услуги по размещению средств
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 16. Правовое регулирование рынка страховых услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие рынка страховых услуг
- § 2. Значение страхования для предпринимательской деятельности
- § 3. Страхование как вид предпринимательской деятельности
- § 4. Классификация страховых услуг. Отдельные виды страхования
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 17. Правовое регулирование рынка аудиторских услуг
- Основные нормативные акты
- § 1. Аудит: понятие, сущность, виды
- 1.1. Понятие аудита и аудиторской деятельности и их сущность
- 1.2. Виды аудита
- § 2. Субъекты рынка аудиторских услуг
- § 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности в России
- 3.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
- 3.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
- 3.3. Аудиторские объединения
- 3.4. Аттестация на право осуществления и лицензирование аудиторской деятельности
- § 4. Порядок проведения аудита и правовая форма организации отношений по аудиту
- 4.1. Планирование аудита
- 4.2. Проведение аудита
- 4.3. Завершение аудита
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 18. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности
- § 2. Субъекты инвестиционных отношений
- § 3. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений
- § 4. Лизинговые инвестиции
- § 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения о разделе продукции
- § 6. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 19. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, особенности и структура внешнеэкономической деятельности
- § 2. Внешнеэкономические сделки
- § 3. Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с участием предпринимателей
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 20. Предпринимательство и рынок труда
- § 1. Общая характеристика рынка труда. § 2. Субъекты рынка труда. § 3. Функционирование рынка труда Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Общая характеристика рынка труда
- § 2. Субъекты рынка труда
- § 3. Функционирование рынка труда
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 21. Договоры в сфере предпринимательской деятельности
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие и особенности договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 2. Заключение, изменение и расторжение договоров в сфере предпринимательской деятельности
- § 3. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Раздел V. Защита прав предпринимателей Глава 22. Права предпринимателей и их защита
- Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
- § 2. Судебные формы защиты прав предпринимателей
- 2.1. Конституционный Суд рф и защита прав предпринимателей
- 2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом
- 2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции
- 2.4. Некоторые особенности рассмотрения споров, вытекающих из предпринимательской деятельности
- § 3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- 3.1. Нотариальная защита
- 3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах
- 3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература
- Глава 23. Правовая работа в сфере предпринимательства
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства. § 2. Юридическая служба коммерческих организаций. Основные понятия
- Основные нормативные акты
- § 1. Понятие, основные задачи и формы правовой работы в сфере предпринимательства
- § 2. Юридическая служба коммерческих организаций
- Краткие выводы
- Вопросы
- Рекомендуемая литература