1. Місцеві фінанси, їх сутність, функції та об’єктивні чинники виникнення.
В современных гос-вах МОВ входят в общую систему организации гос власти и их компетенция определяется центральной властью. На сегодня все больше растет перечень тех заданий и дел, к-ые гос власть считает целесообразным передать МОВ, однако это требует соответствующих ресурсов. Это и является причиной формирования МФ.
МФ необходимо рассматривать в контексте роли и функций, к-рые возлагаются на МОВ. Бывают случаи, что МФ не существует в тех гос-вах, где роль и функции МОВ не определены и четко не очерчены, а управление в центре и на местах осущ-ет центральная власть. В зависимости от того, какой объем функций и заданий возлагается на МОВ, такими же соответственно будут роль и значение МФ в фин системе гос-ва.
Прежде, чем строить МФ, необходимо решить вопрос по определению границ между заданиями, к-рые должна решать центральная власть и теми, к-рые возлагаются на местные органы власти.
Если причинами возникновения финансов вообще яв-ся появление гос-ва и товарно-ден отношений, то причиной возникновения МФ яв-ся наличие тер-риальных коллективов и обособление функций и заданий, к-рые возлагаются на МОВ.
Процесс построения МФ в Укр сопровождался значительными трудностями:
1) Необходимость ликвидации деформаций в фин системе, к-рая сформировалась в предыдущие годы
2) Отсутствие современного управленческого опыта организации фин системы, не сформированность правового поля, отсутствие полит культуры и традиций, без к-рых не может быть финансов местных органов власти
3) Перечень функций и заданий, к-рые возлагаются на МОВ, что должно стать основой выбора модели МФ.
В связи с этим функции и задания МОВ разделены на 2 группы:
Ф-ции и задания, к-рые переданы МОВ в пределах местных интересов и они яв-ся их неотъемлемой собственной компетенцией
Ф-ции и задания, порученные МОВ центральной властью или так называемые делегированные полномочия.
Особые трудности возникают при определении 1-ой группы.
Анализ проблем, связанных с возникновением и формированием МФ позволяет сделать вывод, что:
Местные финансы –система формирования, распределения и исп-ния ден и других фин ресурсов для обеспечения МОВ возложенных на них функций и заданий как собственных, так и делегированных.
Сущность МФ проявляется в выполняемых ими функциях, основными среди к-рых яв-ся:
1) распределительная (участвуют в распределении и перераспределении той части ВВП, к-рая мобилизуется у МОВ)
2) контрольная
Также некоторые экономисты выделяют ряд других функций:
3) МФ как фискальный инструмент, т.е. обеспечение МОВ ресурсами (устанавливают местные налоги и сборы и льготы по ним)
4) МФ как инструмент финансирования об-венных услуг (предоставление об-венных услуг населению)
5) МФ как инструмент эк-кого роста (кап расходы через деятельность на рынках ссудного капитала, недвижимости и земли)
6) МФ как инструмент эк-кого и соц развития: нормативное регулирование соц-эк деятельности.
Таким образом, финансы МОВ яв-ся инструментом обеспечения части функций, к-рые исполняет гос-во.
- 1. Місцеві фінанси, їх сутність, функції та об’єктивні чинники виникнення.
- 2. Теорії місцевого самоврядування, причини винекнення.
- 3.Власні повноваження омс. Доходи мб для забезпечення виконання делегованих повноважень.
- 7.Місцеві податки і збори, їх роль у формуванні доходів місцевих бюджетів.
- 8.Місцеві фінанси як система. Видатки як головний елемент системи.
- 18.Финансовая автономия местных органов власти и ее показатели
- 12. Фін вирівнювання, його об’єктивна необхідність. Інструменти фін вирівнювання, їх харак-ка.
- 10. Дотации выравнивания и их хар-ка. Формульный подход к их расчету
- 18.Фінансова автономія місцевого самоврядування та основні ії показники.
- 19. Нові підходи до планування видатків мб на основі фін нормативів бюджетної забезпеченості та коригуючи коефіцієнти до них.
- 26.Бюджет розвитку мб, джерела його формування та напрямки використання.
- 4.Делеговані повноваження омс. Дмб для забезпечення виконання делегованих повноважень.
- 5.Власні, закріплені та регулюючі дмб.
- 24.Видатки, які враховуються та не враховуються при визначенні обсягу бюджетних трансфертів.
- 14.Міжнародні стандарти організації мф. Європейська хартія місцевого самоврядування та додержання ії вимог в Україні.