7.Місцеві податки і збори, їх роль у формуванні доходів місцевих бюджетів.
В ДМБ ведущую роль во всех развитых странах играют МН и С, к-ые устанавливаются МОВ самостоятельно в пределах перечня, утвержденного законодательством. Практика применения в развитых странах этих МН и С отличается их большой численностью, разнообразием и правом предоставленным МОВ самостоятельно устанавливать на своей территории та МН и С, к-ые характеризуют особенности их развития, экологическое состояние, национальные особенности.
В Бельгии установлено 100 наименований МН и С, во Франции- 50. Ведущую роль в составе МН и С занимает налог на недвижимость. В отдельных случаях он занимает от 40 до 50% всех поступлений в МБ. В Украине МН и С были введены Декретом КМУ "О местных налогах и собраниях" от 20.05.93 г., за которым установлено 17 МН и С. В декрете определенны полномочия ОМС относительно установления МН и С и предоставления льгот на них, а также максимальные и минимальные ставки МН и С, МОВ предоставлялось право определить сроки поступления в бюджет, назначать лиц, ответственных за перечисление этих МН и С.
Местные налоги- это главный атрибут института местного самоуправления. В международной терминологии местные налоги и собрания определяются как локальные налоги, которые являются основной статьей ДМБ в большинстве западных государств. Местные налоги пока еще формируют незначительную часть ДМБ даже в больших городах. Повышение роли местных налогов и увеличение части доходов за их счет является главным направлением укрепления МБ, расширения их финансовой автономии. Эффективное использование института местных налогов и собраний - важный инструмент укрепления всей финансовой системы Украины.
Становление системы местного налогообложения в Украине может стать следствием изменений в социально-экономической системе государства, в первую очередь, в структуре собственности, за счет значительного повышения доходов населения, реформирования системы оплаты труда. Много зависит от уровня экономической и политической культуры общества.
В коренном обновлении нуждается правовая база, которая регламентирует местные налоги и собрания в Украине. Следует учесть и те изменения, которые в последние годы уже случились в отношениях собственности, в социальной структуре, в доходах населения Украины. Как удостоверяют факты, уже почти половина основных фондов в Украине находится в негосударственном секторе экономики. Сформировались слои население с высокими доходами, которое владеет значительной недвижимостью. Все это создает объективные предпосылки для внедрения в Украине современной системы местного налогообложения и укрепления на ее основе финансов местного самоуправления.
В первую очередь, назревшая потребность значительно расширить перечень местных налогов и полномочия ОМС относительно внедрения их. Основу местного налогообложения должны обеспечить имущественные налоги. Целесообразно внедрить местные налоги на недвижимое имущество юридических лиц, на ценное недвижимое имущество физических лиц, на землю и на наследство. Следует предусмотреть право органов местного самоуправления устанавливать местные акцизы, например налог на продажу алкогольных напитков на разлив но др.
В значительном расширении нуждается перечень местных экологических налогов. Можно внедрить налог на утилизацию бытовых отходов или на уборку мусора, налог на охоту, на рыболовство, на использование карьерных материалов, на ветеринарное обслуживание скота и других домашних животных. Все эти налоги эффективно используются в зарубежных странах. Зарубежный опыт также показывает, что можно внедрять в Украине налоги на ЦБ (на эмиссию акций и облигаций), на биржевые операции, на денежные капиталы, на прирост капитала, на лица, которые владеют двумя квартирами, на зрелища, на право размещения офисов в центральной части города но др.
В Украине к МН и С относят:
1-налог с рекламы, 2-коммунальный налог
3-сбор за парковку транспортных средств
4-рыночный сбор, 5-курортный сбор
6-сбор за выдачу ордера на квартиру
7-сбор за участие в бегах на ипподроме
8-сбор за выигрыш в бегах на ипподроме
9-сбор за право использования местной символики
10-сбор с лиц, к-ые берут участие в игре на тотализаторе
11-сбор за право проведения кони- и телесъёмок
12-сбор за право проведения местных аукционов
13-сбор за выдачу разрешения на размещение торговли
14-сбор с владельцев собак.
В новом законе о МН и С целесообразно предусмотреть две группы МН и С.
Первая группа - это МН и С, которые полностью регламентируются центральной властью. МОВ будут иметь право на установление льгот на эти налоги.
Вторая группа МН и С может самостоятельно устанавливаться местной властью.
- 1. Місцеві фінанси, їх сутність, функції та об’єктивні чинники виникнення.
- 2. Теорії місцевого самоврядування, причини винекнення.
- 3.Власні повноваження омс. Доходи мб для забезпечення виконання делегованих повноважень.
- 7.Місцеві податки і збори, їх роль у формуванні доходів місцевих бюджетів.
- 8.Місцеві фінанси як система. Видатки як головний елемент системи.
- 18.Финансовая автономия местных органов власти и ее показатели
- 12. Фін вирівнювання, його об’єктивна необхідність. Інструменти фін вирівнювання, їх харак-ка.
- 10. Дотации выравнивания и их хар-ка. Формульный подход к их расчету
- 18.Фінансова автономія місцевого самоврядування та основні ії показники.
- 19. Нові підходи до планування видатків мб на основі фін нормативів бюджетної забезпеченості та коригуючи коефіцієнти до них.
- 26.Бюджет розвитку мб, джерела його формування та напрямки використання.
- 4.Делеговані повноваження омс. Дмб для забезпечення виконання делегованих повноважень.
- 5.Власні, закріплені та регулюючі дмб.
- 24.Видатки, які враховуються та не враховуються при визначенні обсягу бюджетних трансфертів.
- 14.Міжнародні стандарти організації мф. Європейська хартія місцевого самоврядування та додержання ії вимог в Україні.