logo
местные фмнансы-шпоры

12. Фін вирівнювання, його об’єктивна необхідність. Інструменти фін вирівнювання, їх харак-ка.

В рамках любой страны сущ объективные различия в фин потенциале отдельных тер-рий. Сущ особенности в формировании доходной базы бюджетов и возможностях удовлетворения местных потребностей. Поэтому расходы местных бюджетов в сопоставлении с кол-вом населения могут значительно отличаться по административно-территориальным единицам. В условиях отсутствия разработанных и законодательно определенных гос соц гарантий важным явл приближение расходов местных бюджетов в расчете на душу населения к среднему уровню, к-рый сложился постране.

Фин выравнивание – приведение в соответствие расходов бюджетов (по экон и функциональной классификации) к гарантированному гос-вом миним уровню соу услуг на душу населения, ликвидация значительных диспропорций в осуществлении расходов в разрезе отдельных тер-рий, процесс устранения вертик и гориз фискальных дисбалансов.

В процессе фин выравнивания осущ мероприятия по перераспределению фин ресурсов как между звеньями БС по вертик так и между багатыми и бедными тер-риями по горизонтали. Цель фин выравнивания – перераспределение фин ресурсов на пользу тех уровней власти, к-рые имеют верт и гориз фискальные дисбалансы с целью их устранения.

Обективная необходимость фин выравнивания: 1)неравномерность тер-ного размещения производительных сил, что обуславливает дифференциацию налоговой базы регионов и тер-рии Укр. Уменьшается роль традиционных индустриальных областей и растет роль столицы. Падает роль аграрных регионов. 2) дифференциация объемов расходов в сфере предоставления гос и общественных услуг и цен на эти услуги. С учетом эколог загрязнения более высокие расходы несут восточные регионы. 3) гарантированные Конституцией соц-экон права граждан обуславливают проведение центральной властью эффективных мероприятий по обеспечению единых стандартов гос и общественных услуг на всей тер-рии. 4)потребности в передаче от центр власти на местный уровень значит части расходов, неприсущих для ее конституционных функций (фин-ние образования, культуры, охраны здоровья, физ-ры и спорта). 5) внешние эффекты соц выплат (услуги, к-рые финансируются с бюджета админ-тер ед-цы, пользуются и жители др тер ед-ц, но их органы власти при этом не несут никаких расходов.)

Инструменты: собственные и закрепленные дох, регулирующие дох, нормативы отчислений от регулирующих дох, дотации и субвенции, межбюджетные взаиморасчеты.

Закрепленные дох – дох. К-рые полностью в опредленной части закреплены за опред бюджетом.

Регулирующие – дотации и субвенции.

Межбюджетные трансферты – дотации выравнивания, субвенции, ср-ва к-рые передаются из одного бюджета в другой, другие дотации.

Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности бюджета, к-рый его получает.

Субвенции – межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, предусмотренном тем органом, к-рый принял решение про ее предоставление. Имеет строго целевое назначение. Предоставляются на выплату помощи семьям с детьми ,малообеспеченным, инвалидам, предоставление льгот ветеранам войны, труда, предоставление субсидий населению за потребленную электроэнергию, природный газ, услуги водо- тепло снабжения, строительство и приобретение жилья военнослужащим.

Межбюджетные взаимозачеты- не эффективный метод так как приводит к путанице.

Метод % отчислений – сбалансирование местных бюджетов проводится с применением гибких дох источников, т.е осущ эффективно, достигается заинтересованность МОВ в аккумулировании не только собственных дох , но и общегос налогов, т.к.опред чать можно получить только при условии их полного поступления, МОВ несут ответственность за полное и своевременное поступление общегос налогов и доходов..

Основные принципы фин выравнивания: учет объективно существующих расхождений в экон и соц развитии тер-рий, особенностей их местонахождения, определение критериев и перечня депрессивных тер-рий, к-рые нуждаются в дополнит фин ресурсах, выравнивание дох местных бюджетов как необх условие создания равных возможностей для функционирования всех территориальных громад, т.е для осуществления ими одинаковых расходов, определение степени выравнивания дох с целью установления заинтересованности ОМС в росте дох источников, выравнивание расходов бюджетов ОМС для обеспечения предоставления общественных услуг на едином уровне, гарантированном законами страны.