Решения, принимаемые непосредственно населением
Мировая практика предлагает разнообразие форм демократического нормотворчества. Это - референдум, конференции граждан с участием большого количества населения, собрания (сходы) граждан, обсуждение проектов нормативных актов и результатов их реализации3. В статье 45 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
По мнению некоторых специалистов, в России население не привыкло участвовать в местном нормотворчестве, не понимает необходимости этого и не стремится к реализации своих прав. Свидетельством тому является, например, низкая явка населения на референдумы. С другой стороны, в нормативных актах отдельных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не предусматриваются возможности для полноценного участия населения в принятии решений. В частности, закрепляется, что решения собрания (схода) носят только рекомендательный характер (Владимирская область); право граждан на принятие решений путем референдума ограничивается рамками только наиболее важных вопросов (Нижний Новгород, Надым).
В Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» не оговаривается наименование актов, принимаемых непосредственно населением. Этот вопрос регулируется законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Хабаровского края от 26 апреля 2000 г. №215 «О правовых актах органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления в Хабаровском крае»4 (в ред. от 30 января 2002 г.) если собрание (сход) граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, то собрание (сход) граждан принимает решения по вопросам местного значения.
В этой связи в литературе анализируется природа решений, принятых населением непосредственно на сходах, собраниях, путем опроса и проведения местного референдума. Статус каждого из перечисленных решений различный. В том случае если собрание, сход граждан созывается по мере необходимости для решения наиболее важных вопросов местного значения и параллельно действует выборный представительный орган местного самоуправления, решения схода имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным органам местного самоуправления, действующим в данном муниципальном образовании! Если представительный орган местного самоуправления в данном муниципальном образовании не избирается, то его функции переходят к схо ду, собранию граждан, а решения имеют ту же юридическую силу, что и решения представительного органа местного самоуправления. Решения местного референдума в соответствии со статьей 3 Конституции РФ во всех случаях имеют высшую юридическую силу независимо от формы его проведения. Что же касается опроса, то его результаты имеют значение для выборных органов местного самоуправления, однако могут быть подвергнуты коррективам в ходе дальнейшей нормотворческой деятельности. Однако, исходя из смысла статьи 3 Конституции РФ, решения, принятые населением непосредственно, должны иметь большую юридическую силу, чем акты выборных (назначенных) муниципальных органов соответствующего уровня1.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие и общая характеристика мс
- Основные теории местного самоуправления.
- Принципы местного самоуправления
- Система местного самоуправления
- Понятие муниципальной власти
- Мп как отрасль права
- Предмет муниципального права
- Метод мп
- Система мп
- Муниципальные правовые отношения
- Мп как наука и учебная дисциплина
- Понятие и система местных нормативных актов
- Устав муниципального образования
- Решения, принимаемые непосредственно населением
- Муниципальное нормотворчество
- Кодификация местных нормативных актов
- Понятие основ местного самоуправления
- Правовые основы мс
- Территориальные основы местного самоуправления
- Финансово-экономические основы мс
- 26. Контрольные омс.
- 28. Ответственность омс и должностных лиц мс.