Основные теории местного самоуправления.
В современной науке муниципального права сформировалось несколько научных концепций местного самоуправления, по-разному трактующих существо этого института, особенности его взаимоотношений с государством.
Теория свободной общины. Впервые эта теория возникла в середине XIX в. во Франции и Бельгии. Ее создатели — Турэ, Токвиль, Гербер, Арене и др. Основные положения данной теории сводятся к следующему; —община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее. Обосновывая свободу и независимость общины, создатели теории использовали историю борьбы за независимость против феодального государства средневековых вольных городов;
—право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека, ибо община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного самоуправления;
—'Местное самоуправление понимается как управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных; разделение дел, которыми ведает община, на собственные и те, что передаются ей государством;
—согласно теории органы местного самоуправления являются негосударственными органами; государственные органы не имеют права вмешиваться в дела, отнесенные к компетенции общины, они лишь следят за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.
Воплощение положений теории: вышеназванные принципы оказали определенное влияние на развитие законодательства 30—40-х годов XIX в. (многие идеи нашли отражение в бельгийской Конституции 1831 г., в которой наряду с законодательной, исполнительной и судебной признавалась четвертая власть — муниципальная).
Однако идея неприкосновенности прав общин оказалась уязвимой. Приводимые создателями теории аргументы в пользу естественного характера местного самоуправления не способны были объяснить и обосновать неприкосновенность прав, допустим, крупных самоуправляющихся единиц (департаментов, регионов и др.), установленных государством. Поэтому во второй половине XIX в. появляются возражения о несостоятельности теории свободной общины.
Рациональным зерном данной теории является признание наличия традиций в местном самоуправлении как основного условия успешного функционирования последнего.
Общественная (хозяйственная) теория. Пришла на смену теории свободной общины. Она также исходила из противопоставления государства и общины.
Основания такого противопоставления приводились иные:
—общественные и политические интересы не совпадают, поэтому за государством и обществом следует признать право ведать только собственными делами;
—государство и самоуправление рассматривались как два непересекающихся круга, имеющих принципиально разное содержание: общенациональные интересы, с одной стороны, и местные — с другой. В противопоставлении общественных и государственных интересов заключается основание для полной самостоятельности органов самоуправления. Местное самоуправление рассматривалось прежде всего как выражение свободы в обществе, т.е. свободы местных сообществ развиваться в соответствии со своими собственными приоритетами;
—суть теории — в отстаивании права местных учреждений заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо
от государства;
— одни представители этой теории, например О. Ресслер, считали, что самоуправление есть результат общественной свободы, а потому нравственно необходимо. Другие — Р. Моль, А. И. Васильчиков, В.Н. Лешков — не только признали самоуправляющиеся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и обращали внимание на преимущественно хозяйственный характер коммунальной деятельности.
В отечественной юридической науке основные принципы общественной теории самоуправления разработаны А.И. Васильчиковым.
Н.М. Коркунов так характеризовал общественную теорию самоуправления: «Она исходит из противоположения местного общества государству, общественных интересов — политическим, требуя, чтобы общество и государство каждое ведали только своими собственными интересами».
Воплощение положений теории. Подобные взгляды на местное самоуправление просуществовали относительно недолго, так как, с одной стороны, противопоставление общин государству не способствовало его укреплению, а с другой — из этой теории следовало, что территория государства должна состоять из территорий независимых самоуправляющихся общин, чего на самом деле не происходило. Кроме того, теория смешивала самоуправляющиеся территориальные единицы со всякого рода частноправовыми объединениями (промышленными компаниями и т.п.).
Государственная теория (вторая половина XIX в.).
Ее основоположниками считаются немецкие юристы. Р. Гнейст и Л. Штейн, а в России ее поддерживали такие видные юристы, как В.П. Безобразов,; А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов. Согласно данной теории:
—местное самоуправление представляет собой прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах и является частью общей государственной системы. Как отмечал В.П. Безобразов,
{(самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупности с общим организмом всего государственного управления, в состав которого оно входит как часть единого целого».
— Местные органы наделяются своими полномочиями государством. Местные данные полномочия имеют своим источником государственную власть;
—категорическое противопоставление государства и местного самоуправления лишено смысла;
местное самоуправление — часть государства, одна из форм организации местного государственного управления. Всякое управление публичного характера есть дело государственное;
«Государственная теория самоуправления, — пишет Н.М. Коркунов, — видит в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от государственного управления делами, а возложение на местное общество осуществления задач государственного управления. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не государствен ными чиновниками, а при участии местных жителей, которые привлекаются на службу государственными интересами и целями».
Воплощение положений теории. Распространение государственной теории было вызвано изменившимися реалиями второй половины XIX — начала XX в.: по мере развития процессов урбанизации и индустриализации снижалась степень изолированности и самодостаточности отдельных территорий.
Государственная теория местного самоуправления стала разрабатываться в России в 70-е годы XIX в. (В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.Г. Михайловский, А.Г. Тимофеев, Б.Н. Чичерин). По общему мнению государствоведов, местное самоуправление представляло собой децентрализованное государственное управление. Учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим источником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основе закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством.
Частными проявлениями государственной теории можно считать политическую и юридическую теории самоуправления. Это связано с некоторыми расхождениями во взглядах Р. Гнейста и Л. Штейна на природу самостоятельности органов самоуправления. Сторонники политической теории (Р. Гнейст) видели основания для самостоятельности органов местного самоуправления только в особенностях их формирования и возможности замещения отдельных местных должностей достойными представителями местно го населения.
Приверженцы юридической теории (Л. Штейн) считали основанием для самостоятельности органов местного самоуправления их принадлежность к органам местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных задач государственного управления.
Идея самоуправления была сформулирована также К. Марксом, объяснявшим социальное бытие граждан действительным участием их в делах государства. Он сделал вывод о том, что в обществе, которое основано на началах коллективизма и представляет собой «ассоциацию производителей», утвердится «управление народа посредством самого народа».
Влияние на местное самоуправление оказывали и другие идеи, взгляды, имевшие достаточно большую популярность в свое время. Это, например, идея муниципального социализма (Англия, середина XIX в.), направленная на обеспечение возможно более полной демократизации местной жизни (требования наделения городской и сельской общин правами более широкой автономии, увеличения представительства населения в органах местного самоуправления). Теория дуализма муниципального управления (муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации). Теория социального обслуживания, которая делает упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения.
Все теории, пытавшиеся провести четкую разделительную линию между местным самоуправлением и государственным управлением, сводились к одному и тому же: определялся какой-либо признак, обеспечивающий органам местного самоуправления самостоятельность по отношению к государственным органам, и этот признак по ошибке считался доминирующим. Опыт развития теорий местного самоуправления свидетельствует, что призыв к антагонизму между местным самоуправлением и государственным управлением необоснован.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Понятие и общая характеристика мс
- Основные теории местного самоуправления.
- Принципы местного самоуправления
- Система местного самоуправления
- Понятие муниципальной власти
- Мп как отрасль права
- Предмет муниципального права
- Метод мп
- Система мп
- Муниципальные правовые отношения
- Мп как наука и учебная дисциплина
- Понятие и система местных нормативных актов
- Устав муниципального образования
- Решения, принимаемые непосредственно населением
- Муниципальное нормотворчество
- Кодификация местных нормативных актов
- Понятие основ местного самоуправления
- Правовые основы мс
- Территориальные основы местного самоуправления
- Финансово-экономические основы мс
- 26. Контрольные омс.
- 28. Ответственность омс и должностных лиц мс.