logo
мои лекции

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления — это обусловленные приро­дой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, само­стоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправле­ния, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации», других законо­дательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делят­ся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения (ст. 12 и 130 Конституции).

—Самостоятельность в осуществлении гражданами местного само­управления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

—Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­тельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти.

—Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.

—Законодательно закрепленная финансово-экономическая само­стоятельность муниципального образования.

2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с ор гана ми государственной власти в осуществлении общих задач и функ­ций (ст. 12 Конституции).

— органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной

власти.

—образование органов местного самоуправления, назначение долж­ностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

—являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими му­ниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

— между муниципальными образованиями исключается взаимопод­чиненность.

—Должностные лица местного самоуправления не состоят на госу­дарственной службе.

3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необхо­димыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).

— Самостоятельное распоряжение муниципальной собственно­стью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюдже­та. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

—Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже мини­мальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным ор­ганам уровня субъекта Федерации.

—Наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями только с одновременной передачей необхо­димых материальных и финансовых средств.

—Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

  1. Многообразие организационных форм осуществления местно­го

самоуправления (ст. 131 Конституции).

  1. Гарантия права местного самоуправления на судебную защи­ту (ст. 133 Конституции).

—Граждане, проживающие на территории муниципального образо­вания, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъ­являть в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государствен­ной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

6. Ответственность органов и должностных лиц местного само­управления перед населением.

—Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.

— Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соот­ветствии с законом.

—Ответственность перед населением наступает в результате утра­ты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муници­пальных образований. Один из видов данной ответственности — возмож­ность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

— Ответственность перед государством наступает в случае наруше­ния ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъек­та Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Россий­ской Федерации, устава муниципального образования, государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствую­щими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

—Ответственность перед физическими и юридическими лицами на­ступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъ­ектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

—Местное самоуправление как деятельность в интересах населения.

—Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправ­ления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы чело­века и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местно­го самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).

8. Законность в организации и деятельности местного само­управления.

—Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, зако­нов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органа­ми и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

—Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юриди­ческих и физических лиц.

—Многообразие форм общественного контроля населения за деятель­ностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; от-

четов депутатов представительных органов, глав муниципальных образова­ний и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

9. Гласность деятельности местного самоуправления.

—Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов.

—Обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

—Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправле­ния обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и мате­риалами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности ор­ганов местного самоуправления.

-—Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправле­ния обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.

10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

11. Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления.

—Обращение к местным обычаям и традициям, учет местных осо­бенностей народностей, проживающих на территории муниципального об­разования, при выборе моделей местного самоуправления.

—Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упраздне­нии муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного са­моуправления, а также органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации.

— Обусловленность организации и деятельности местного само­управления историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления; соста­вом населения (национальностей, общностей, коренных жителей и т.д.); социально-экономическим развитием особых социальных групп со своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в наименовании муниципального образования (например, муниципальное образование может иметь свою символику); иными местными традициями (например, проживание в закрытых административно-территориальных образованиях).

12. Государственная гарантия местного самоуправления.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное са­моуправление.

—Гарантия как способ реализации правовых норм, в том числе

норм-принципов.

Значение принципов: принципы а) предопределяют построение и функционирование муниципальной власти; б) обладают норматив­но-правовым характером, поэтому применяются при восполнении пробе­лов в праве, а также при толковании положений закона; в) выступая теоре­тической основой, помогают уяснить сущность местного самоуправления; г) являют собой критерий оценки действующей системы местного само­управления; д) способствуют развитию преемственности в развитии ин­ститутов местного самоуправления.

Yandex.RTB R-A-252273-3