logo
Банковское право в России (вопросы теории и практики)_Братко А

1. Цели Банка России и цели инспектирования кредитных организаций

Банковская система состоит из множества подсистем, которые по-разному взаимодействуют с экономическими и социальными системами.

Поскольку банковская система и все ее подсистемы относятся к классу искусственных систем, то, следовательно, их эффективность во многом зависит от того, какие цели перед ними поставлены и как они достигаются.

Инспектирование - составная часть банковского надзора, и, чтобы правильно определить его функции и структуру, необходимо выяснить, какие цели оно преследует или должно преследовать. Есть и такие цели, которые оно не должно преследовать.

Что можно, а чего нельзя - определяется нормами права. Для правильного толкования и применения банковского права нужно иметь четкое представление о его целях и о том, каким образом они взаимосвязаны. В связи с этим возникает вопрос о древе целей.

Цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 56, 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но, в конечном счете, обусловлены целями Банка России, которые закреплены в ст. 3 этого же Закона, поэтому анализ всего древа целей начинается с них.

Как уже говорилось, целями Банка России являются: поддержание покупательной способности рубля, укрепление и развитие банковской системы, и обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчетов.

Первой цели в отдельные периоды удавалось достичь. Вторая цель - укрепление и развитие банковской системы - не достигнута вообще.

Следующий уровень целей, которые предопределяются целями Банка России - надзор за состоянием банковской системы как таковой. Это означает, что Банк России обязан управлять системными рисками в банковской системе.

Для того чтобы управлять системными рисками, Банк России осуществляет банковское регулирование и банковский надзор. Банковское регулирование означает, что Банк России устанавливает финансовые нормативы для банков, а банковский надзор означает, что Банк России надзирает за конкретными банками и инспектирует их банковскую деятельность. Поэтому цели инспектирования Банка России подчинены целям банковского надзора, а цели банковского надзора подчинены целям банковского регулирования.

Затем, идя вверх по этим ступеням, мы видим, что цели Банковского регулирования должны быть подчинены, целям системного банковского надзора. Еще выше - цель системного надзора подчинена целям Банка России, указанным в ст. 3 вышеназванного Закона.

Если мы, образно говоря, поднимемся еще выше и выйдем за пределы сугубо банковского права, то окажется, что цели Банка России подчинены целям гражданского общества. Однако в этом случае мы должны анализировать соответствующие статьи Конституции Российской Федерации, в том числе и те из них, которыми определяются цели денежно-кредитной политики Банка России.

Естественно, что каждый из уровней древа целей определяет сферу ответственности тех или иных руководителей, которые оценивают регулирование и надзор. Высшие менеджеры Банка России (потому они и высшие) должны соизмерять свои действия и принимаемые решения, соответственно, с теми целями, которые определяются Конституцией Российской Федерации, и увязывать с ними направленность всей деятельности Банка России.

Для инспектирования, в рабочем смысле, достаточно целей системного банковского надзора, целей регулирования и целей надзора за конкретными кредитными организациями. Вот те три уровня целей, которые нужно достичь в практической деятельности подразделений, отвечающих за инспектирование кредитных организаций. Вместе с тем на практике, к сожалению, учитывается главным образом только цель банковского надзора за конкретной кредитной организацией. Если бы это было иначе, то тогда не было бы таких системных кризисов, или, во всяком случае, они протекали бы в более легкой форме.

Существенное улучшение организации инспектирования кредитных организаций как раз и состоит в том, чтобы инспектировалась не только кредитная организация, но одновременно и те кредитные организации, которые являются ее корреспондентами. Тогда можно будет более эффективно предотвращать системные риски, чреватые кризисами и финансовыми потрясениями в обществе.

Непосредственные цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в которой сказано буквально следующее:

"Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора*(290), объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров.

Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров".

Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные цели. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы и, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, которая позволяет сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные, определенные в законе: это соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

а) кредитная организация как таковая;

б) системные связи кредитных организаций.

В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности:

а) правовые отношения;

б) финансовые отношения;

в) бухгалтерских учет и отчетность.

К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организации как таковой. Главный недостаток инспектирования состоит в том, что практически неизученным оказывается второй объект - банковская система, то есть связи между конкретными кредитными организациями.

Системные связи между кредитными организациями повышают возможности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - это всегда возможность системного кризиса. Поэтому если бы было правильно организовано инспектирование системных связей между кредитными организациями, то это могло бы уменьшить риск кризиса не только в банковской системе, но и во всей системе экономики в целом. Однако этого не происходит в силу различных причин.