3. Диапазон оценки нарушений банковского права
Применение санкций в банковском праве основывается на широком усмотрении Банка России, что само по себе отражает специфику метода правового регулирования. Как мы уже отмечали, банковское право не предусматривает составов правонарушений. Его санкции - это меры защиты. Они применяются не за правонарушение, а за нарушение. Дело в том, что для надежности банковской системы существенно соблюдение пруденциальных норм. Это значит, что каждая кредитная организация в отдельности не должна вести слишком рискованную кредитную политику. Такая кредитная политика способна создавать системные риски. Но вопрос о том, рискованная или не рискованная политика проводиться кредитной организацией - это не формально определяемый вопрос. В нем всегда присутствует оценка и профессиональное суждение специалистов. Поэтому применение санкций в банковском праве не может основываться на составе правонарушения.
Банк России регулирует систему кредитных организаций, оценивая финансовое положение каждой из них по своему усмотрению - не произвольному, но имеющему весьма широкий диапазон. Причем начинается это усмотрение с оценки финансового состояния банка; в зависимости от того, в каком финансовом состоянии находится банк, его относят к той или иной группе проблемных банков.
В самой оценке проявляется возможность широкого усмотрения оценивающего.
В применении санкций, на наш взгляд, можно выделить как минимум четыре направления:
- отнесение кредитной организации к определенной категории и группе финансовой устойчивости;
- оценка наличия реальной угрозы для интересов кредиторов (вкладчиков);
- соблюдение кредитной организацией финансовых нормативов и формирование ею соответствующих резервов;
- неприменение штрафов Банком России, при определенных им же условиях, если это может повлечь ухудшение финансового положения кредитной организации.
Рассмотрим все это подробнее.
Во-первых, в ряде случаев для применения санкций важно то, к какой категории финансовой устойчивости отнесена кредитная организация.
Для того чтобы в этом убедиться, приведем некоторые положения из Указания Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций".*(40)В нем все кредитные организации по своему финансовому положению разделены на две категории. Первая категория - финансово стабильные кредитные организации. Вторая - проблемные кредитные организации. Каждая из этих категорий делиться на две группы.
В первую группу первой категории входят кредитные организации без недостатков в деятельности. Во вторую - кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
В первую группу второй категории входят кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности. Во вторую - кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
В п. 1.4. Указания Банка России от 31 марта 2000 г. N 766-У говорится, что при принятии решения об отнесении кредитной организации к соответствующей категории и группе территориальное учреждение Банка России должно руководствоваться краткими характеристиками категорий и групп данного финансового положения кредитной организации. Однако там же сказано, что в ситуациях, когда номинальное применение критериев, предусмотренных настоящим Указанием, дает содержательно неточный результат, территориальное учреждение Банка России вправе принять решение об отнесении кредитной организации к иной категории и (или) классификационной группе. Мотивированное обоснование решения об улучшении либо ухудшении категории (классификационной группы) должно быть представлено в Банк России.
Вопрос об отнесении кредитной организации к той или иной группе принимается во внимание при применении к ней санкций за нарушение норм банковского права.
В частности, в п. 13.1 Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций (в ред. Указаний ЦБ РФ от 04.10.2005 N 1624-У, от 10.05.2006 N 1681-У) сказано: "Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации должна быть: финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России)".
Значит, если Банк России посчитает, что есть основания для перевода кредитной организации в другую, - худшую классификацию, то для кредитной организации наступят неблагоприятные последствия, - ей будет отказано в расширении ее деятельности посредством получения новой лицензии. А как уже говорилось, санкция банковского права - это неблагоприятные последствия для кредитной организации, предусмотренные соответствующей нормой.
Во-вторых, для применения санкций важно выявления наличия "угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации". Так, в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 1 ст. 73) можно прочесть, что "для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям". Далее в ч. 5 данной статьи говорится, что "при осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки". А вот в части 6 этой же статьи сказано об исключениях из этого правила. Среди них называется и такое основание, как "неустойчивое финансовое положение кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации".
Для наглядности, процитируем часть этой статьи:
"Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. Указанные признаки должны выявляться и оцениваться в соответствии с методиками, установленными нормативными актами Банка России. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России".
В данном случае - повторная проверка выступает в качестве неблагоприятных последствий для кредитной организации, то есть - санкции.
Но есть и более серьезные по своим последствиям санкции, которые учитывают наличие угрозы для кредиторов кредитной организации. В части 2 ст. 74 Федерального закона "О Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" читаем: "в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе...". И далее идет перечисление более строгих санкций, по сравнению с теми, которые предусмотрены в части первой этой же статьи. Причем, - вплоть до отзыва банковской лицензии.
Мы видим, что во всем этом присутствует ярко выраженный оценочный момент.
В-третьих, кредитная организация может подвергаться санкциям со стороны Банка России, если она нарушила финансовые нормативы или неправильно сформировала резервы. А в этом присутствует оценочный момент и профессиональное суждение специалистов. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает, что "Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами". (Ч. 1 ст. 69).
В п. 1.7 Положения Банка России 26 марта 2004 г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (в ред. Указания Банка России от 20.03.2006 N 1671-У) говорится, что "в целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды)- отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
II категория качества (нестандартные ссуды)- умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);
III категория качества (сомнительные ссуды)- значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);
IV категория качества (проблемные ссуды)- высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды)- отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.
Ссуды, отнесенные ко II-V категориям качества, являются обесцененными.
Далее в п. 1.6 Положения N 254-П говорится, что "элементы расчетной базы резерва и факторы риска, на основании которых кредитная организация выносит по ним профессиональное суждение об уровне риска и, соответственно, о размере расчетного резерва и о величине возможных потерь (далее - профессиональное суждение), определяются кредитной организацией самостоятельно на основании требований настоящего Положения. Источники получения возможной информации о факторах риска, включая средства массовой информации и другие источники, определяются кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна приложить все разумные усилия для получения информации, необходимой для вынесения профессионального суждения. При этом документ, содержащий профессиональное суждение по каждому элементу расчетной базы резерва, анализ факторов, которые легли в основу указанного суждения, а также расчет резерва включаются в досье контрагента. Указанные документы составляются с периодичностью, определенной требованиями подпункта 3.1.5 пункта 3.1 Положения Банка России N 254-П. Отсутствие информации о контрагенте должно рассматриваться кредитной организацией как один из факторов риска, принимаемых во внимание при вынесении профессионального суждения".
А теперь допустим, что профессиональное суждение кредитной организации и Банка России может не совпасть. И тогда Банк России получит возможность сделать вывод о том, что резерв сформирован не правильно. А это нарушение банковского закона.
В Положении Банка России от 20 марта 2006 г. N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" есть норма о том, что "в целях определения размера резерва элементы расчетной базы резерва, классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества. И далее в этом же Положении дается определение всем пяти категориям качества элементов создаваемого резерва. Но, подчеркнем, существенную роль при этом играет профессиональное суждение специалиста" (п. 1.4). Здесь может происходить то же самое, в смысле несовпадения профессиональных суждений.
Между прочим, в банковском надзоре велика роль так называемого профессионального суждения со стороны органа банковского надзора в отношении рисков, которые принимает на себя кредитной организация. И эта тенденция усиливается. Если мы посмотрим "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год", то там предполагается разработка предложений о внесении соответствующих изменений в законодательство. В Плане важнейших мероприятий Банка России на 2007 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы (Приложение V4. к Основным направлениям) есть и такая позиция: "4. Участие в подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в части предоставления Банку России права применения мер надзорного реагирования на основе профессионального суждения".*(41)Практически это означает, что на основе анализа бухгалтерского учета и отчетности, эксперт сможет сделать вывод о том, что кредитная организация проводит слишком рискованную кредитную политику. Вслед за этим суждением к ней будут применены санкции статьи 74 Федерального закона.
Уйти от этих закономерностей, на которых построено все банковское дело, - невозможно. Это зарубежный опыт. Рекомендации Базельского комитета. Банковский надзор ориентирован в первую очередь не на юридическую форму при оценке банковской операции, а на ее экономическое содержание. Поэтому проблема здесь в том, какими должны быть юридические гарантии применения профессионального суждения.
Здесь не применимы категории состава правонарушения. Рынок - это в значительной степени игра. Образно говоря, и упрощая ситуацию, скажем так, - есть умелые и неумелые игроки. Неумелые игроки уходят или выводятся из общей игры, когда они своим риском нарушают общий ход игры. Но все равно здесь нужно чтобы общие границы были четко зафиксированы законом. В рынке проявляется стихийная игра сил, а в банковских операциях она все-таки, должна быть введена в некое правовое русло.
Но стихия рынка, в конечном счете, обуславливает и само содержание тех норм, которые в связи с ней возникают. Поэтому банковское право - это не административное право с его формализованными критериями. И, тем не менее, и в банковском праве полностью отказываться от формальной стороны тоже было бы не правильно.
В-четвертых, в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия"*(42)предусматривается, что территориальное учреждение Банка России вправе не применять к кредитной организации санкции в виде штрафа, предусмотренные пунктами 1.17.9.3-1.17.9.5, 1.17.10.2, 1.17.10.3, 1.17.13.5, 1.17.14.1, 1.17.14.2, 1.17.16.1 этой Инструкции, либо применить штрафные санкции в размере меньшем, чем предусмотрено указанными пунктами, в случае если применение штрафов в размере, предусмотренном данной Инструкцией, будет иметь существенные негативные последствия для финансового положения кредитной организации. Там же сказано, что штраф может не применяться, если на момент совершения нарушения к ней применены более жесткие меры воздействия, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и настоящей Инструкцией, в частности, временно ограничен круг банковских операций или введен запрет на их осуществление, направлено ходатайство в Банк России на отзыв лицензии на осуществление банковских операций (п. 1.17.15).
Здесь как мы видим, тоже есть элемент усмотрения. Как раз этого нет в административном праве. Нет там оценочного подхода, а есть основание применение санкций - состав правонарушения. В банковском праве как мы убеждаемся, - диапазон усмотрения Банка России при применении санкций, - широк. И это еще раз доказывает, что банковское право не стоит смешивать с административным правом. Это совершенно разные отрасли права.
- Банковское право в России (вопросы теории и практики)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- Предисловие
- Глава I. Банковское право и его место в системе российского правоведения § 1. Банковское право как наука
- § 2. Наука банковского права и ее место в системе юридических наук
- § 3. Наука банковского права в системе экономических и технических наук
- § 4. Предмет и методология науки банковского права
- § 5. Банковское право как учебная дисциплина
- Глава II. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования § 1. Понятие банковского права
- 1. Термин "банковское право"
- 2. Сущность банковского права
- 3. Банковское право - самостоятельная отрасль права
- § 2. Правовое регулирование банковской деятельности
- 1. Предмет правового регулирования: Банк России, банковская система и банковская деятельность
- 2. Банковская деятельность
- 1. Предмет банковской деятельности.
- 2. Цели банковской деятельности.
- 3. Содержание банковской деятельности.
- 4. Субъекты банковской деятельности.
- 5. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 3. Метод правового регулирования
- 4. Форма банковского права
- § 3. Банковское право в системе российского права
- 1. Банковское право и административное право
- 2. Взаимосвязь банковского права и гражданского права
- 3. Практическое значение различий между банковским и гражданским правом
- § 4. Субъекты банковского права
- 1. Банк России и кредитные организации - типичные субъекты банковского права
- 2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права
- 3. Значение различий в правовом статусе субъектов
- 4. Гарантии защиты вкладчиков и других банковских клиентов
- Организационные гарантии
- Финансовые гарантии
- Информационные гарантии
- Юридические гарантии
- § 5. Нормы банковского права
- 1. Понятие и виды норм банковского права
- 2. Пруденциальные нормы
- 3. Соотношение норм пруденциального регулирования и пруденциального надзора
- § 6. Санкции в банковском праве и их применение Банком России
- 1. Понятие санкции в банковском праве
- 2. Права Банка России по применению санкций
- 3. Диапазон оценки нарушений банковского права
- 4. Процедурные нормы применения санкций Банком России
- § 7. Источники банковского права
- 1. Понятие источника банковского права
- 2. Роль конституционных норм в банковском праве
- 3. Федеральные законы
- § 8. Нормативные акты Банка России Нормативные акты Банка России и практика
- Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
- Юридические свойства и виды нормативных актов Банка России
- Виды нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и его компетенция
- Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам
- Противоречия в нормативных актах Банка России
- Проблемы систематизации нормативных актов Банка России
- Толкование нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и внутренние документы кредитных организаций
- § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
- 1. Понятие и состав банковского правоотношения
- 2. Субъекты банковских правоотношений
- 3. Субъективные права и обязанности в банковском правоотношении
- 4. Объект и предмет банковских правоотношений
- Глава III. Проблемы правового регулирования банковской системы § 1. Становление российской банковской системы
- 1. Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков
- 2. Структура и развитие банковской системы в Российской Федерации
- 1. Структура банковской системы
- 2. Динамика развития банковской системы
- 3. Преодоление последствий кризисов 90-х годов
- § 2. Создание Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и его роль в банковской системе
- 1. Создание Банка России
- 2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
- 3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
- Глава IV. Правовой статус кредитной организации § 1. Понятие и признаки кредитной организации
- 1. Понятие правового статуса кредитной организации
- 2. Понятие и определение кредитной организации
- § 2. Виды кредитных организаций
- § 3. Уставный капитал, собственные средства и привлеченные средства кредитной организации
- 1. Уставный капитал кредитной организации
- 2. Собственные средства кредитной организации
- § 4. Правовой статус учредителей (участников) кредитной организации
- § 5. Государственная регистрация и лицензирование кредитной организации
- § 6. Органы управления в кредитной организации
- § 7. Филиалы и представительства и внутренние, структурные подразделения кредитной организации
- § 8. Основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
- § 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
- 1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)
- 2). Принудительная ликвидация кредитной организации
- 3). Реорганизация кредитной организации
- Глава V. Правовой статус и структура Банка России § 1. Происхождение центральных (эмиссионных банков) и их сущность
- § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
- 1. Правовой статус Центрального банка: примеры развития зарубежных центральных банков
- 2. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
- 3. Конституционные основы правового статуса Банка России
- 4. Экономическая основа правового статуса Банка России. Отмена Устава Банка России
- § 3. Независимость и ответственность Банка России
- 1. Значение независимости Банка России
- 2. Место Центрального банка в системе разделения властей
- 3. Степень независимости Центрального банка от государства
- 4. Независимость кредитных организаций
- 5. Ответственность Банка России как юридического лица и его подотчетность Государственной Думе
- § 4. Функции Банка России и функции его подразделений
- § 5. Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Правовой статус национального банковского совета.
- § 6. Председатель Банка России
- § 7. Совет директоров Банка России: порядок назначения, правовое положение и функции
- 1. Совет директоров Банка России
- 2. Процедура принятия решений
- 3. Функции Совета директоров Банка России
- 4. Система сдержек и противовесов
- § 8. Служащие банка России
- § 9. Система Банка России
- 1. Сущность и принципы организации Центрального банка
- 2. Принципы организации Банка России
- § 8. Департаменты и другие подразделения центрального аппарата Банка России
- § 9. Территориальные учреждения Банка России
- § 10. Главное территориальное управление Банка России по г. Москве и Московской области
- Глава VI. Функции Банка России
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения
- § 3. Банк России - кредитор последней инстанции
- § 4. Регулирование правил осуществления расчетов
- § 5. Функция регулирования правил проведения банковских операций
- § 6. Функция обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации
- § 7. Функция эффективного управления золотовалютными резервами Банка России
- § 8. Функция принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензирования
- § 9. Функция банковского надзора за деятельностью кредитных организаций
- § 10. Функция регистрации Банком России эмиссии ценных бумаг кредитными организациями
- § 11. Функция осуществления банковских операций и сделок
- § 12. Валютное регулирование и валютный контроль, как функция Банка России
- § 13. Банк России определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами
- § 14. Функция регулирования правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации
- § 15. Функция фиксации и опубликования официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю
- § 16. Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации
- § 17. Другие функции Банка России
- Глава VII. Банковский надзор § 1. Понятие и сущность банковского надзора
- § 2. Цели, объекты, функции и подразделения банковского надзора
- 1. Объекты банковского надзора
- 2. Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора
- 3. Задачи и функции банковского надзора
- 4. Подразделения банковского надзора
- § 3. Инспектирование кредитных организаций
- 1. Цели Банка России и цели инспектирования кредитных организаций
- 2. Нормативные акты Банка России об инспектировании кредитных организаций
- Глава VIII. Банковские операции и сделки кредитной организации § 1. Банковские операции и их виды
- 1). Правовое регулирование банковских операций.
- § 2. Различия между банковскими операциями и сделками с участием кредитных организаций
- 1. Отличие банковской операции от сделки
- 2. Банковские операции и сделки Банка России
- § 3. Реклама банковских операций
- § 4. Виды банковских операций
- 1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)
- 1). Привлечение денежных средств, как банковская операция. Понятие банковского вклада
- 2). Договор банковского вклада
- 3). Операции банка с депозитными сберегательными сертификатами
- 4.) Проценты по вкладам
- 5). Страхование вкладов
- 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
- 1). Кредит и банковская операция по размещению денежных средств
- 2). Банковский кредит и другие виды кредита
- 3). Договор кредита
- 4). Обеспечение возвратности кредита
- 5). Ответственность сторон по кредитному договору
- 6). Регулирование Банком России операций по предоставлению (размещению) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)
- 7). Создание резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности
- 3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
- 1). Понятие банковского счета. Виды банковских счетов
- 2). Виды банковских счетов
- 1. Договор банковского счета
- 4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- 1). Понятие безналичных расчетов. Безналичные расчеты как банковская операция
- 2). Виды и формы безналичных расчетов.
- 3). Формы расчетов.
- 5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
- 1). Понятие кассовых операций.
- 2). Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями.
- 6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
- 7. Выдача банковских гарантий
- 2. Форма и содержание банковской гарантии
- 8. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- 1). Понятие сделки совершаемой с участием кредитной организации
- 2). Виды сделок с участием кредитной организацией.
- Примечания