4. Экономическая основа правового статуса Банка России. Отмена Устава Банка России
При рассмотрении вопроса об экономической основе правового статуса Банка России коснемся для начала в самых общих чертах его истории.
Ранее действовавший Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденный Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 года, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" признан утратившим силу*(210).
В этом Уставе были закреплены многие аспекты правового положения Банка России. В ст. 1 Устава, которая называлась "Правовая основа создания и деятельности Центрального банка РСФСР (Банка России), его правовой статус", было сказано: "Центральный банк РСФСР является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Банк России подотчетен Верховному Совету РСФСР", и далее в Уставе говорилось, что Банк России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде или третейском суде*(211).
В ст. 4 того же Устава было сказано: "Имущество Банка России составляют его денежные, включая собственные золотовалютные резервы, и иные материальные ценности, стоимость которых отражается в балансе Банка России. Это имущество принадлежит Банку России на праве полного хозяйственного ведения"*(212).
Термин "полное хозяйственное ведение" позже исчез вместе с отменой Устава, и в самом Федеральном законе он уже не был использован.
В ст. 9 Устава предусматривалось, что "страховой фонд банковской системы создается в Банке России в установленном им порядке как за счет обязательных отчислений от прибыли коммерческих банков и других кредитных учреждений, получивших от Банка России лицензии на осуществление банковских операций, так и за счет отчислений от прибыли Банка России. Эти средства используются для страхования депозитов (вкладов) клиентов и страхования участников фонда в случае их банкротства, а также для компенсации потерь участников фонда при предоставлении ими кредитов по льготным процентным ставкам, устанавливаемым Банком России"*(213).
Это весьма полезное для общества правило также было утрачено с отменой Устава. В Федеральном законе оно уже не было воспроизведено.
Между тем это очень важный вопрос ответственности Банка России перед вкладчиками. Поэтому можно сказать и так, что отмена Устава как бы снимала некоторую экономическую, а значит, и юридическую ответственность в этой области денежно-кредитных отношений.
Но здесь есть и некоторая предыстория, которая показывает отношение Банка России к такому вопросу, как интересы вкладчиков.
Как уже отмечалось, Банк России в большей мере заинтересован в решении проблем банковской системы, за состояние которой он отвечает, и в меньшей степени - во вкладчиках. В тех случаях, когда приходится выбирать между банками и вкладчиками, Банк России выбирает банки. Экономическая сторона дела понятна. Что касается юридической стороны, то здесь может возникать сомнение в правомерности выбора.
Этот вывод основывается на самых очевидных фактах.
Так, например, если мы зададимся вопросом о том, почему не был в свое время создан фонд страхования депозитов, то обнаружим следующее. Внимательный анализ позволяет сделать вывод о том, что правовых оснований для принятия решения Банком России о возврате денежных средств из фонда страхования депозитов не было.
Банк России ссылался на указы Президента РФ, но там речь шла совершенно о другом. Для этого достаточно сравнить указы Президента РФ с телеграммами Банка России.
Итак, в п. 1 Указа Президента РФ от 28 марта 1993 года N 409 "О защите сбережений граждан Российской Федерации"*(214)говорится: "1. Признать целесообразным создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений России, образуемых за счет привлечения вкладов (депозитов) граждан Российской Федерации (далее - Фонд)... 3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации передать в Фонд перечисленные коммерческими банками отчисления, производимые в 1992-1993 годах в фонд страхования депозитов. 4. Рекомендовать Сберегательному банку Российской Федерации повысить процентные ставки по срочным вкладам населения".
А теперь сравним эти указания с телеграммами Банка России. В телеграмме Банка России от 18 октября 1993 года N 62 сказано: "...в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 22-23 сентября 1993 года (протокол HР-40) с 1 января 1994 года прекращается формирование фонда страхования коммерческих банков от банкротств и фонда страхования депозитов в коммерческих банках, учитываемых на балансе Банка России. Признано целесообразным передать в дальнейшем в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации" средства, перечисленные в 1991-1993 годах банками в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, в создаваемый федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения в качестве страховых взносов коммерческих банков. Ранее перечисленные средства в фонд страхования коммерческих банков от банкротств будут возвращаться коммерческим банкам"*(215).
В действительности же, как мы видели, в Указе Президента ничего не говорилось о возврате взносов.
В последующей телеграмме Банка России от 10 мая 1994 года N 118-94 говорится: "Во исполнение решения Совета директоров Банка России о прекращении формирования фонда страхования коммерческих банков от банкротств и фонда страхования депозитов в коммерческих банках сообщаем, что ранее перечисленные в 1991-1993 годах средства в фонд страхования коммерческих банков от банкротств подлежат возврату коммерческим банкам на основании письменных заявлений банков..."*(216)
(Попутно заметим, что весьма интересна и та оценка, которую дал Конституционный Суд РФ затягиванию вопроса о защите вкладов)*(217).
С учетом сказанного можно предположить, что отмена Устава Банка России каким-то образом связана и с отказом от обязанностей в отношении фонда страхования депозитов.
В законодательстве экономическая основа Банка России была сформулирована следующим образом.
В ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г.) говорилось: "Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России не регистрируется в налоговых органах. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами"*(218). Потом в новом Федеральном законе от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" такая норма о налогах была отменена.
Вот как теперь сформулирована статья 2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон): "Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов".
Итак, в Федеральном законе сказано, что "уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью". И как мы видим, Банк России владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В этом смысле его организационно-правовая форма не охватывается никакими нормами ГК РФ. И это не должно удивлять. Более того такая ситуация объясняется спецификой правового статуса Банка России, его независимостью от органов государственной власти. Ничего здесь не нужно менять только потому, что есть ГК РФ. Основные постулаты гражданского права сформировались давно, намного раньше, чем возникли центральные банки. Поэтому невозможно все уложить в те рамки, которые появились в те времена, когда деньги обменивались на золото и серебро, и когда существовал золотой стандарт. Мир изменился. Появились мировые резервные валюты. Центральные банки стали играть роль регуляторов в денежных системах. Появилось и банковское право, как самостоятельная отрасль права, несводимая к отрасли гражданского права, которая помимо прочего, регулирует правовой статус и в том числе цели, центрального банка, как бы он при этом не назывался. В данном случае, - функции Банка России.
Другое дело, что нужно подкорректировать некоторые нормы ГК РФ.
Во-первых, в ГК РФ неудовлетворительно прописана государственная собственность. И самое главное - нет четких ее границ и понимания ее происхождения.
Во-вторых, странно сформулирована норма о понятии "государственная казна". Это понятие сформулировано в ГК по остаточному принципу. Мы уже обращали внимание на этот момент в предыдущих публикациях.*(219)В ч. 2, п. 4, статьи 214 ГК РФ говорится: "Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа". Банк России не является государственным учреждением. Стало быть, его имущество - составная часть государственной казны Российской Федерации. Однако в самом Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации этот термин не употребляется.
В-третьих, в ГК РФ в нормах регулирующих государственную собственность, зачастую, не учитывается специфика Банка России, как института гражданского общества и как банка, который уполномочен государством, осуществлять эмиссионную функцию, регулировать денежное обращение и быть надзорной инстанцией в банковской системе России. Рассмотрим это подробнее.
Федеральная собственность и ее правовой режим определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 214 (п. 1) которого сказано: "Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность...)". Далее в п. 3 этой же статьи говорится: "От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса".
Обращаясь к ст. 125, мы там находим следующую норму: "От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов".
В общем, круг ссылок в нормах законодательства замкнулся. Банк России не является органом государственной власти. Надо бы в этих статьях предусмотреть, что от имени Российской Федерации могут действовать не только органы государственной власти, но и Банк России, в пределах своей компетенции.
Как уже говорилось, все органы государственной власти по Конституции Российской Федерации разделены на три вида: законодательные, исполнительные и судебные. А Банк России не является ни законодательным, ни исполнительным, ни судебным органом.
При этом он был и остается самым активным участником гражданско-правовых отношений. Более того, без такого участника не было бы и самих гражданско-правовых отношений. Именно Банк России обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, которая в принципе предусматривается ст. 140 Гражданского кодекса, в которой сказано, что денежной единицей является рубль как единственное законное средство платежа.
В итоге напрашивается вывод о том, что в правовом статусе Банка России с точки зрения гражданского права есть определенные противоречия. Их можно снять, если в п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации будут внесены небольшие дополнения в отношении Банка России. О них мы сказали выше.
Поскольку Банк России владеет, пользуется и распоряжается определенной частью федеральной собственности, то, естественно, к ней должно быть и соответствующее отношение. Смысл государственной собственности содержится в ее цели. "Государственная и муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы больших групп людей: народа РФ в целом..."*(220). Это принцип демократизма и правило большинства в гражданском обществе.
Счетная плата РФ на всем протяжении 90-х годов добивалась того, чтобы выполнялся закон и, чтобы ее допустили к проверкам в Банк России. Интересно, что ее права предусмотрены федеральным законом, за невыполнение которого установлена даже уголовная ответственность. И, тем не менее, в 90-е годы она не могла проверить Банк России. Все ее попытки закачивались тем, что ее не пускали в Банк России.*(221)
Теперь статья 98 Федерального закона предусмотрела, что статья 19 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" дополняется частью следующего содержания: "Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета".
В общем, все проблемы, в том числе и проблема представительства интересов народа при управлении публичной собственностью, сводятся к тому, каким образом можно обеспечить отношение чиновников к государственной собственности как к публичной собственности. Одними только призывами здесь не обойтись. Всегда будет соблазн использовать государственную собственность в личных интересах.
На наш взгляд, нужно использовать тот механизм, который органически присущ гражданскому обществу. Это механизм договорных отношений.
Практику заключения гражданско-правовых договоров с высшими руководителями Банка России (членами Совета директоров), на наш взгляд, нужно предусмотреть в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
- Банковское право в России (вопросы теории и практики)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- Предисловие
- Глава I. Банковское право и его место в системе российского правоведения § 1. Банковское право как наука
- § 2. Наука банковского права и ее место в системе юридических наук
- § 3. Наука банковского права в системе экономических и технических наук
- § 4. Предмет и методология науки банковского права
- § 5. Банковское право как учебная дисциплина
- Глава II. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования § 1. Понятие банковского права
- 1. Термин "банковское право"
- 2. Сущность банковского права
- 3. Банковское право - самостоятельная отрасль права
- § 2. Правовое регулирование банковской деятельности
- 1. Предмет правового регулирования: Банк России, банковская система и банковская деятельность
- 2. Банковская деятельность
- 1. Предмет банковской деятельности.
- 2. Цели банковской деятельности.
- 3. Содержание банковской деятельности.
- 4. Субъекты банковской деятельности.
- 5. Правовое регулирование банковской деятельности.
- 3. Метод правового регулирования
- 4. Форма банковского права
- § 3. Банковское право в системе российского права
- 1. Банковское право и административное право
- 2. Взаимосвязь банковского права и гражданского права
- 3. Практическое значение различий между банковским и гражданским правом
- § 4. Субъекты банковского права
- 1. Банк России и кредитные организации - типичные субъекты банковского права
- 2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права
- 3. Значение различий в правовом статусе субъектов
- 4. Гарантии защиты вкладчиков и других банковских клиентов
- Организационные гарантии
- Финансовые гарантии
- Информационные гарантии
- Юридические гарантии
- § 5. Нормы банковского права
- 1. Понятие и виды норм банковского права
- 2. Пруденциальные нормы
- 3. Соотношение норм пруденциального регулирования и пруденциального надзора
- § 6. Санкции в банковском праве и их применение Банком России
- 1. Понятие санкции в банковском праве
- 2. Права Банка России по применению санкций
- 3. Диапазон оценки нарушений банковского права
- 4. Процедурные нормы применения санкций Банком России
- § 7. Источники банковского права
- 1. Понятие источника банковского права
- 2. Роль конституционных норм в банковском праве
- 3. Федеральные законы
- § 8. Нормативные акты Банка России Нормативные акты Банка России и практика
- Нормативные акты Банка России в системе нормативных актов Российской Федерации
- Юридические свойства и виды нормативных актов Банка России
- Виды нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и его компетенция
- Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам
- Противоречия в нормативных актах Банка России
- Проблемы систематизации нормативных актов Банка России
- Толкование нормативных актов Банка России
- Нормативные акты Банка России и внутренние документы кредитных организаций
- § 9. Понятие и содержание банковских правоотношений
- 1. Понятие и состав банковского правоотношения
- 2. Субъекты банковских правоотношений
- 3. Субъективные права и обязанности в банковском правоотношении
- 4. Объект и предмет банковских правоотношений
- Глава III. Проблемы правового регулирования банковской системы § 1. Становление российской банковской системы
- 1. Создание российской банковской системы: преобразование спецбанков
- 2. Структура и развитие банковской системы в Российской Федерации
- 1. Структура банковской системы
- 2. Динамика развития банковской системы
- 3. Преодоление последствий кризисов 90-х годов
- § 2. Создание Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и его роль в банковской системе
- 1. Создание Банка России
- 2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
- 3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
- Глава IV. Правовой статус кредитной организации § 1. Понятие и признаки кредитной организации
- 1. Понятие правового статуса кредитной организации
- 2. Понятие и определение кредитной организации
- § 2. Виды кредитных организаций
- § 3. Уставный капитал, собственные средства и привлеченные средства кредитной организации
- 1. Уставный капитал кредитной организации
- 2. Собственные средства кредитной организации
- § 4. Правовой статус учредителей (участников) кредитной организации
- § 5. Государственная регистрация и лицензирование кредитной организации
- § 6. Органы управления в кредитной организации
- § 7. Филиалы и представительства и внутренние, структурные подразделения кредитной организации
- § 8. Основания и порядок отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций
- § 9. Ликвидация или реорганизация кредитной организации
- 1). Ликвидация кредитной организации по решению ее учредителей (участников)
- 2). Принудительная ликвидация кредитной организации
- 3). Реорганизация кредитной организации
- Глава V. Правовой статус и структура Банка России § 1. Происхождение центральных (эмиссионных банков) и их сущность
- § 2. Правовой статус Центрального банка в России: значение и сущность
- 1. Правовой статус Центрального банка: примеры развития зарубежных центральных банков
- 2. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
- 3. Конституционные основы правового статуса Банка России
- 4. Экономическая основа правового статуса Банка России. Отмена Устава Банка России
- § 3. Независимость и ответственность Банка России
- 1. Значение независимости Банка России
- 2. Место Центрального банка в системе разделения властей
- 3. Степень независимости Центрального банка от государства
- 4. Независимость кредитных организаций
- 5. Ответственность Банка России как юридического лица и его подотчетность Государственной Думе
- § 4. Функции Банка России и функции его подразделений
- § 5. Национальный банковский совет и органы управления Банком России. Правовой статус национального банковского совета.
- § 6. Председатель Банка России
- § 7. Совет директоров Банка России: порядок назначения, правовое положение и функции
- 1. Совет директоров Банка России
- 2. Процедура принятия решений
- 3. Функции Совета директоров Банка России
- 4. Система сдержек и противовесов
- § 8. Служащие банка России
- § 9. Система Банка России
- 1. Сущность и принципы организации Центрального банка
- 2. Принципы организации Банка России
- § 8. Департаменты и другие подразделения центрального аппарата Банка России
- § 9. Территориальные учреждения Банка России
- § 10. Главное территориальное управление Банка России по г. Москве и Московской области
- Глава VI. Функции Банка России
- § 1. Единая денежно-кредитная политика
- § 2. Эмиссия наличных денег и организация их обращения
- § 3. Банк России - кредитор последней инстанции
- § 4. Регулирование правил осуществления расчетов
- § 5. Функция регулирования правил проведения банковских операций
- § 6. Функция обслуживания счетов бюджетной системы Российской Федерации
- § 7. Функция эффективного управления золотовалютными резервами Банка России
- § 8. Функция принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензирования
- § 9. Функция банковского надзора за деятельностью кредитных организаций
- § 10. Функция регистрации Банком России эмиссии ценных бумаг кредитными организациями
- § 11. Функция осуществления банковских операций и сделок
- § 12. Валютное регулирование и валютный контроль, как функция Банка России
- § 13. Банк России определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами
- § 14. Функция регулирования правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации
- § 15. Функция фиксации и опубликования официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю
- § 16. Банк России принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации
- § 17. Другие функции Банка России
- Глава VII. Банковский надзор § 1. Понятие и сущность банковского надзора
- § 2. Цели, объекты, функции и подразделения банковского надзора
- 1. Объекты банковского надзора
- 2. Кредитные организации и их деятельность как объект банковского надзора
- 3. Задачи и функции банковского надзора
- 4. Подразделения банковского надзора
- § 3. Инспектирование кредитных организаций
- 1. Цели Банка России и цели инспектирования кредитных организаций
- 2. Нормативные акты Банка России об инспектировании кредитных организаций
- Глава VIII. Банковские операции и сделки кредитной организации § 1. Банковские операции и их виды
- 1). Правовое регулирование банковских операций.
- § 2. Различия между банковскими операциями и сделками с участием кредитных организаций
- 1. Отличие банковской операции от сделки
- 2. Банковские операции и сделки Банка России
- § 3. Реклама банковских операций
- § 4. Виды банковских операций
- 1. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)
- 1). Привлечение денежных средств, как банковская операция. Понятие банковского вклада
- 2). Договор банковского вклада
- 3). Операции банка с депозитными сберегательными сертификатами
- 4.) Проценты по вкладам
- 5). Страхование вкладов
- 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
- 1). Кредит и банковская операция по размещению денежных средств
- 2). Банковский кредит и другие виды кредита
- 3). Договор кредита
- 4). Обеспечение возвратности кредита
- 5). Ответственность сторон по кредитному договору
- 6). Регулирование Банком России операций по предоставлению (размещению) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)
- 7). Создание резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности
- 3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц
- 1). Понятие банковского счета. Виды банковских счетов
- 2). Виды банковских счетов
- 1. Договор банковского счета
- 4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам
- 1). Понятие безналичных расчетов. Безналичные расчеты как банковская операция
- 2). Виды и формы безналичных расчетов.
- 3). Формы расчетов.
- 5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц
- 1). Понятие кассовых операций.
- 2). Порядок ведения кассовых операций кредитными организациями.
- 6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах
- 7. Выдача банковских гарантий
- 2. Форма и содержание банковской гарантии
- 8. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)
- § 5. Понятие и виды сделок совершаемых с участием кредитных организаций
- 1). Понятие сделки совершаемой с участием кредитной организации
- 2). Виды сделок с участием кредитной организацией.
- Примечания