44) Международные морские перевозки грузов.
Перевозка грузов может осуществляться по чартеру или коносоменту.
Чартер – договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или определенный срок.
В мировой практике в наст. время широко используются типовые проформы чартеров, которые начали создаваться еще в 19 в. В наст. время разработка проформ осуществляется в рамках 2-х организаций: Британская палата судоходства и Балтийский и межд. морской совет (БИМКО).
В рамках данных организаций разработаны типовые проформы рейсовых чартеров. Преимущество использования типовых проформ заключается в том, что применяя соответствующую проформу, стороны договора перевозки исключают применение норм нац. законодательства конкретных государств.
Помимо типовых проформ для их толкования разработаны унифиц. толкования некоторых условий чартеров. В наст. время действует несколько списков терминов, разработанных специализ. организациями: БИМКО, ММК, ФОНАСБА (федерация нац. ассоциаций судовых брокеров и агентов), ИНТЕРКАРГО (межд. ассоциация владельцев сухогрузных судов).
В наст. время существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки отдельных видов товаров. Перевозки грузов, для которых нет спец. проформы, осуществляются на базе чартера – дженкон.
С т.з. структуры все условия чартера делятся на постоянные и переменные. Постоянные условия составляют его неизменную сущность и составляют подавляющая часть содержания чартера. все переменные условия меняются от сделки к сделке, в связи с этим в договоре они выносятся на отдельный лист и образуют часть чартера.
Наиболее важные условия чартера:
- субститут – право судовладельца заменить поименованное судно другим
- мореходность – судно дб во всех отношениях снаряженным для данного рейса
- безопасный порт – в тех случаях, когда в чартере не обозначен порт, то должна существовать оговорка, что порт дб безопасным
- сталийное время – время отводимое на грузовые операции. Сверхконтрсталия – если фрахтователь держит судно в простое сверх установленного срока, то на него ложится обязанность возместить судовладельцу не только расходы на содержание судна, но и убыки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек.
- демиредж – плата за простой судна
- диспатч – компенсация усилий фрахтователя за окончание погрузки судна до истечения сталийного времени
- концеллинг – право фрахтователя расторгнуть договор, если судно не пришло в порт погрузки к определенному сроку
- нотис о готовности судна – прибыв в назначенный порт, капитан судна должен заявить о готовности судна к грузовым операциям
- прекращение ответственности – фрахтователь освобождается от ответственности с того момента, когда судно загружено
Выделяется 4 вида чартеров:
а) рейсовый – договор фрахтования, по которому судовладелец предоставляет фрахтователю грузовые помещения судна и обязуется доставить груз в порт назначения.
б) тайм-чартер – договор фрахтования судна с экипажем на время. Судовладелец обязуется предоставить судно для целей торгового мореплавания.
в) бербоут-чартер – договор фрахтования судна без экипажа для целей торгового мореплавания. В этом случае фрахтователь в теч действия чартера распоряжается судном на правах владельца, в т.ч. имеет право сменить флаг
г) слот-чартер (не применяется).
Перевозки по коносаменту.
Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Он выполняет несколько функций: подтверждение договора перевозки, товаро-транспортной накладной, товарораспоряд. документ.
Существует несколько разновидностей. Базовый – ордерный коносамент. Бортовой коносамент – выдается судовладельцем в подтверждение что груз погружен на борт судна. Коносамент для погрузки – подтверждает, что товары приняты для погрузки и поставлены под охрану судовладельца. Именной коносамент – фамилия получателя указаны. Коносамент на предъявителя. Коносаменты чистые и с оговорками. Сквозной коносамент, который применяется при смешанных перевозках.
Перевозка грузов по коносаменту осуществляется на основе межд. конвенций.
Межд. конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносамента (Брюсель 25.08.1924г) – на практике Гаагские правила.
В конвенции установлен порядок составления и выдачи коносамента и перечислены его основные реквизиты. большая часть конвенций посвящена определению ответственности перевозчика.
Конвенция в целом направлена на защиту интересов держателей коносаментов, т.е. фактически защищает интересы перевозчиков.
В конвенцию также включен ряд постановлений, которые ограничивают круг отношений, к которым конвенция может применяться. Конвенция не распространяется на отношения межд сторонами договора по поводу загрузки и разгрузки судна. Эти отношения регулируются нац. законодательством места совершения действия. Конвнция не охватывает перевозку по чартеру. Конвенция предоставляет сторонам право заключать любые соглашения о перевозке, в т.ч. противоречащие правилам конвенции.
Брюссельская конвенция была дополнена протоколом об изменениях 1968г – правила Висби.
Было установлено, что перевозчик не лишен права доказывать, что содержащиеся в коносаменте сведения о грузе не соответствуют действительным данным. Протокол повысил предел ответственности перевозчика. Также было установлено, что расширяется сфера действия конвенции и она стала применяться к перевозке грузов между портами 2-х государств.
1.12.79г был принят очередной протокол об изменениях. Суммы ответственности перевозчика выражаются в спец. правах заимствования.
Ратификация этого протокола стала обязательной для членов конвенции, которые являются членами межд. валютного фонда. РФ ратифицировала.
Конвенция ООН о морской перевозке грузов 31.03.78г – Гамбургские правила.
В целом эта конвенция предусматривает усиленную защиту грузоотправителя и не учитывает высокие риски морских перевозок.
В связи с этим конвенцию не ратифицировала ни одна морская держава. Были признаны неудачными, и с 2001 г осуществляется разработка нового проекта в рамках ЮНСИТРАЛ.
11.12.2008г была принята Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской межд. перевозки грузов – Ротердамские правила.
Основана на ранее существующих конвенциях и в основном касается смешанной перевозки.
45) Международные морские перевозки пассажиров и багажа.
Договор морской перевозки пассажиров
Он регулируется главой 9 Кодекса Торгового Мореплавания.
Предмет такой перевозки - физическое лицо и его багаж.
Перевозочными документами при осуществлении договора морской перевозки являются билет и багажная квитанция.
В билете указываются: порт отправления и порт назначения, наименование и местонахождение перевозчика, имя пассажира (если билет является именным), наименование судна, время отправления судна, размер платы за проезд, место и дата выдачи билета.
Если билет выдан на имя определенного лица, он не может быть передан другому лицу без согласия перевозчика.
Основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и его багажа в порт назначения.
Перевозчик обязан к началу перевозки привезти судно в состояние пригодное к безопасной перевозке пассажиров.
Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Остальные дети перевозятся по льготному тарифу. Так же пассажир имеет право бесплатно перевозить каютный багаж в пределах установленной нормы.
Пассажир вправе до отхода судна, а так же после начала рейса в любом порту отказаться от договора морской перевозки. Пассажир обязан оплатить свой проезд, а так же соблюдать все правила, установленные на борту судна.
Основным международно-правовым актом в области морской перевозки пассажиров является Афинская Конвенция "О перевозки морем пассажиров и их багажа" (1974г). Положения конвенции распространяются только на морские суда (за исключением судов на воздушной подушке.
Данная конвенция применяется, если:
- судно плавает под флагом гос-ва – участника конвенции
- договор перевозки заключен в гос-ве участнике
- в соответствии с договором перевозки место отправления или место назначения находится в гос-ве – участнике.
При этом считается, что перевозчик виновен, если ущерб возник в связи с любыми недостатками судна, посадкой на мель и кораблекрушением. Ответ-ть перевозчика в соответствии с Конвенцией в отношении каждого пассажира составляет 700 000 франков Пуанкаре. Вместе с тем, если в соответствии с законом страны суда установлен более высокий предел ответ-ти, то предел конвенции не применяется. Ответ-ть за багаж стоит на уровне 12,5 тысяч франков за одно место. Одновременно перевозчик и пассажир м. установить более высокие пределы ответ-ти в договоре. Для возмещения ущерба пассажир д. направить перевозчику письменное уведомление в течение 15 дней со дня окончания перевозки. Отсутствие этого уведомления приводит к невозможности иска.
В соответствии с положениями конвенции перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесных повреждений, а так же в результате утраты или повреждения багажа. При этом перевозчик презюмируется виновным, пока не доказано обратное.
Важной проблемой в сфере морских перевозок пассажиров является проблема незаконных пассажиров.
В 1957г в Брюсселе была принята международная Конвенция, относящаяся к безбилетным пассажирам. Согласно её положениям безбилетный пассажир может быть передан властям в первом порту захода судна. При этом капитан судна обязан вручить этим властям подписанное им заявление, в котором должна содержаться вся известная ему инфа о безбилетном пассажире.
Все расходы на содержание такого пассажира, а так же расходы по передаче его государству несет судовладелец. Но при этом у него появляется право регрессного иска к государству, гражданином которого является безбилетный пассажир.
- 1) Предмет международного частного права. Его соотношение с международным публичным и национальным правом. Система мчп. История возникновения и развития международного частного права.
- История возникновения и развития мчп.
- Предмет мчп.
- 2)Методы международного частного права.
- 3)Источники международного частного права: понятие, виды, характеристика.
- Международные источники мчп
- Внутригосударственные источники
- 4)Негосударственные регуляторы международных частноправовых отношений. Lex mercatoria.
- 6)Основные типы коллизионных привязок.
- Закон автономии воли имеет 2 разновидности:
- Проблема квалификации
- Предварительный коллизионный вопрос (побочный вопрос)
- Обход закона в мчп
- 8)Порядок установления содержания нормы иностранного права.
- 9)Пределы применения норм иностранного права.
- 10) Взаимность и реторсии в мчп
- 1. Теория инкорпорации (по месту регистрации юл).
- 2. Теория оседлости.
- 3. Теория центра эксплуатации.
- 4. Теория контроля.
- 14) Правовое положение международных юридических лиц: понятие, виды, особенности правового статуса. Правовое положение транснациональных корпораций.
- Международные юл в мчп.
- 15)Трансграничные банкротства как институт международного частного права: понятие, юрисдикционные органы, применимое право.
- 16) Государство и его составные части как субъекты международных частноправовых отношений. Государственные иммунитеты в международном частном праве: понятие, виды, характеристика.
- 17)Правовое положение международных организаций в международном частном праве.
- 18) Коллизионные вопросы собственности.
- 19)Национализация в международном частном праве.
- 20)Правовой режим культурных ценностей.
- Защита культурных ценностей и права собственности на них
- Под условия данного закона не подпадает 3 вида культурных ценностей:
- 21)Понятие и способы осуществления иностранных инвестиций. Понятие иностранного инвестора.
- Все иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям.
- Правовые режимы допуска инвестиций.
- 22)Договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений: понятие, характеристика.
- 23) Соглашения об устранении двойного налогообложения: понятие, характеристика.
- 24) Правовой режим инвестиционных соглашений: концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции.
- 25) Правовой режим особых экономических зон
- 27) Гарантии защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года.
- 28) Инвестиционные споры. Порядок их разрешения по вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года.
- 31)Заключение внешнеэкономической сделки. Форма внешнеэкономической сделки.
- 32) Применимое право к внешнеэкономическим сделкам. Обязательственный статут договора.
- 33) Коллизионные вопросы представительства и доверенности.
- 34) Негосударственные средства регулирования международных торговых отношений.
- 36) Договор международного финансового лизинга: понятие, особенности, правовое регулирование.
- 37) Договор международного факторинга: понятие, особенности, правовое регулирование.
- 39) Договор международного страхования: понятие, особенности, правовое регулирование.
- 40)Документарный аккредитив в международных расчетах
- 41)Инкассо в международных расчетах.
- 42) Коллизионное регулирование использования чеков и векселей в международном обороте.
- 43)Валютные отношения: понятие иностранной валюты и валютных ценностей, понятие и виды валютных операций.
- 44) Международные морские перевозки грузов.
- 46) Договор международной воздушной перевозки.
- 47) Договор международной автомобильной перевозки.
- 48) Международные железнодорожные перевозки.
- 49) Договор международной смешанной перевозки грузов.
- 52) Международная охрана прав на объекты промышленной собственности.
- 53) Порядок патентования российских объектов промышленной собственности за рубежом.
- 54) Коллизионные вопросы деликтных обязательств.
- 57) Завещание в международном частном праве.
- 59) Коллизионное и материально-правовое регулирование международных трудовых отношений.
- 60) Трудовые права иностранцев в рф. Порядок привлечения иностранной рабочей силы в рф.
- 61) Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом.
- 63) Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в мчп.
- Условия заключения брака.
- Порядок заключения брака по зак-ву заруб. Стран
- 65) Расторжение брака в мчп: условия, форма и порядок.
- Расторжение брака в мчп
- Основания прекращения брака
- 66) Регулирование имущественных и личных неимущественных отношений между членами семьи.
- 67) Международное усыновление (удочерение): процедура, особенности.
- 68) Понятие международного гражданского процесса. Международная подсудность по гражданским делам. Конкуренция юрисдикций.
- 69) Пророгационные и дерогационные соглашения.
- 70) Процессуальная право- и дееспособность иностранных лиц в судах рф.
- 72) Признание и исполнение иностранных судебных решений.
- 73) Легализация иностранных документов. Апостиль в мчп.
- 74) Рассмотрение дел с участием иностранных лиц в государственных арбитражных судах рф: правовое основание, особенности.
- 75) Понятие международного коммерческого арбитража. Компетенция международных коммерческих арбитражных судов.
- Компетенция
- 77) Процедура рассмотрения спора в международном коммерческом арбитраже. Арбитражный регламент юнситрал.
- Компетенция
- 79) Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
- 80) Альтернативные способы разрешения международных коммерческих споров.
- Примирительное производство
- Доарбитражное производство
- Медиация и мини - процесс
- 81) Нотариальная деятельность в мчп