logo
МЧП готовое 2012

61) Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом.

Социальное обеспечение иностранцев тесно связано с их трудо­выми нравами. В странах ЕС и других странах Запада отношения по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов регулируются прежде всего международными соглашениями (как многосторонни­ми, так и двусторонними). К ним относятся Европейская конвенция о социальном обеспечении мигрантов 1972 г., Конвенция северных стран о социальном обеспечении 1955 г. и др. Однако, несмотря на заключение этих соглашений, в этих странах продолжает сохранять­ся прямая или косвенная дискриминация иностранных рабочих в этой области.

Согласно российскому законодательству, иностранные граждане, постоянно проживающие в России, имеют право на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения на общих основаниях с граж­данами РФ (ст. 4 Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20 ноября 1990 г.).

Иностранным гражданам и их семьям в тех случаях, когда для на­значения пенсии требуется определенный стаж работы, пенсии назна­чаются при условии, что не менее двух третей необходимого стажа приходятся на работу в СССР (РФ), если иное не предусмотрено международным договором (ст. 98 Закона о государственных пенсиях в РСФСР). Две трети стажа могут приходиться и на другую опреде­ленную законом деятельность (например, на деятельность за рубежом политэмигранта в защиту интересов трудящихся и т.п.).

Если для назначения пенсии не требуется определенного трудово­го стажа (при инвалидности, вследствие трудового увечья или про­фессионального заболевания), то пенсии иностранным гражданам в РФ назначаются независимо от времени работы в РФ и за границей на равных с российскими гражданами условиях.

Работающие в РФ на российских предприятиях и в организациях иностранцы получают такие же пособия по временной нетрудоспособ­ности, как и российские граждане.

2 июля 1993 г. был принят Закон о выплате пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России, кото­рым установлено, что перед отъездом им выплачиваются суммы на­значенных пенсий (независимо от вида) в российских рублях за шесть месяцев вперед. На основании письменного заявления гражданина

выезжающего на постоянное жительство за пределы России, сумма назначенной пенсии может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, устанавливаемому Центральным банком РФ на день совершения

62) Международно-правовая охрана персональных данных.

Конвенция — «Основополагающие принципы защиты данных».

В соответствии со ст. 5 Конвенции, персональные данные, подвергающиеся автоматизированной обработке:

a) собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе;

б) хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями;

в) являются адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения;

г) являются точными и, когда это необходимо, обновляются;

д) сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.

При этом есть определенные категории персональных данных, которые в принципе не могут подвергаться автоматизированной обработке, если внутреннее законодательство не устанавливает соответствующих гарантий (ст. 6 Конвенции). Иными словами, определенные сведения о человеке должны охраняться особенно тщательно, поэтому электронные средства их обработки, как недостаточно надежные, исключаются. Это персональные данные, касающиеся:

расовой принадлежности;

политических взглядов или религиозных или других убеждений;

здоровья или половой жизни;

судимости физического лица.

Меры безопасности, применяемые для защиты персональных данных, хранящихся в автоматизированных базах данных, должны быть направлены на предотвращение их случайного или несанкционированного уничтожения или случайной потери, а также на предотвращение несанкционированного доступа, их изменения или распространения таких данных (ст. 7 Конвенции).

При этом владельцу персональных данных предоставляется ряд дополнительных гарантий. Так, ст. 8 Конвенции предусматривает, что любому лицу (имеется в виду физическое лицо – владелец персональных данных) должна быть предоставлена возможность:

a) знать о существовании автоматизированной базы персональных данных, знать ее основные цели, а также название и место нахождения администратора базы данных;

б) получить через разумный промежуток времени и без чрезмерной задержки или чрезмерных расходов подтверждение того, хранятся ли касающиеся его персональные данные в автоматизированной базе данных, а также получить такие данные в доступной для понимания форме;

в) добиваться в случае необходимости исправления или уничтожения таких данных, если они подвергались обработке в нарушение норм внутреннего законодательства, воплощающего основополагающие принципы защиты персональных данных;

г) прибегать к средствам правовой защиты в случае невыполнения просьбы о подтверждении или в случае необходимости о предоставлении данных, их изменении или уничтожении.

И наконец, допустимы ли изъятия из режима персональных данных, когда такие данные могут быть правомерно разглашены без согласия их владельца?

Статья 9 Конвенции содержит исчерпывающий перечень случаев, когда возможно отступление от провозглашенных Конвенцией основополагающих принципов охраны и защиты персональных данных. Такое отступление допускается, когда оно предусмотрено внутренним законодательством государства-участника Конвенции и является необходимой в демократическом обществе мерой, принимаемой в интересах защиты безопасности государства, общественной безопасности, валютно-кредитных интересов государства или пресечения уголовных преступлений (разумеется, прежде всего следует иметь в виду случаи угрозы террористических актов), а также защиты владельца персональных данных или прав и свобод других лиц. Кроме того, внутреннее законодательство государства-участника может предусматривать ограничения на осуществление прав на охрану и защиту персональных данных в отношении автоматизированных баз персональных данных, используемых для целей статистики или научных исследований, когда явно отсутствует какой-либо риск нарушения неприкосновенности частной жизни владельцев данных.

Выводы. Безусловно, положения главы отвечают интересам физических лиц – владельцев персональных данных, правам и свободам любой личности, а также общедемократическим ценностям. Однако положения главы изобилуют неопределенными правилами работы с персональными данными в автоматизированных системах, фактически провозглашая лишь общие принципы такой работы – справедливость, законность, оправданность, адекватность. При этом конкретные меры, которые надлежит принимать при сборе, обработке, хранении и передаче персональных данных в автоматизированных системах, отданы «на откуп» внутреннему законодательству каждого государства-участника Конвенции.

Обратимся к тексту Федерального закона от 19 декабря 2005 г. №160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». В соответствии с названным Законом, Конвенция ратифицирована РФ со следующими заявлениями.

1. Российская Федерация заявляет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 3 Конвенции не будет применять Конвенцию к персональным данным:

а) обрабатываемым физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд;

б) отнесенным к государственной тайне в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне;

2. Российская Федерация заявляет, что в соответствии с подпунктом «с» пункта 2 статьи 3 Конвенции будет применять Конвенцию к персональным данным, которые не подвергаются автоматизированной обработке, если применение Конвенции соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными без использования средств автоматизации;

3. Российская Федерация заявляет, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 Конвенции оставляет за собой право устанавливать ограничения права субъекта персональных данных на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности государства и общественного порядка.

Подводя итог, нельзя не отметить положительный шаг России к принятию и использованию прогрессивного европейского опыта организации автоматизированной обработки персональных данных. Однако в данном случае эффективность реализации норм Конвенции будет целиком зависеть от смысла изменений и дополнений внутреннего законодательства нашей страны, вызванного ратификацией Конвенции. Нормы Конвенции будут работать в России правомерно и эффективно только в том случае, если указанные изменения внутреннего законодательства будут основаны на провозглашенных Конвенцией принципах справедливости, адекватности и оправданности не интересами отдельных групп лиц, а подлинными демократическими ценностями, необходимостью защиты и охраны прав и свобод человека.