logo
МЧП готовое 2012

Международные юл в мчп.

Последнее время в сфере МЧП обозначилась проблема МЮЛ. Как правило, в литре под такими лицами понимаются ЮЛ, созданные на основе межд. соглашения (МБРИР). Следует отметить, что статус таких лиц, как правило, определяется соответствующими МД. При этом на такие лица, как правило, распространяется статут межд. межправит. организаций.

Коллизионные проблемы при определении статуса МЮЛ возникают в сфере деятельности транснац. корпораций. При этом следует учитывать, что они могут создаваться не только на основе межправит. соглашений, но также путем заключения договра непосредственно между хоз. субъектами. Такой подход, в частности, закреплен в соглашении стран СНГ о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснац. объединений 15.04.94г.

Транснац. корпорации обычно относят к межд. монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы, как правило рассматривают ТНК, в качестве субъектов межд. экон права, действующих наряду с государствами и межд. организациями.

Специфичным признаком ТНК выступает их неоднородность и расчлененность с юр. т.з. Данный признак возникает в связи с тем, что материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. При этом данная сеть является единой в экономическом плане. Т.о, с правовой т.з., ТНК представляет собой совокупность формально самостоятельных ЮЛ, имеющих различную гос. принадлежность, и фактически управляемых материнской компанией, которая является для них ИЮЛ.

В современной экономической литературе транснациональная корпорация характеризуется как фирма, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны в которой она зарегистрирована. Однако данное определение непригодно с правовой точки зрения.

С правовой точки зрения транснациональная корпорация не является единым субъектом права, а представляет собой совокупность формально-самостоятельных ЮЛ, созданных в соответствии с законодательством различных стран.

В качестве главного критерия определения «транснациональной корпорации» следует применять признак единого управления при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре транснациональной корпорации.

В настоящее время выделяются 2 основные разновидности Т-Н корпораций:

1) Группы, основанные на системе участий

Речь идет об институциональных Т-Н корпорациях. В их основе лежит участие материнской компании в уставном капитале дочерних организаций. Соответственно из преобладающего участия в уставном капитале вытекает возможность назначения большинства членов органов управления дочерних компаний.

2) Группы, связанные договорными отношениями

Договорные Т-Н корпорации. В их основе лежат договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако подобные договоры запрещены антимонопольным законодательством ряда государств. Соответственно их заключение не порождает юридических последствий. В этом случае компания скрывает свои отношения путем заключении договоров простого товарищества, либо договоров франчайзинга.

Основной проблемой определения применимого права к Т-Н корпорациям является тот факт, что на национальном уровне урегулировать деятельность этих компаний не представляется возможным, так как изначально провозглашается, что таким организации имеют наднациональную природу. Таким образом необходимо проводить материально-правовую унификацию деятельности транснациональных корпораций на международном уровне. В данном направлении лидируют государства Европейского Союза. На уровне ЕС ещё в 1883г была принята седьмая директива совета министров ЕС «О сводных счетах групп компаний». Данная директива устанавливает подробный анализ и правовое регулирование порядка деятельности и отчетности Европейских Хозяйственных Объединений. При этом формулировки директивы отражают компромисс между юридическим и экономическим подходами к пониманию природы Т-Н корпораций.

В целом унифицированное правовое регулирование предоставляет возможность установить единый режим ведения коммерческой деятельности транснациональными корпорациями. Это позволит унифицировать их правовой статус в целом.