logo
FINANSOVOYe

34.Бюджетные права Украины и органов местного самоуправления.

Бюджетные права как правовой институт. Конституция Украины предоставила право на собственный бюджет как материально-финансовую базу функционирования государству и органам местного самоуправления всех уровней.

Бюджетные права (полномочия в виде прав и обязанностей) представляют собой субъективные права, принадлежащие органам государства и органам местного самоуправления и их исполнительным органам. Бюджетное право, как часть финансового, определяет круг субъектов, делая их правосубъектными.

Бюджетные права — это субъективное право, принадлежащее тем субъектам бюджетных правоотношений, которые наделены нормами бюджетного права правосубъектностью.

Субъекты бюджетного права способны иметь субъективные права и нести установленные законодательством обязанности. Анализ действующего бюджетного законодательства, законов об органах местного самоуправления и местных государственных администрациях дает возможность классифицировать бюджетные права Украины и местных органов самоуправления в такие группы. Бюджетные права Украины:

  1. в области консолидированного бюджета Украины;

  1. в области Государственного бюджета;

  1. в области местных бюджетов.

Бюджетные права местных органов самоуправления также можно объединить в 3 группы:

  1. в области Государственного бюджета;

  1. в области своего бюджета (областного, городского, районного);

  1. в области бюджетов нижестоящих органов местного самоуправления.

На каждом уровне бюджетной системы Украины бюджетные права (полномочия) имеют свои особенности, связанные с общими полномочиями органов власти соответствующего уровня (АРК, область, район и т.д.), но есть и общие черты, дающие возможность определить их: бюджетные права Украины и местных органов самоуправления — это совокупность полномочий (прав и обязанностей), принадлежащих им в лице органов государственной власти или местного самоуправления и установленных законодательством по формированию, утверждению и исполнению соответствующего бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории.

Полномочия Украины, как суверенного государства, в области бюджета широкие. В Бюджетном кодексе они конкретизируются через полномочия органов государственной власти, выступающих от имени государства. В соответствии с нормами статей Конституции Украины и Бюджетного кодекса к полномочиям Украины в области бюджета относятся:

Статья 95 Конституции Украины установила, что исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевая направленность этих расходов, а также критерии разграничения расходов между местными бюджетами;

Эти полномочия принадлежат Украине как государству, на территории которого осуществляется единая бюджетно-финансовая политика.

Вторая группа полномочий Украины связана с тем, что главную роль в бюджетной системе Украины играет Государственный бюджет. В области Государственного бюджета Украина наделяется полномочиями:

Украина в лице Верховной Рады Украины и органов исполнительной власти наделена полномочиями и по отношению к местным бюджетам. На основании статей Конституции Украины, Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и Бюджетного кодекса между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением устанавливаются отношения по поводу обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения возложенных на них функций.

Государство обязано:

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления складываются из установления порядка прохождения местных бюджетов (составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, их утверждение решениями о местных бюджетах, их исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов). Согласно статье 75 Бюджетного кодекса особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий период Совету Министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов доводит Министерство финансов Украины. Поскольку в Украине существует единая бюджетная система и бюджетные отношения регулируются единым бюджетным законодательством (ст. 4 Бюджетного кодекса), органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения, имеют полномочия в сфере бюджетов деятельности, которые можно объединить в три группы: