5.Институт президентства в структуре власти современной России
Согласно ст.81 Конституции РФ, Президентом России может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста в 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Президент избирается на срок 6 лет, нельзя занимать пост Президента более двух сроков подряд. Президент обладает неприкосновенностью (ст.91 Конституции РФ), т.е. его нельзя привлечь ни к одному виду юридической ответственности, задержать, подвергнуть досмотру или обыску и т.д. Единственно возможная ответственность Президента – это отрешение его от должности (импичмент). Конституция РФ (ст.93) предусматривает отрешение от должности только по двум основаниям: государственная измена и совершение тяжкого преступления. В этом случае формирует обвинение нижняя палата парламента – Государственная Дума, а в качестве судебной палаты выступает Совет Федерации.
Президент избирается путём всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок избрания Президента определён Федеральным Конституционным Законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 25 мая 1995 г., согласно которому кандидатов в Президенты регистрирует Центральная Избирательная Комиссия. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 1 млн. голосов избирателей (при досрочных выборах Президента – не менее 500 тыс. голосов), при этом голоса избирателей должны пропорционально распределяться по всей территории РФ, на каждый субъект Федерации их должно приходиться не более 7% от общего числа. Правом выдвигать кандидатов в Президенты обладают инициативные группы граждан, которые тоже должны зарегистрироваться в Центральной Избирательной Комиссии. Избранным считается тот кандидат, кто набрал более 50% голосов избирателей. Если никто не набрал 50% голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим больше голосов избирателей, чем все остальные.
Статья 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства; эта статья называет его гарантом прав и свобод граждан, конституционного строя страны, указывает, что Президент осуществляет взаимодействие всех ветвей власти. Это определяет место Президента как бы над всеми ветвями власти. В то же время анализ полномочий Президента позволяет говорить, что он обладает как стандартными полномочиями главы государства, так и очень большими полномочиями в сфере исполнительной власти.
Как глава государства, Президент представляет Россию в официальных церемониях как внутри страны, так и за рубежом, назначает ряд должностных лиц государства (Председателя Правительства РФ – с согласия Государственной Думы или по основанию ч.4 ст.111 Конституции – единолично; заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, также освобождает их от должности; федеральных судей; представителей Президента РФ в федеральных округах; членов Совета Безопасности РФ; высшее военное командование Вооружённых Сил РФ; Чрезвычайных и Полномочных Послов РФ), ведает вопросами гражданства и помилования, присваивает государственные награды и почётные звания. Наряду с этим Президент представляет для назначения в Государственную Думу кандидатуру на пост Председателя Банка России, а в Совет Федерации – кандидатуры Генерального Прокурора РФ и Судей высших федеральных судов – Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Помимо формирования Правительства Президент может принимать участие в его заседаниях, вносить вопросы в повестку дня, а также в пределах своей компетенции издавать Указы, которыми в том числе он может отменять Постановления и Распоряжения Правительства РФ.
К числу полномочий Президента также относятся следующие:
1) определение внешней и внутренней политики государства;
2) формирование военной доктрины страны;
3) формирование и председательство в Совете Безопасности;
4) Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ и в соответствии с Федеральным Конституционным Законом может принимать решение о всеобщей мобилизации и введении военного положения, сообщив об этом немедленно Федеральному Собранию (ст.87 Конституции РФ);
5) Президент представляет страну в международных переговорах и подписывает от имени страны международные договоры;
6) Президент обладает правом законодательной инициативы (может вносить в Государственную Думу законопроекты), подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето;
7) Президент назначает референдум, выборы Государственной Думы и может распустить Государственную Думу согласно положений статей 111 и 117 Конституции.
Таким образом, анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет говорить об очень больших полномочиях Президента РФ и фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. Фактически в Российской Федерации президентская власть выступает как верховная власть
6.Понятие, виды и функции управленческого решения. Способы принятия решений в органах государственной и муниципальной власти
УР – основной инструмент воздействия профессиональных работников госслужбы или коммерческих структур на управляемый объект.
УР – есть план разрешения, ликвидации проблемы, основной продукт субъекта управления.
Все решения также можно объединить в две группы: тактические и стратегические. К первой группе относятся решения, основное назначение которых состоит в том, чтобы поддерживать нормальное функционирование управляемого объекта, не внося в его работу каких-либо существенных качественных изменений Стратегические решения направлены на достижение существенных качественных изменений в самой структуре управляемого объекта, с тем чтобы добиться заметного повышения экономической (социальной) эффективности его работы.
По способу принятия – интуитивные, адаптационные, рациональные;
По степени обязательности исполнения - директивные, рекомендательные;
По субъекту принятия – единоличные, коллективные;
С точки зрения предопределенности – запрограммированные, незапрограм.
От кол-ва альтернатив для выбора – инновационные, бинарные, стандартные, многоальтернативные.
Технология подготовки и принятия решения включает следующие четыре стадии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения.
Требования, предъявляемые к УР.
- Целенаправленность;
- Научная обоснованность;
- Своевременность;
- Непротиворечивость;
- Реальность;
- Полномочность;
- Правомочность;
- количественная и качественная определенность.
Принципы принятия УР:
- единоначалие – организационное решение, нет времени на обсуждении проблемы, проблему в силу каких либо причин не следует коллективно обсуждать;
- принцип единогласия – суть в безоговорочной поддержке;
- принцип большинства – парламентский вариант;
- принцип консенсуса – согласование спорных вопросов.
Эффективность УР в органах Г и М управления.
Можно рассмотреть уровень эффективности УР в координатах К – качество решения и П – степень принятия решения.
а) высокая степень П: нововведения, оценка деятельности;
б) , и г) решения, не обусловленные факторами П и К: самоуправление, регламентные процедуры;
в) высокая степень К: техника, технология;
д) высокая степень П и К: кадровая политика, развитие организаций.
- основой эффективности УР являются научные методы поиска оптимальных УР;
- важное значение для подготовки эффективного УР имеет соблюдение основных требований к тексту распорядительных документов.
Эта технология включает следующие четыре стадии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения.
На стадии выявления проблемы предрешается вопрос о такой важной характеристике будущего решения, как его своевременность: когда нужно начинать подготовку нового решения, чтобы не оказаться в хвосте постоянно бегущих событий? В общей форме ответить на такой вопрос нетрудно: на ранней стадии возникновения противоречий.
Руководитель администрации региона, имеющего устойчивые высокие показатели развития, как правило, умеет выделить из большого числа вопросов три—пять узловых, на которых сосредотачивает свое внимание. Для одних — это проблемы народного образования, для других — занятости, для третьих — жилья и обновления коммунального хозяйства. Для всех — где найти деньги, дополнительные источники финансирования решения крупных социальных проблем. На практике при выявлении крупных проблем, решение которых нельзя откладывать, чаще всего руководитель вместе со специалистами постоянно и внимательно следит за контрольными индикаторами, которые сигнализируют, когда положение на управляемом объекте достигает или даже превышает предельные экстремальные значения. Наиболее часто используются такие индикаторы: соотношение денежных доходов и расходов населения; доля (10 и 20%) полярных групп населения в присвоении общих доходов; доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; средняя продолжительность жизни мужчин и женщин и ее динамика; доля безработных среди экономически активного населения; соотношение роста производительности труда и средней денежной заработной платы; структура использования календарного рабочего времени; доля производственных инвестиций в ВВП или национальном доходе. Когда руководитель замечает опасную тенденцию в изменениях контрольного индикатора, он обязан своевременно принять меры, чтобы затормозить ее и начать подготовку стратегического решения по коренному улучшению складывающейся опасной обстановки.
Следующая стадия — выработка общей концепции будущего решения. Она включает в себя стратегические направления развития на несколько лет; обоснование главных целей, в том числе приоритетных; оценку необходимых ресурсов, прежде всего финансовых; определение возможных сроков достижения намеченных целей при благоприятных внешних условиях.
Третья стадия предполагает разработку двух-трех альтернативных вариантов решения проблемы. Это, как правило, максимальный и минимальный, а также компромиссный варианты. Компромиссный не значит средний: все зависит от того, чем приходится жертвовать. По существу на этом этапе маневрируют четырьмя параметрами: целями, сроками, инвестициями и другими ресурсами, с тем чтобы повысить уровень обоснованности, реальности проводимых расчетов. Формально время и инвестиции тоже входят в понятие "ресурсы". Однако при разработке стратегического решения они очень часто играют самостоятельную, определяющую роль.
Стадия выбора оптимального варианта и принятия конкретного решения имеет свои особенности. На ней целесообразно выбрать критерий оптимальности для данного решения, т. е. отдать приоритет либо максимизации цели, либо сокращению сроков ее достижения, либо минимизации затрат. Практически каждое решение — это сознательный компромисс, на который идет руководитель, опираясь не только на расчеты и формальную логику, но и на свою интуицию, опыт и чувство ответственности и риска. Как правило, стратегическое решение рождается в муках, в борьбе убежденности и сомнений, воли и слабости.
7.Эволюция управленческой мысли. Направления и тенденции развития современной теории и практики управления
1. Школа научной организации труда. В начале века получили развитие теоретические основы автократической модели управления, которые впоследствии утвердились в качестве основ общего менеджмента. Первая фаза развития менеджмента связана с работами американского исследователя и фактического основателя науки менеджмента Ф.Тейлора. Базовые положения тейлоризма нашли отражение в его работе "Принципы научного менеджмента" (1914). В основе системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. В ряде отраслей система Тейлора позволила повысить эффективность в несколько раз. Генри Форд – последователь Тейлора (человек – конвейер). Гилберт Френк изобрел прибор микрохронометр.
2. Школа административного управления. В начале XX в. сформировалась так называемая классическая школа менеджмента, родоначальником которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль. Он и его последователи изучали такие функции менеджмента в крупных организациях, как прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов и методов менеджмента. Сформулированные А.Файолем принципы управления сохраняют свою актуальность и сегодня. Среди них - разделение труда, единство полномочий и ответственности, дисциплина, единоначалие, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, стабильность рабочих мест, инициатива и корпоративный дух. Приверженцы классической школы, разрабатывая принципы организации и функции управления, не придавали большого значения развитию социальной стороны менеджмента, т.е. той области знаний, которая впоследствии получила название "управление персоналом".
3. Школа человеческих отношений. Одним из первых исследователей этой сферы менеджмента был Э.Мэйо, который в 30-х гг. проводил знаменитые хоторнские эксперименты. Э.Мэйо и его сотрудники на заводе фирмы "Уэстерн электрик" в американском городе Хоторн изучали влияние условий труда на его производительность. Результатом исследования, в частности, стал вывод о том, что не меньшее, а подчас большее влияние на результаты работы людей оказывают не материальные условия труда (запыленность, загазованность, освещенность и пр.), а нематериальные условия: благоприятный климат в коллективе, наличие и эффективность действий неформальных лидеров, общественное признание результатов труда каждого работника и пр.
В 40 - 50-х гг. многие закономерности человеческого поведения в менеджменте были исследованы американским психологом, классиком менеджмента А.Маслоу.
А.Маслов совершил истинную революцию в теории и практике современного менеджмента. Он предложил рассматривать все потребности человека в виде иерархии и доказал, что традиционные теории и опирающиеся на них практические действия в сфере менеджмента обычно исходят из того, что потребности человека исчерпываются нижними уровнями иерархии потребностей, которые в значительной степени могут быть удовлетворены деньгами. По мере того как эти потребности насыщаются, все большими мотиваторами становятся те потребности, которые в иерархии расположены выше, т.е. потребности нематериальной природы: потребности в самосовершенствовании, принадлежности, любви, уважении и самоуважении и пр.
В начале 60-х гг. вышли основные работы классика западного менеджмента Д.Мак-Грегора. Его подход состоял в том, что он различал две возможные модели управления людьми: модель X и модель Y. В основе модели X лежит допущение о том, что люди по природе своей ленивы, эгоистичны, не склонны к эффективной работе, стремятся побольше получить при наименьших собственных затратах и усердии. Модель Y исходит из другого отношения управляющего к людям, включающего в себя так называемые "принципы Мак-Грегора":
- • доверяйте каждому и давайте ему максимум информации;
- • предполагайте, что людьми движет добрая воля, а не эгоизм;
- • восхищайтесь людьми;
- • каждый предпочитает быть активным инициатором, Личностью, а не пассивным ассистентом, не "винтиком"; работать, а не бездельничать; делать осмысленную работу, а не бессмысленную; строить, а не разрушать;
- • каждый получает удовольствие от групповой работы, от чувства принадлежности хорошему коллективу; каждый получает больше от любви, чем от ненависти.
Оосновы новой модели управления сформулировал У.Оучи. Японец по национальности и американец по происхождению, он в начале 70-х гг. решил выявить специфику методов и способов управления лучшими японскими компаниями. В результате он пришел к интересному выводу: лучшие японские и лучшие американские компании управляются почти одинаково, при этом в рамках каждой страны имеются значительные различия между лидирующими компаниями и отстающими Как выяснил У.Оучи, компании-лидеры в обеих странах управляются в соответствии с новой моделью, в то время как отстающие компании используют автократическую или экономическую модель управления.
4. Школа науки управления (количественный подход). Существенный вклад в ее развитие оказали мат. Статистика, инженерные науки. После второй мировой войны в решении жизненно важных интересов использовался количественный подход. Разработка моделей управления. Помогло развитие компьютерной техники.
Выделяются три подхода к менеджменту:
- Процессный подход – процесс управления общая сумма всех функций (миссия, цель, функции по достижению этой цели);
- Системный подход – в основе лежит системы и их принципы: целостности, структурности, иерархичности, множественности;
- Ситуационный подход- выбирать набор инструментов исходя из ситуации.
Направления и тенденции развития современного управления.
В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. Происходит гуманизация менеджмента, т.е. все большее смещение внимания от технологического управления к управлению человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента на вопросы поведенческого характера.
Можно выделить следующие общие тенденции развития современного менеджмента:
• бурное развитие культуры организации;
• применение во все более широком спектре стратегического управления и стратегического планирования;
• распространение методов и технологий современного менеджмента, отработанных в коммерческих организациях, на некоммерческие сферы, включая государственный сектор;
• формирование и развитие новых специальных видов менеджмента.
Коротко остановимся на этих тенденциях.
Культура организации - один из факторов прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации; фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации. Культура организации становится все в большей степени предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации - это сложный феномен. Она включает нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, историю организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение.
Стратегическое управление и стратегическое планирование находят применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением идей и методов стратегического планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Во все большем числе региональных, национальных и международных программ применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет добиваться их достижения, процедуру оценки эффективности и результативности.
Еще одной общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих структурах, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, а также администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят применение в некоммерческих организациях.
Специальные виды менеджмента, такие, как муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, кризисное управление и пр., самостоятельно развиваются. Все виды специального менеджмента имеют в большой мере прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщение практики управления в соответствующих специальных сферах.
Переход индустриальных стран в постиндустриальный этап потребовал совершенствования современного управления. В связи с эти переходом произошли изменения в сфере бизнеса. Процессы стали более хаотичными, возросла неопределенность внешней среды. Национально замкнутые экономические системы уступили глобальным. Общество с относительно устойчивыми потребностями превратились в общества с изменчиваемыми потребностями.
Плоское сетевое управление уже не удовлетворяет современным требованиям. Виртуальный менеджмент разрушает старые линейные структуры и организует сетевые. При этом каждый работник становится виртуальным ресурсом. Становится возможным работа одновременно в нескольких организациях.
Появились черты виртуального менеджмента. Появляется особое управление виртуальными коллективами.
Изменилась и роль менеджера, теперь менеджер не выполняет старые функции управления, ему присуще новые характеристики:
- постоянный мониторинг процессов;
- менеджер должен предвидеть и упреждать последствия событий извне.
- Фокус работы наведен на потребителя – что мы можем продать покупателю, сегодня звучит так: что в действительности хочет потребитель и как это произвести и реализовать.
- 1.Роль службы «Public Relations» в органах государственной власти и муниципального управления
- 2. Прогнозирование в управлении. Виды, функции, инструментарий, и эффективность прогнозов в сфере государственного управлении.
- 3.Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы
- 5.Институт президентства в структуре власти современной России
- 8. Система федеральной государственной службы рф: проблемы управления и развития.
- 9. Государственное управление рф как система
- 10. Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления
- 11. Социальная сущность и организационные основы местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления
- 12.Состав органов местного самоуправления, их задачи, функции, полномочия
- 13. Типичные модели системы органов местного (общинного) самоуправления.
- 14. Организационные структуры муниципальной администрации, принципы формирования.
- 15. Основные направления реформировании системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 16. Законодательные органы субъектов рф: статус, структура, компетенция.
- 17. Органы исполнительной власти регионального уровня: современная структура и основные направления их деятельности.
- 18. Административное право как отрасль российского законодательства. Источники административного права
- 19. Денежно-кредитная система и ее роль в государственном регулировании экономики
- 20. Финансовые ресурсы региона, деятельность органов государственной власти и управления, по управлению ими.
- 21. Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в рф
- 22.Экономический механизм российского федерализма
- 23. Мировой рынок и международная торговля. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Россия и вто
- 24. Финансовая система Российской Федерации
- 25. Налоговая система и организация налогообложения в Российской Федерации
- 27. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации
- 28. Государственное планирование и его роль в рыночной экономике.
- 29. Государственное регулирование малого предпринимательства
- 30.Управление социально-экономическим развитием региона (территории): основные формы и методы
- 31. Государственное регулирование экономики
- 32. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- 33. Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления
- 35. Технология стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в органах государственного и муниципального управления
- 36. Особенности мотивации и стимулирования персонала в органах государственного и муниципального управления
- 37. Особенности контроля в системе государственного и муниципального управления
- 39. Стили управленческой деятельности. Вопросы стилевой эффективности в органах государственного и муниципального управления
- 40. Сущность, виды, динамика организационных конфликтов
- 42. Современная кадровая политика в системе государственной службы рф: сущность, принципы, приоритетные направления развития
- 48. Муниципальная служба и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации
- 49. Государственная служба субъектов рф
- 50. Понятие эффективности государственной службы
- 52. Инвестиционная ситуация в России и проблемы управления инвестициями
- 53. Экономическое развитие и его уровень.
- 55. Кейнсианство и монетаризм
- 56. Мировая валютная система
- 59. Макроэкономический уровень антикризисного управления
- 62. Россия в системе мирового хозяйства
- 64. Государственное управление социальной сферой
- 65. Управление государственным имуществом и регулирование фондового рынка.
- 66. Целевые программы развития
- 68. Государственная система стандартизации и сертификации
- 1. Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении власть с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
- 73. Собственность: экономический и правовой аспекты
- 1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.Е. Активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.