62. Россия в системе мирового хозяйства
Скромные позиции России в хозяйственном взаимодействии с внешним миром вполне объяснимы. Если в международной торговле основное место занимают готовые изделия и услуги, базирующиеся на высоких технологиях, то Россия экспортирует преимущественно сырье и продукцию первого передела, а импортирует главным образом потребительские товары, в том числе продовольствие, одежду, бытовую технику. В экспорте и импорте услуг доминируют туризм, а также перевозки грузов и пассажиров. В силу особенностей исторического и социально-экономического развития наша страна не в состоянии полноправно участвовать в неуклонно расширяющемся обмене товарами и услугами, порожденными научно-технической и информационной революциями. При нынешнем характере хозяйственных связей с внешним миром отечественные производители по существу остаются вне сферы международного промышленного и инвестиционного сотрудничества: они не имеют прочных кооперационных связей с зарубежными партнерами, не включены в интернациональные воспроизводственные цепочки. Опыт свидетельствует, что процесс включения экономики той или иной страны в мировое хозяйство подчиняется определенным закономерностям. Самая общая из них - то, что степень участия в международном разделении труда связана с уровнем технико-экономического развития и масштабом потенциала страны, а также с ее обеспеченностью природными ресурсами.
Уровень технико-экономического развития - понятие весьма емкое и многослойное. Поэтому для его характеристики правомерно использовать значительное число показателей, вплоть до возрастной структуры промышленного оборудования и удельного веса прогрессивных видов продукции в общем объеме производства. Самое общее и относительно адекватное представление об уровне технико-экономического развития дает величина ВВП на душу населения. Структуры произведенного ВВП и промышленного производства позволяют судить, насколько индустриализирована та или иная страна и в какой мере ее промышленность освоила технологически сложные производства.
К окончанию XX в. Россия находилась в конце шестого десятка стран по размеру среднедушевого ВВП. Его величина (6.9 тыс. долл. в год) была в 1.8 раза больше, чем в среднем у развивающихся стран, но в 4.2 раза меньше, чем у развитых. Наша страна заметно отставала и по такому весьма важному для характеристики уровня развития показателю как производительность труда. По производительности труда (по ВВП) Россия уступала США в 4.7 раза, Японии и Германии - в 3.6 раза, Тайваню - в 3.4 раза, Южной Корее - в 2.7 раза.
Структура произведенного ВВП у России также была существенно иной, чем у развитых стран и в мире в целом. По удельному весу отраслей материального производства и сферы услуг Россия близка к развивающемуся миру и находится где-то между Китаем и Бразилией (табл. 2.1). За годы экономических реформ в произведенном ВВП России на 6.4% возросла доля сферы услуг и на 0.2% - сельского хозяйства. Доля промышленности снизилась на 1.6%.
В промышленности создается треть российского ВВП, - больше, чем в мире в целом. Это, однако, не способствует более глубокому включению России в международное разделение труда. Причина в том, что структурно мировое и российское промышленное производство заметно разнятся. В мировом производстве на добывающие отрасли приходится 10.4, а на обрабатывающие - 82% (остальное - электроэнергетика и газоснабжение). В отечественной промышленности доминирующие положение традиционно занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья, на долю машиностроения и металлообработки приходится около 1/5 всего объема промышленного производства.
За 90-е годы прошлого века структура отечественного промышленного производства заметно утяжелилась. Удельный вес добывающих отраслей, металлургии, нефтепереработки, химии и деревообработки вырос на 10.6 процентного пункта. Доля машиностроения и металлообработки увеличилась чуть больше, чем на 1 процентный пункт, но при этом совокупный удельный вес электротехнического и транспортного машиностроения несколько сократился. При такой структуре промышленности экспортный потенциал страны, естественно, ограничивается главным образом минерально-сырьевыми ресурсами и полупродуктами.
Научно-техническая сфера страны, вопреки бытующим представлениям, также недостаточно развита и заметно уступает по масштабам и интенсивности внедрения инноваций развитым странам. Доля России в мировых затратах на науку составляет только 1%, хотя в отечественных исследовательских организациях занято около 11% научных работников всего мира. Инновационная система России находится в стадии трансформации и по существу только адаптируется к условиям рынка.
В сельском хозяйстве создается 1/7 всего ВВП России. Однако в аграрном секторе низка урожайность и особенно производительность труда, весьма значительны потери при уборке, транспортировке, хранении и переработке продукции. Поэтому страна не может осуществлять сколько-нибудь масштабный экспорт сельскохозяйственных товаров. Более того, неразвитость аграрного сектора ставит Россию в постоянную и опасную зависимость от ввоза пищевых продуктов из-за рубежа.
Невысокий уровень технико-экономического развития не позволяет России вовлекать в обмен с внешним миром расширяющийся ассортимент готовой продукции и за счет этого диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, активно участвовать в промышленной кооперации.
Анализ участия России в мирохозяйственных связях в ходе работы позволяет сделать следующие выводы:
1. Выход страны на траекторию устойчивого развития, как показывает мировой и отечественный опыт, возможен лишь при обеспечении открытости экономики и активном использовании внешнеэкономического фактора. России не обойтись без всемерного развития экономического обмена с внешним миром. В отношениях с другими странами она может опираться не имеющиеся, пусть и недостаточно ощутимые, конкурентные преимущества, прежде всего на богатые запасы природных ресурсов. Вместе с тем очевидно, что нынешнюю однобокую топливно-сырьевую специализацию, которая не может служить надежной основой стабильного экономического роста, стране необходимо менять.
2. Сложившаяся в конце прошлого века структура торговли с внешним миром - прямое следствие отставания страны в развитии обрабатывающих производств в промышленных отраслях общегражданского назначения, сельском хозяйстве и в сфере услуг. При сохранении отставания стабильный и постоянный рост экспорта маловероятен. Проблематична в этом случае и рационализация импорта, явно нуждающегося в ослаблении потребительской направленности. Поэтому важнейшим условием качественного преобразования внешнеэкономических связей становятся техническая модернизация экономики и ее диверсификация путем преимущественного развития обрабатывающих отраслей.
3. Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять поэтапную политику, выраженную в четком определении собственных приоритетов, в частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.
63. Бюджеты Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местных бюджетов.
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд-жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.
- 1.Роль службы «Public Relations» в органах государственной власти и муниципального управления
- 2. Прогнозирование в управлении. Виды, функции, инструментарий, и эффективность прогнозов в сфере государственного управлении.
- 3.Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы
- 5.Институт президентства в структуре власти современной России
- 8. Система федеральной государственной службы рф: проблемы управления и развития.
- 9. Государственное управление рф как система
- 10. Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления
- 11. Социальная сущность и организационные основы местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления
- 12.Состав органов местного самоуправления, их задачи, функции, полномочия
- 13. Типичные модели системы органов местного (общинного) самоуправления.
- 14. Организационные структуры муниципальной администрации, принципы формирования.
- 15. Основные направления реформировании системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 16. Законодательные органы субъектов рф: статус, структура, компетенция.
- 17. Органы исполнительной власти регионального уровня: современная структура и основные направления их деятельности.
- 18. Административное право как отрасль российского законодательства. Источники административного права
- 19. Денежно-кредитная система и ее роль в государственном регулировании экономики
- 20. Финансовые ресурсы региона, деятельность органов государственной власти и управления, по управлению ими.
- 21. Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в рф
- 22.Экономический механизм российского федерализма
- 23. Мировой рынок и международная торговля. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Россия и вто
- 24. Финансовая система Российской Федерации
- 25. Налоговая система и организация налогообложения в Российской Федерации
- 27. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации
- 28. Государственное планирование и его роль в рыночной экономике.
- 29. Государственное регулирование малого предпринимательства
- 30.Управление социально-экономическим развитием региона (территории): основные формы и методы
- 31. Государственное регулирование экономики
- 32. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- 33. Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления
- 35. Технология стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в органах государственного и муниципального управления
- 36. Особенности мотивации и стимулирования персонала в органах государственного и муниципального управления
- 37. Особенности контроля в системе государственного и муниципального управления
- 39. Стили управленческой деятельности. Вопросы стилевой эффективности в органах государственного и муниципального управления
- 40. Сущность, виды, динамика организационных конфликтов
- 42. Современная кадровая политика в системе государственной службы рф: сущность, принципы, приоритетные направления развития
- 48. Муниципальная служба и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации
- 49. Государственная служба субъектов рф
- 50. Понятие эффективности государственной службы
- 52. Инвестиционная ситуация в России и проблемы управления инвестициями
- 53. Экономическое развитие и его уровень.
- 55. Кейнсианство и монетаризм
- 56. Мировая валютная система
- 59. Макроэкономический уровень антикризисного управления
- 62. Россия в системе мирового хозяйства
- 64. Государственное управление социальной сферой
- 65. Управление государственным имуществом и регулирование фондового рынка.
- 66. Целевые программы развития
- 68. Государственная система стандартизации и сертификации
- 1. Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении власть с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
- 73. Собственность: экономический и правовой аспекты
- 1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.Е. Активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.