53. Экономическое развитие и его уровень.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения.
Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.
По уровню экономического развития различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами.
В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Это наглядно проявилось в 90-х гг. в России, когда прогрессивные реформы по трансформации экономической системы сопровождались сокращением производства и резкой дифференциацией доходов населения. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды, а также в рамках отдельной страны или мирового сообщества в целом.
Неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов мира особенно проявилась во второй половине ХХ в., когда наиболее динамично развивающимся регионом стала Азия. Так, больших успехов в экономическом развитии достигли такие страны, как Япония, а затем Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Во многом благодаря им темпы роста ВВП в развивающихся странах за этот период (с 1950 г. по настоящее время) почти вдвое превзошли соответствующий показатель развитых стран, в результате чего доля последних в мировой экономике сократилась с 63 до 52,7%, а доля развивающихся стран выросла с 21,7 до 31,4%.
Большие изменения произошли в экономическом развитии стран с переходной экономикой.
Самая тяжелая экономическая ситуация сложилась в государствах Тропической Африки. Здесь темпы роста ВВП были самыми низкими среди всех стран с рыночной экономикой, их удельный вес в мировой экономике к концу ХХ в. снизился с 2,3 до 1.8%.
Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:
• общий объем реального ВВП;
• ВВП/ВНП на душу населения;
• отраслевая структура экономики;
• производство основных видов продукции на душу населения;
• уровень и качество жизни населения;
• показатели экономической эффективности.
Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.
Например, ВВП на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составляет около 38 тыс. долл., что в 84 раза превосходит ВВП на душу населения в самой бедной стране — Эфиопии и даже выше, чем в США, хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России в 1998 г. ВВП на душу населения по последним оценкам составил 6,7 тыс. долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения достаточно высокий, однако он не соответствует современной отраслевой структуре экономики (низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора; высокая доля вторичного сектора, прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры). Отраслевая структура экономики России характерна скорее для развитой, чем для развивающейся страны.
Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс (показатель) человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП на душу населения по паритету покупательной способности). В 1995 г. этот индекс в России составил 10,767, что близко к среднемировому значению. В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был близок к 0,2.
Экономическая эффективность характеризуется прежде всего производительностью труда, рентабельностью производства, фондоотдачей, капиталоемкостью и материалоемкостью единицы ВВП.
Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав.
1. Общие вопросы политики доходов населения.
2. Политика в сфере труда и трудовых отношений:
- политика в области оплаты труда;
- социальное партнерство;
- охрана труда и социальное страхование;
- защита трудовых прав граждан;
- политика занятости при структурной перестройке экономики.
3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения:
- пенсионное обеспечение;
- социальная помощь;
- социальное обслуживание населения.
4. Основные направления развития отраслей социальной сферы:
- охрана здоровья населения;
- физическая культура и спорт;
- образование;
- наука;
- культура;
- жилищная сфера.
5. Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия).
В нормально развивающейся стране отношения государства с населением строятся следующим образом. С одной стороны, население - активный субъект отношений: владеет собственностью, трудится, создает ВВП и собственные доходы, платит налоги, покупает товары и услуги и т.д., с другой, является объектом той функции государства, которую теперь принято обозначать термином - социальная защита.
Социальная защита - это политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни: право на минимально достаточные средства на жизнь, на труд и отдых, социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей, на защиту от безработицы, охрану здоровья, образование, жилище и т.п.
Социальная защита – практическая деятельность по реализации основных направлений СП государства. Она осуществляется на базе соответствующих нормативно-правовых актов, денежных материальных ресурсов и включает в себя непосредственную организаторскую работу.
СЗ принято рассматривать в двух аспектах, в широком и узком смысле. СЗ в широком смысле характеризуется как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни, как процесс согласования интересов человека, государства и общества.
СЗ в узком смысле – это система мер обеспечивающая социальную защищенность нетрудоспособного населения и социально-уязвленных групп трудоспособного населения. В Программе социальных реформ 1997-2000 гг понятие СЗ рассматривается в узком смысле. Согласно этой программы СЗ населения сводится к социальному обслуживанию населенья, СЗ инвалидов, компенсационные выплаты к стипендиям, Социальной поддержке граждан уволенным в отставку с военной службы.
Одно из направлений социальной защиты - это борьба с безработицей. создание новых рабочих мест,
квотирование рабочих мест для инвалидов,
квотирование рабочих мест для молодежи,
молодежная практика,
поддержка частного предпринимательства,
переобучение безработных за счет средств Фонда занятости и т.д.
Главное здесь - создать новые рабочие места.
В зависимости от объекта, уровня и направления принято выделять федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. На федеральном уровне задаются стратегические ориентиры СП, на региональном и муниципальном уровнях осуществляется конкретная реализация СП.
Полномочия региональной и муниципальной СП:
- разработка региональных социальных программ и их реализация (поддержка малообеспеченных);
- изыскание возможностей для повышения минимальных федеральных стандартов;
- обеспечение учреждений социальной инфраструктуры находящихся в региональном и муниципальном ведении;
- нормативное оформление и организация адресной социальной помощи
- осуществление проверки нуждаемости;
- определение и реализация социальной помощи слабозащищенным слоям населения.
- 1.Роль службы «Public Relations» в органах государственной власти и муниципального управления
- 2. Прогнозирование в управлении. Виды, функции, инструментарий, и эффективность прогнозов в сфере государственного управлении.
- 3.Государственная служба как социальный институт: сущность, принципы и функции государственной службы
- 5.Институт президентства в структуре власти современной России
- 8. Система федеральной государственной службы рф: проблемы управления и развития.
- 9. Государственное управление рф как система
- 10. Информационно-коммуникационные аспекты государственного и муниципального управления
- 11. Социальная сущность и организационные основы местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления
- 12.Состав органов местного самоуправления, их задачи, функции, полномочия
- 13. Типичные модели системы органов местного (общинного) самоуправления.
- 14. Организационные структуры муниципальной администрации, принципы формирования.
- 15. Основные направления реформировании системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 16. Законодательные органы субъектов рф: статус, структура, компетенция.
- 17. Органы исполнительной власти регионального уровня: современная структура и основные направления их деятельности.
- 18. Административное право как отрасль российского законодательства. Источники административного права
- 19. Денежно-кредитная система и ее роль в государственном регулировании экономики
- 20. Финансовые ресурсы региона, деятельность органов государственной власти и управления, по управлению ими.
- 21. Финансовая система и государственный бюджет. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в рф
- 22.Экономический механизм российского федерализма
- 23. Мировой рынок и международная торговля. Проблемы включения экономики России в мировой рынок. Россия и вто
- 24. Финансовая система Российской Федерации
- 25. Налоговая система и организация налогообложения в Российской Федерации
- 27. Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации
- 28. Государственное планирование и его роль в рыночной экономике.
- 29. Государственное регулирование малого предпринимательства
- 30.Управление социально-экономическим развитием региона (территории): основные формы и методы
- 31. Государственное регулирование экономики
- 32. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- 33. Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления
- 35. Технология стратегического планирования. Особенности стратегического планирования в органах государственного и муниципального управления
- 36. Особенности мотивации и стимулирования персонала в органах государственного и муниципального управления
- 37. Особенности контроля в системе государственного и муниципального управления
- 39. Стили управленческой деятельности. Вопросы стилевой эффективности в органах государственного и муниципального управления
- 40. Сущность, виды, динамика организационных конфликтов
- 42. Современная кадровая политика в системе государственной службы рф: сущность, принципы, приоритетные направления развития
- 48. Муниципальная служба и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации
- 49. Государственная служба субъектов рф
- 50. Понятие эффективности государственной службы
- 52. Инвестиционная ситуация в России и проблемы управления инвестициями
- 53. Экономическое развитие и его уровень.
- 55. Кейнсианство и монетаризм
- 56. Мировая валютная система
- 59. Макроэкономический уровень антикризисного управления
- 62. Россия в системе мирового хозяйства
- 64. Государственное управление социальной сферой
- 65. Управление государственным имуществом и регулирование фондового рынка.
- 66. Целевые программы развития
- 68. Государственная система стандартизации и сертификации
- 1. Уголовная ответственность. Уголовные преступления госслужащих – это все деяния, состоящие в злоупотреблении власть с целью получения денег, выгод и иных преимуществ или с целью оказания давления.
- 73. Собственность: экономический и правовой аспекты
- 1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.Е. Активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.