logo
Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo

Глава VII. Планирование в муниципальном образовании

В результате освоения данной главы обучающийся должен:

знать:

- понятие и содержание стратегии развития муниципального образования;

- основы планирования в муниципальном образовании, его признаки и особенности;

уметь:

- определять цели и задачи планирования в муниципальном образовании;

- анализировать сложившуюся в муниципальном образовании ситуацию, основываясь на данных исследований, отчетов и аналитических записок;

владеть:

- навыками составления планов социально-экономического развития муниципального образования;

- навыками бюджетного планирования в муниципальном образовании;

- навыками организационного планирования.

Стратегия развития территориального образования является важнейшим элементом управления. Все действия органов местного самоуправления и должностных лиц должны быть подчинены стратегии развития. Стратегия формируется коллективно органами общей и специальной компетенции на определенный период. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.

Долгосрочный период, в соответствии с п. 20 ст. 3Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ), определяется продолжительностью свыше шести лет.

Стратегическое планирование, в соответствии с п. 9 ст. 8Закона N 172-ФЗ, должно иметь научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение.

Согласно ст. 6Закона N 172-ФЗ органы местного самоуправления:

1) определяют долгосрочные цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ;

2) разрабатывают, рассматривают, утверждают (одобряют) и реализуют документы стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Это означает, что стратегические планы основываются на вопросах местного значения, закрепленных для каждого вида муниципального образования в Федеральном законеN 131-ФЗ (2003 г.);

3) осуществляют мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами. В данной норме содержится ограничение для субъектов РФ. Они не могут устанавливать иные полномочия в области стратегического планирования для муниципальных образований.

В стратегии обозначаются основные разработчики. Это, как правило, отдел или управление экономического развития, инвестиций и ценовой политики, плановые отделы администрации муниципального образования, научные учреждения.

Стратегия определяет также исполнителей. В качестве исполнителей, например в городах, выступают органы местного самоуправления специальной компетенции: финансовый орган, отделы (управления) строительства и перспективного развития, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, городского хозяйства, защиты населения и т.д. в зависимости от инфраструктуры города.

Стратегия предусматривает основную цель. Цель должна соответствовать нормам КонституцииРФ, ФедеральногозаконаN 131-ФЗ, законов субъекта РФ и устава муниципального образования. Эта цель является единой в масштабе всей страны, и называется она "обеспечение надлежащего уровня и условий жизни людей". Вся деятельность должна быть подчинена именно достижению указанной цели. Кроме того, в качестве цели нужно обозначать развитие институтов непосредственной демократии, местный референдум, правотворческую инициативу и др.

Далее важно определить задачи по достижению цели. Основными задачами могут быть: развитие реального сектора экономики, сокращение безработицы, укрепление финансовой основы, привлечение инвестиций, жилищное строительство, ремонт жилого фонда, строительство и ремонт школ, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, дорог, инженерной инфраструктуры, физкультурно-оздоровительных комплексов, обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения, повышение уровня социальных услуг для жителей муниципального образования, развитие торговли, повышение размера заработной платы во всех сферах общественной жизни, обеспечение бюджетных учреждений современным оборудованием, улучшение качества обучения в школах, колледжах, вузах, укрепление материальной основы учреждений культуры и повышение их роли в осуществлении воспитательной функции среди молодежи и т.д.

Стратегия развития должна стать основой для разработки плана социально-экономического развития, местного бюджета и организационного плана на очередной год или на три года.

В целях вовлечения жителей в управление в стратегию развития целесообразно включать такие формы его осуществления, как местный референдум, публичные слушания, собрания, конференции по планам, программам, бюджету и т.д.

Исходя из вышеизложенного, под стратегией развития муниципального образования можно понимать совокупность мероприятий материального, духовного, социально-культурного, организационного характера, имеющих долгосрочную перспективу, осуществляемых органами и должностными лицами с участием населения, направленных на улучшение жизни людей и развитие инфраструктуры территории.

Здесь есть и субъекты, и объект управления, и цели, и способы их достижения. Другими словами, можно сказать так: есть базис и есть надстройка. А управление как раз и состоит из группы базисных и надстроечных отношений, о чем упоминалось в первой главенастоящей работы.

Стратегия отличается от планов социально-экономического развития тем, что в ней формируется представление о развитии муниципального образования на более длительный период. Она выступает в роли системы, включающей планирование как элемент этой системы. Иногда на практике стратегия развития сливается с планом или программой, которые являются ее продолжением и конкретизируют основные составляющие стратегии.

В соответствии с п. 5 ст. 11Закона N 172-ФЗ к документам стратегического планирования муниципального образования относятся:

1) стратегия социально-экономического развития муниципального образования;

2) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

3) прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

4) бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период;

5) муниципальная программа.

В соответствии со ст. 13Закона N 172-ФЗ проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение граждан, трудовых коллективов органом местного самоуправления. На уровне муниципального образования это полномочие может быть отнесено к исполнительно-распорядительному органу, который формирует проекты стратегических планов.

При этом замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления, ответственным за разработку проекта.

По замечаниям и предложениям целесообразно составлять план критических замечаний и предложений с пояснением возможности или невозможности их выполнения.

Все же более правильный подход в осуществлении управления наблюдается в тех муниципальных образованиях, где долгосрочная стратегия развития реализуется в ежегодных планах и бюджетах. В этой связи долгосрочную стратегию нужно формировать и утверждать отдельно от обычных планов.