logo search
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Административное принуждение: сущность, виды.

Админист­ративное принуждение является

- разновидностью государствен­ного принуждения,

- одним из методов государственной деятель­ности.

Оно представляет собой применение системы админис­тративно-правовых мер воздействия в отношении физических лиц и коллективных образований во внесудебном и судебном порядке в целях обеспечения правопорядка и общественной бе­зопасности, стимулирования добровольного выполнения ими правовых предписаний.

Его цели достигаются путем предупреж­дения и пресечения правонарушений, привлечения виновных лиц к ответственности. Какие меры являются административными, определяется в нормативно-правовых актах. Они предусматри­ваются в санкциях и диспозициях административно-правовых норм. По своему характеру эти меры бывают моральными, ма­териальными и организационными. По общему правилу, их не­гативные последствия проявляются одновременно. Например, моральное воздействие на физических лиц фактически присут­ствует при применении любых административных мер.

Сущность административного принуждения проявляется в административно-правовой природе применяемых мер. Поэто­му вряд ли можно принять безоговорочно достаточно распрос­траненную точку зрения, согласно которой суть административ­ного принуждения сводится к внесудебному, т. е. администра­тивному, порядку его применения. Скорее, наоборот, природа административных мер предопределила их применение в адми­нистративном порядке. В таком порядке при­меняются и меры дисциплинарной и, в установленных случа­ях, материальной ответственности, хотя они в законодательстве не квалифицируются как административные меры.

Особенности административного принуждения:

  1. Административное принуждение применяется на осно­ве норм административного права. Административным законо­дательством регламентируются основания, условия и порядок применения его мер.

  2. Административное принуждение применяется для охра­ны правоотношений, регулируемых не только административ­ным, но и государственным, гражданским, земельным, трудо­вым и другими отраслями российского права.

  3. Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспече­ния общественной безопасности, т. е. к лицам, не совершившим правонарушения.

  4. Система мер административного принуждения отлича­ется разносторонним характером, включая возможное приме­нение физического воздействия.

  5. Административное принуждение имеет своей целью обеспечение правопорядка и общественной бе­зопасности, стимулирование добровольного исполнения физи­ческими лицами и коллективными образованиями их обязан­ностей, предусмотренных правовыми нормами.

  6. Административное принуждение характеризуется мно­жественностью субъектов его применения. Это органы (комис­сии по делам несовершеннолетних и защите их прав, админист­ративные комиссии), действующие от имени органов управле­ния, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица. Им принадлежит «монополия» в при­менении мер административного принуждения и пресечения. Наряду с ними и административное принуждение в виде адми­нистративного наказания применяют (в соответствии с их под­ведомственностью и компетенцией) судьи, арбитражные судьи, мировые судьи. Однако пока за большинство видов админист­ративных правонарушений административные наказания при­меняют в административном порядке должностные лица орга­нов управления, организаций.

  7. Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц. В этом его одно из существенных отличий от при­менения иных мер ответственности в порядке административ­ного подчинения.

  8. Меры административного принуждения применяются в порядке административного производства, регламентированного многими нормативными правовыми актами с учетом особенно­стей применяемых мер. В случаях, установленных нормативны­ми правовыми актами, оно обусловлено повышенными гаранти­ями соблюдения законности применения его мер (обязательность сообщения об этом вышестоящему руководителю, прокурору, например, о применении оружия; об административном задер­жании несовершеннолетнего обязательно должно быть сообщено их законным представителям и т. д.).

  9. Для административного принуждения характерно опера­тивное и дифференцированное применение мер воздействия с учетом особенностей объектов (субъектов), условий и целей.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Администра­тивное принуждение включает разнообразные меры, адекватные потребностям обеспечения правопорядка и общественной безо­пасности. Они образуют систему, объединенную в конечном счете целями их установления. В ней выделяются различные виды мер административного принуждения.

Главными критериями, лежащими в основе их классифи­кации, являются следующие:

а) в зависимости от субъектов при­менения: внесудебные и судебные;

б) по основа­ниям применения: меры, применяемые за право­нарушения и не за правонарушения, а в силу экстремальных условий, предусмотренных нормативными правовыми актами;

в) в зависимости от целей установления и применения:

- административно-предуп­редительные меры,

- меры административного пресечения,

- меры обеспечения производства по делам об административных пра­вонарушениях,

- меры наказания.

Особенности административно-предупредительных мер, ос­нований и порядка их применения:

Правовым основанием применения административно-пре­дупредительных мер являются диспозиции правовых норм, за­крепляющих полномочия органов управления и должностных лиц на применение тех или иных их видов.

Обстоятельства, при которых такие нормы применяются, обозначены в гипотезах соответствующих норм. Гипотезы мо­гут быть абсолютно определенными и относительно определен­ными.

Органы, уполномоченные применять такие меры обязаны действовать лишь в пределах своей ком­петенции, предполагающей их значительную степень усмотре­ния в оценке конкретных условий и обстоятельств, требующих или исключающих необходимость применения административ­но-предупредительных мер.

Административно-предупредительные меры многообразны, но все они предусмотрены нормативными правовыми актами, определяющими соответствующие полномочия органов и долж­ностных лиц на их применение. Некоторые из них:

Они могут предшествовать назначению административного наказания. По своему характеру данные меры могут быть даже более суровыми, чем наказание. Напри­мер, приостановление деятельности предприятия по основани­ям, указанным в нормативных актах (нарушение санитарных, противопожарных и других общеобязательственных правил).

Меры административного пресечения применяются лишь специально уполномоченными органами. Чаще всего ими явля­ются контрольно-надзорные органы, выполняющие специфичес­кие функции в обеспечении правопорядка и общественной бе­зопасности (внутренние, пограничные войска и др.).

Система мер административного пресечения адекватна мно­гообразию общеобязательных правил, защищаемых мерами ад­министративного принуждения. Например, к ним относятся:

Меры обеспечения производства выделяются среди других мер административного принуждения своим многоцелевым назначением. Кроме пресечения административного принуж­дения они применяются для установления личности нарушителя, составления протокола о правонарушении и т. д.

Некоторые меры административного принуждения, различ­ные по своей природе, могут иметь одинаковое наименование. Например, личный досмотр может быть мерой предупреждения и пресечения административного правонарушения. Админист­ративные наказания применяются за административные право­нарушения, представляя собой меры административной ответ­ственности.

В нормативных правовых актах и специальной литературе выделяются и иные виды мер административного принуждения. В литературе чаще всего среди них выделяют восстановительные меры — по терминологии ГК РФ — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, относящегося к способам защиты гражданских прав. Однако выделение восстановитель­ных мер по аналогии с гражданским правом уязвимо в методоло­гическом отношении. Для мер административного принуждения характерно то, что все они являются публичными, реализуемыми в публичных правоотношениях, основанных на юридическом неравенстве их участников. Их публичный характер отражает­ся в самом содержании данных мер и правомочиях субъектов, уполномоченных их применять. Поэтому юридическая сущность мер административного принуждения не может быть сведена к последствиям их применения. Последствия устранения право­нарушения административным способом, иногда именуемым восстановлением первоначального положения, имеют своей пред­посылкой прежде всего его публичное пресечение соответствую­щего правонарушения.

В литературе иногда по инерции к административному при­нуждению относят меры, которые ранее действительно приме­нялись в административном порядке, а теперь могут применяться лишь по решению суда (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Однако имеет относительно самостоятельное значение при­нуждение в административном порядке в процессе исполнения судебных актов государственными органами, представителями административной власти: тот же снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых жилых помещений, пресечение самовольного насильственного захвата объектов и т.д. Представляется, административное принуждение в порядке исполнения судебных актов, урегулированное специальным за­конодательством, следует рассматривать его особой разновидно­стью. Ибо оно:

а) обусловлено необходимостью обеспечения ис­полнения судебного акта;

б) реализуется в порядке, урегули­рованном нормативными правовыми актами или правовыми нормам об исполнении судебных актов по конкретным видам дел;

в) осуществляется специально уполномоченными субъекта­ми, в том числе и с применением в предусмотренных законом случаях оружия и других спецсредств;

г) выражается в специ­альных, непосредственно применяемых методах (фактическое изъятие имущества, выселение из помещений, проникновение в помещения и т.д.). Существенным является также то, что ини­циативное решение о применении соответствующих мер при­нуждения не относится к компетенции государственных испол­нительных органов.

Применение многообразных мер административного при­нуждения необходимо в интересах укрепления правопорядка, обеспечения общественной безопасности, усиления гарантий прав как физических, так и юридических лиц. Однако это вовсе не означает, что методы прямо­го управляющего воздействия основаны исключительно на при­нуждении. С их помощью достигаются лишь правоохранитель­ные цели государственно-управленческой деятельности.