logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Управление в государственных корпорациях.

В ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» государственная корпорация определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация созда­ется на основании федерального закона (ст. 7.1).

Корпорация призвана осуществлять главным образом не частные, а публичные функции, т. е. в интересах всего общества.

Особенности административно-правового статуса государст­венных корпораций многопланово проявляются в системе и целях управления ими.

Органы управления государственных корпораций по многим сво­им параметрам (определению правового статуса, порядка образова­ния, состава, взаимодействия, характеру полномочий и т.д.) не име­ют своих аналогов в системе государственных органов.

Органами управления государственной корпорации являются:

Их виды, состав, порядок формирования, функции и полномочия и т. д., причем каждого из них, определены ФЗ о соот­ветствующих корпорациях — актами более высокой силы по сравне­нию с теми, которые непосредственно регламентируют организацию и правовой статус ФОИВ.

На них возложено осу­ществление публично-правовых полномочий (например, управление принадлежащей им собственностью и др.) и частно-правовых полно­мочии (юридического лица), предоставленных корпорации в целом. Они призваны обеспечить единство управления корпорации - генеральный дирек­тор возглавляет правление корпорации и руководит его деятельно­стью.

Органы корпораций должны быть отнесены к государственным органам корпо­раций, осуществляющих функции и полномочия, определяемые це­лями деятельности корпораций. В законах порядок фор­мирования органов, их состав и правовое положение определяются применительно к данной корпорации.

В законах имеются нормы, предусма­тривающие особенности организации управления соответствующей корпорации: функции, полномочия и порядок деятель­ности всех органов управления корпорации «Росатом» определяются законом о данной корпорации, а корпорации «Роснанотех» — толь­ко наблюдательного совета, других же ее органов они определяют­ся, кроме того, положениями о них, утверждаемыми наблюдатель­ным советом на основе Закона о корпорации. Члены наблюдательного совета «Ростехнологии» назначаются Президен­том РФ, «Роснанотех» — Правительством РФ. Имеются различия в количественном составе наблюдательного совета, правления, пра­вовом положении их членов; не во всех корпорациях предусмотрено создание научно-технического совета в статусе консультативного ор­гана и т. д.

В управленческом аспекте существенными особенностями обла­дает корпорация «Росатом»:

уполномоченный ор­ган управления использованием атомной энергии, наделенный полномочиями от имени РФ осуществлять го­сударственное управление использованием атомной энергии, госу­дарственное управление при осуществлении деятельности, связан­ной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атом­ной энергии.

«Росатом» наделен широкими полномочиями и функ­циями в области государственного управления использованием атом­ной энергии; полномочиями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Издаваемые корпорацией норма­тивные правовые акты являются обязательными для федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц (п. 4 ст. 8 Закона).

На корпорацию возложены функции «оказания госу­дарственных услуг, управления имуществом в области использова­ния атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейно­го комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопас­ности, нераспространения ядерных материалов и технологий, разви­тия атомной науки, техники и профессионального образования, осу­ществления международного сотрудничества в этой области» (ст. 4 Закона). Следовательно корпорация осущ отдельные функции, характерные для федерального министерства и федерального агентства.

«Росатому» предоставлены отдельные полно­мочия в области защиты государственной тайны, которые могут при­надлежать только органам государственной власти.

Росатом наделен рядом публичных полномочий, связанных с обеспечением особо­го режима безопасного функционирования атомных объектов, ли­цензированием, связанным с использованием ядерных материалов и проведением работ по использованию атомной энергии.

Но! корпорация как единый субъект права не является государственным органом. Функции и полномочия государственно-управленческого характера осуществляют ее органы управления.

Организационно-правовой статус органов управления корпорации «Росатом» имеет особенности:

Наблюдательный совет корпорации формируется Президен­том РФ. Он назначает членов и председателя наблюдательного со­вета. 9 членов: 8 — представители Президента РФ и Правительства РФ и генеральный директор корпо­рации по должности, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Исключительные полномочия (утверждение основных направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности корпорации на очеред­ной год; одобрение проекта программы деятельности корпорации на долгосрочный период и направление его в Правительство РФ; ут­верждение финансового плана деятельности корпорации на не менее чем трехлетний период; утверждение годового отчета корпорации и направление его в Правительство РФ и т.д.) на­блюдательного совета, закрепленные в ст. 24 Закона, не могут быть переданы другим органам корпорации. НО перечень полномочий наблюдательного совета, данный в ст. 24 является открытым, а к его исключительной компетенции отнесены лишь полномочия, прямо указанные в перечне. Его изме­нение возможно лишь законом.

Генеральный директор корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он присут­ствует на заседаниях Правительства РФ, приглашается на заседания ФОИВ, органов государст­венной власти субъектов РФ. Осущ руководство текущей дея­тельностью корпорации. Будучи единоличным исполнительным ор­ганом, он действует от имени корпорации и представляет без дове­ренности ее интересы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, российскими и иностранными организациями, международными организациями.

Генеральный директор возглавляет правление корпорации, орга­низует реализацию решений ее наблюдательного совета и правления.

Полномочия:

Правление корпорации образуется в составе генерального дирек­тора, являющегося его членом по должности, и других членов (назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом корпорации по представлению генераль­ного директора и работают в корпорации на постоянной основе). Деятельностью правления руководит генеральный директор корпо­рации.

Полномочия: