logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Органы управления безопасностью.

Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» безопас­ность определяется как состояние защищенности жизненно важ­ных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такое широкое понимание бе­зопасности отражено также в Концепции национальной безо­пасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).

К силам обеспечения безопасности РФ относятся:

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безо­пасности» общее руководство органами обеспечения безопасно­сти возложено на Президента РФ. Он контролирует и коорди­нирует деятельность государственных органов обеспечения бе­зопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство РФ обеспечивает руководство государствен­ными органами безопасности; осуществ­ляет необходимые меры по обеспечению государственной безо­пасности РФ; организует оснащение вооружением, военной тех­никой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т. д.

  1. Важное место в системе органов обеспечения безопаснос­ти занимает Совет Безопасности РФ, руководство деятельнос­тью которого осуществляет Президент РФ. Он же и формирует его состав. Основные задачи Совета Безопасности РФ опреде­лены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 7 июля 2004 г. его задача – помощь Президенту РФ в обеспечении безопасности.

В функции Совета Безопасности входит рассмотрение воп­росов и подготовка проектов решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, проектов его указов по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельно­сти федеральных органов исполнительной власти, обеспечива­ющих национальную безопасность; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созда­нию новых органов обеспечения национальной безопасности; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, под­держания в готовности сил и средств обеспечения националь­ной безопасности. Он рассматривает также стратегические про­блемы государственной, экономической, общественной, оборон­ной и иных видов безопасности и др.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседа­нии постоянными членами и вступают в силу после утвержде­ния председателем Совета Безопасности.

  1. В систему специальных органов обеспечения безопаснос­ти входит Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» и в По­ложении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержден­ном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.

ФСБ России представляет собой централизованную систе­му, в состав которой входят:

ФСБ России реализует основные направления деятельнос­ти: контрразведывательная деятельность; борьба с преступ­ностью и террористической деятельностью; разведывательная, пограничная деятельность; обеспечение информационной безо­пасности.

Основными задачами ФСБ России являются:

Функции ФСБ России:

  1. Составной частью системы обеспечения безопасности яв­ляются органы внешней разведки РФ, основы организации и де­ятельности которых закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».

В систему органов внешней разведки входят:

Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизнен­но важные интересы РФ реальных и потенциальных возможно­стях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осу­ществляемых государством в интересах обеспечения безопасно­сти РФ.

Развединформация затем направляется Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию, а в случаях установленных Президентом федеральным органам исполнительной власти, судам.

Органы внешней разведки имеют свои сферы разведыва­тельной деятельности.

Так, СВР России осуществляет свою дея­тельность в политической, экономической, военно-стратегиче­ской, научно-технической сферах, а также в шифрован­ной сфере.

Орган внешней разведки Минобороны России — в воен­ной, военно-политической, военно-технической, военно-эконо­мической и экологической сферах;

Орган внешней разведки ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы РФ, шиф­рованной, засекреченной и иных видов специальной связи, ис­пользуемой с территории РФ.

  1. Специальным органом обеспечения безопасности являет­ся Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), задачи и пол­номочия которой закреплены в ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государ­ственной охране», в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г., а также Служба безопасно­сти Президента РФ, задачи которой определены названным За­коном, а также Положением о ней.

Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, руководите­ли обеих палат Федерального Собрания, председатели Консти­туционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Ге­неральный прокурор РФ и другие лица по поручению Президента РФ. На эти службы возложено обеспечение безо­пасности главам иностранных государств и правительств, чле­нам их семей в период пребывания на территории РФ.

На ФСО России возложены функции специально уполно­моченного федерального органа исполнительной власти в обла­сти правительственной связи и информации.

  1. В состав государственных органов обеспечения безопасно­сти входит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. Руководство ее дея­тельностью осуществляет Президент РФ. Она подведомственна Минобороны России.

Данная Служба является уполномоченным органом испол­нительной власти в области обеспечения безопасности инфор­мации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.

  1. К органам обеспечения безопасности относится Межведом­ственная комиссия по защите государственной тайны, Поло­жение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. Согласно данному Положению она осуществляет коор­динацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по защи­те государственной тайны. Руководство ее деятельностью осу­ществляет Президент РФ.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в преде­лах ее полномочий, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами го­сударственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления, организациями, должностными лицами и гражда­нами.

Названные выше органы и Межведомственная комиссия в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государствен­ной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень ко­торых дан в ФЗ от 6 октября 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне», а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» в редакции Указа от 24 января 1998 г.