Органы управления безопасностью.
Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Такое широкое понимание безопасности отражено также в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.).
К силам обеспечения безопасности РФ относятся:
Вооруженные Силы,
Федеральная служба безопасности,
Служба внешней разведки,
органы внутренних дел,
служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
формирования гражданской обороны;
внутренние войска,
пограничные органы;
органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике и в сельском хозяйстве;
органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности» общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.
Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности РФ; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными и финансовыми средствами, ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т. д.
Важное место в системе органов обеспечения безопасности занимает Совет Безопасности РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Он же и формирует его состав. Основные задачи Совета Безопасности РФ определены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 7 июля 2004 г. его задача – помощь Президенту РФ в обеспечении безопасности.
В функции Совета Безопасности входит рассмотрение вопросов и подготовка проектов решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, проектов его указов по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих национальную безопасность; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности. Он рассматривает также стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной и иных видов безопасности и др.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами и вступают в силу после утверждения председателем Совета Безопасности.
В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» и в Положении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г.
ФСБ России представляет собой централизованную систему, в состав которой входят:
службы, департаменты, управления, другие подразделения, реализующие отдельные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.
управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, в их органах управления (органы безопасности в войсках);
управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы) и др.
Руководство ФСБ России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее деятельность в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.
ФСБ России реализует основные направления деятельности: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная, пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
Основными задачами ФСБ России являются:
управление органами безопасности и организация их деятельности; информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;
организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;
организация борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией и др.
Функции ФСБ России:
осуществляет нормативно-правовое регулирование,
предупреждение и нейтрализация угроз безопасности РФ;
разрабатывает меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, террористической и диверсионной деятельностью и организует их осуществление.
защита и охрана государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов,
меры по защите сведений, составляющих государственную тайну;
организует и обеспечивает безопасность в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органах РФ и их территориальных органах.
Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки РФ, основы организации и деятельности которых закреплены в ФЗ от 10 января 1996 г. «О внешней разведке».
В систему органов внешней разведки входят:
Служба внешней разведки РФ (СВР России), которая имеет статус федеральной службы,
органы внешней разведки Минобороны России.
Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы РФ реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности РФ.
Развединформация затем направляется Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию, а в случаях установленных Президентом федеральным органам исполнительной власти, судам.
Органы внешней разведки имеют свои сферы разведывательной деятельности.
Так, СВР России осуществляет свою деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической сферах, а также в шифрованной сфере.
Орган внешней разведки Минобороны России — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;
Орган внешней разведки ФСБ России — в сфере охраны Государственной границы РФ, шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, используемой с территории РФ.
Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), задачи и полномочия которой закреплены в ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государственной охране», в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г., а также Служба безопасности Президента РФ, задачи которой определены названным Законом, а также Положением о ней.
Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, руководители обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ, Генеральный прокурор РФ и другие лица по поручению Президента РФ. На эти службы возложено обеспечение безопасности главам иностранных государств и правительств, членам их семей в период пребывания на территории РФ.
На ФСО России возложены функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации.
В состав государственных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ. Она подведомственна Минобороны России.
Данная Служба является уполномоченным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.
К органам обеспечения безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. Согласно данному Положению она осуществляет координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по защите государственной тайны. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ.
Решения Межведомственной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Названные выше органы и Межведомственная комиссия в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых дан в ФЗ от 6 октября 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне», а также в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» в редакции Указа от 24 января 1998 г.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96