Система органов исполнительной власти в области образования.
Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).
Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К ним относятся:
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции управления в сфере образования как основным родом своей деятельности: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства;
федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные учреждения ведомственного профиля (Минобороны России, МИД России, МВД России, Мин- здравсоцразвития России и т. д.);
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);
органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;
муниципальные органы управления народным образованием муниципальных районов и муниципальных округов.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Для понимания функций министерства уместны и принципиальны как минимум две оговорки.
Во-первых, по смыслу упомянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является относительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов.
Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирования, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т. п., которые актами же устанавливаются. Очевидно, что на самом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять самостоятельное нормативно-правовое регулирование.
Функции:
Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях.
Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию
установление государственных образовательных стандартов (например, учебные планы)
утверждение форм документов об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом.
Принимает положеня по определенным вопросам (например, о создании филиалов, о получении золотой медали)
регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений;
формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Осуществляет функции:
государственного заказчика федеральных целевых программ;
организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников;
определяет для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему.
Организует конкурс по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием;
открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях
утверждает ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров;
В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом.
К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относятся: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т. д.
ФЗ «Об образовании» относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями.
Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96