logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

∙ доставление

∙ административное задержание

∙ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

∙ досмотр транспортного средства

∙ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов

∙ изъятие вещей и документов

∙ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида

∙ медицинское освидетельствование на состояние опьянения

∙ освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

∙ задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

∙ арест товаров, транспортных средств и иных вещей

∙ привод

∙ временный запрет деятельности

Данные меры могут применяться только уполномоченными на то должностными лицами и в пределах, предоставленных им полномочий на основании и в порядке, установленных КоАП РФ.

Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если его составление является обязательным. Кодекс не устанавливает времени доставления, ограничивается лишь тем, что оно должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица. Применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу.

Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

6) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

7) должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;

8) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

9) судебные приставы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15 и 17.16 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается ФОИВ в зависимости от оснований задержания.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учёбы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или другие законные представители.

Об административном задержании составляется протокол по установленной форме, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Общий срок административного задержания установлен до трёх часов. Максимальный срок равен 48 часам и предусмотрен за:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

3. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Личный досмотр, досмотр вещей – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченным на то должностным лицом.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя.

Досмотр транспортного средства любого вида – это его обследование без нарушения конструктивной целостности досматриваемого ТС в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Осуществляется уполномоченными на то лицами, имеющими право производить личный досмотр и досмотр вещей, в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Изъятие вещей и документов.

У физического лица могут быть изъяты:

1) орудия совершения или предметы административного правонарушения

2) документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления ТС соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдаётся временное разрешение на право управления ТС соответствующего вида до вступления постановления в законную силу.

Отстранение от управления ТС, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Данные меры применяются в случаях, когда есть достаточное основание полагать, что лицо находится в состоянии алкогольного опьянения, а также к лицам, совершившим административное правонарушение в виде управления ТС: при отсутствии необходимых документов, с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством, водителем, не имеющим права управления ТС, водителем, лишённым права управления ТС. Лицо отстраняется от управления ТС до устранения причины отстранения.

При наличии оснований полагать, что лицо, управляющее ТС, находится в состоянии опьянения, оно подлежит освидетельствованию. При отказе или несогласии с его результатами, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, это лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Задержание ТС, запрещение его эксплуатации.

Задержание допускается за определённые нарушения правил эксплуатации ТС и управления ТС данного вида, то есть исключение ТС из процесса перевозки людей и грузов путём перемещения его при помощи другого ТС и помещение в ближайшее отведённое охраняемое место. При невозможности по техническим характеристикам ТС помещения на стоянку в случае совершения им административного правонарушения, предусмотренного 1, 2 или 3 ст.12(1) или частью 1 ст. 12 (2) КоАП РФ, задержание осуществляется путём прекращения движения при помощи блокирующих средств.

Запрещение эксплуатации ТС возможно также за конкретные административные правонарушения и выражается в снятии гос.регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации.

Задержание ТС, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ст27.13)

Арест товаров, ТС и иных вещей.

Применяется в случае, когда они послужили средством или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арест заключается в составлении описи товаров, ТС и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведён должностными лицами, указанными в КоАП РФ (см. ст. 27.14).

Меры обеспечения производства:

А) можно подразделить на два вида: прямо обращённые на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры, применение которых требует присутствия данного физического лица либо представителя юридического лица.

Б) кроме доставления, административного задержания, привода, применяются в присутствии двух понятых

В) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него делается соответствующая запись в другом протоколе

Г) могут применяться с использованием технических средств, фиксирующих вещественные доказательства.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Срок временного запрета исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств и т.д.