Организация государственного управления внутренними делами.
Управление внутренними делами направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьбу с организованной преступностью, охрану прав и свобод граждан, собственности. Эти задачи решаются милицией, внутренними войсками, другими службами и подразделениями органов внутренних дел.
Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ как глава государства:
издает указы, направленные на регулирование общественных отношений в сфере внутренних дел, обеспечение и охрану общественного порядка, усиление борьбы с преступностью.
назначает и освобождает от должности Министра внутренних дел РФ, Главнокомандующего внутренними войсками;
вводит в случае необходимости чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию РФ
Правительство РФ производит меры общего характера (материально техническая база, нормативно-правовое регулирование, укрепление кадров)
Непосредственное управление внутренними делами возложено на органы внутренних дел.
Их систему образуют:
Министерство внутренних дел РФ,
главные управления МВД России по федеральным округам,
министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ,
управления (отделы) городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах,
окружные управления материально-технического и военного снабжения,
органы управления внутренними войсками,
соединения и воинские части внутренних войск,
представительства МВД России за рубежом.
различные штабы, подразделения, учебные заведения, предприятия, учреждения, организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. МВД России подведомственна Федеральная миграционная служба.
Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел РФ.
В своей деятельности оно подотчетно и подконтрольно Президенту РФ. Правовой статус Министерства закреплен в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.
Согласно данному Положению МВД России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе и в сфере миграции.
Основными задачами МВД России являются:
разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности, а также совершенствование в этой сфере нормативно-правового регулирования;
обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждения и пресечения административных правонарушений;
обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения;
организация государственной охраны имущества и организаций;
осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
управление органами внутренних дел и внутренними войсками, а также организация их деятельности.
Оно на основе анализа состояния правопорядка разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам своей деятельности, а в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты.
организация и осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, а также производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к ведению органов внутренних дел, розыска лиц и похищенного имущества.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью, за деятельностью ведомственной охраны.
Участие в обеспечении режима чрезвычайного и военного положения.
Главные управления МВД России по федеральным округам в пределах своей компетенции осуществляют координацию, контроль, анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих округах, организацию деятельности названных органов по борьбе с организованной преступностью в этих округах и носящую межрегиональный характер, и т. д.
Министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ обеспечивают на подведомственной территории в пределах своих полномочий защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану общественного порядка, безопасность дорожного движения; организуют предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ, за частной охранной и сыскной деятельностью. Они организуют охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.
Отделы (управления) по району, городу, иному муниципальному образованию (горрайорган) призваны решать задачи по обеспечению безопасности личности на подведомственной территории; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению, раскрытию и расследованию преступлений. На них возложены непосредственная охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от противоправных действий; осуществление охраны собственности; организация и обеспечение безопасности дорожного движения, работы по вопросам разрешительно-регистрационной системы; обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения правил приобретения, хранения, перевозки боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ; разработка и проведение мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; осуществление оперативно-розыскных мероприятий и т. д.
Существует 3 организационно-правовых форм деятельности органов внутренних дел:
а) административная;
б) оперативно-розыскная;
в) уголовно-процессуальная.
Среди перечисленных видов деятельности органов внутренних дел наиболее объемной и широкой является административная деятельность. Содержание этой деятельности состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов и выполнения возложенных на них обязанностей, нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил общественного порядка, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление частной детективной и охранной деятельности и контроля за ней, лицензий на продажу или приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности и т. п.
Оперативно-розыскная деятельность заключается в проведении органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она предполагает также предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел состоит в производстве дознания и предварительного следствия. В процессе своей деятельности органы внутренних дел широко взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) реализует государственную политику в сфере миграции и осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в указанной сфере. Ее основные задачи, функции и полномочия закреплены в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.
Ее основными задачами являются:
реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности, совершенствование в ней нормативно-правового регулирования;
производство по делам о гражданстве РФ,
оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ;
осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ;
оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в РФ, проживания и временного пребывания в ней;
осуществление миграционного учета этих граждан и лиц, контроля и надзора за соблюдением ими правил проживания и временного пребывания в РФ; борьба с незаконной миграцией и др.
выдает разрешения на привлечение работодателями, иностранных работников в РФ и использование их труда.
ФМС России руководствуется в своей деятельности многочисленными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе ФЗ от 18 июня 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».
К правоохранительным органам относится Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. Она осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту. Свою деятельность она осуществляет под руководством Президента РФ.
Ее основными задачами являются обеспечение контроля за оборотом наркотических, психотропных веществ и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) по характеру и содержанию деятельности относится в значительной степени к правоохранительным органам. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 23 июня 2004 г.1, возложило на Службу осуществление функций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть II
- Коллектив авторов:
- V. Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное правонарушение: понятие, признаки и юридический состав.
- I. Физические лица
- II. Юридические лица
- Законодательство об административных правонарушениях: понятие, система.
- Компетенция Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
- Административное принуждение: сущность, виды.
- Административная ответственность: понятие, особенности.
- Административные наказания: сущность, виды.
- Правила наложения административных наказаний.
- Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом
- Наказания юридическому лицу за административное правонарушение должны назначаться с учетом
- Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.
- Соблюдение порядка назначения наказания и сроков давности
- Административный арест.
- Административный штраф как мера наказания.
- Административное приостановление деятельности как административное наказание.
- Дисквалификация как административное наказание.
- Освобождение от административной ответственности.
- Административная ответственность юридических лиц.
- Особенности административной ответственности иностранных граждан.
- Организация и принципы деятельности полиции.
- Нпа: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-фз "о полиции" (последнее изменение 6 декабря 2011 г.)
- Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
- Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
- Глава 4. Статьи 14 – 17 фз «о полиции».
- Субъекты, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
- В зависимости от компетенции:
- 2. В зависимости от федеративного устройства:
- 4. В зависимости от принадлежности к судебной или управленческой системе:
- Участники производства по делам об административных правонарушениях.
- Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- Виды постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
- Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
- VII. Органы управления сферами, государственный контроль в сферах управления
- Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.
- Организация государственного управления внутренними делами.
- Организация управления иностранными делами.
- Органы управления безопасностью.
- Органы управления в области социальной защиты граждан.
- Общее руководство в этой области осуществляют Президент рф и Правительство рф.
- Правительство рф:
- Полномочия в области занятости населения:
- Полномочия в области пенсионного обеспечения:
- Органы управления использованием и охраной природных ресурсов.
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Органы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
- Система органов исполнительной власти в области здравоохранения.
- Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
- Учреждения здравоохранения.
- Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы:
- Система органов исполнительной власти в области культуры.
- Система органов исполнительной власти в области образования.
- Учреждения образования.
- Система органов исполнительной власти в области промышленности и энергетики.
- Правительство рф:
- Система органов исполнительной власти в области сельского хозяйства.
- Система органов исполнительной власти в области транспорта.
- Система органов управления в области связи. Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
- Федеральное агентство связи (Россвязь)
- Федеральное архивное агентство (Росархив)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
- Государственная фельдъегерская служба рф (гфс России)
- Управление в области внешнеэкономических связей.
- Правительство рф
- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (фсвтс России)
- Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба (фтс России)
- Региональное таможенное управление (рту)
- Таможня
- Таможенный пост
- Органы государственной власти субъектов рф
- Управление в государственных корпорациях.
- Контроль и надзор в сфере государственного управления.
- Государственный контроль деятельности образовательных учреждений.
- Общий надзор органов прокуратуры.
- Административно-правовые меры противодействия коррупции.
- VIII. Вооруженные силы
- Внутренние войска.
- Комплектование Вооруженных сил.
- Государственная граница, её защита и охрана.
- Часть II 96