logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 2_ответы на экзаменаци

Административно-правовые меры противодействия коррупции.

Нормативка: ФЗ «О противодействии коррупции» 2007г.

Коррупция – противоправная деятельность (действие или бездействие), заключающаяся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов;

Коррупционное правонарушение - установленное в надлежащем порядке и содержащее признаки коррупции действие (бездействие) должностного лица;

Субъекты – любые физические лица, кто совершает правонарушения коррупционного характера

Статья 4. Виды коррупционных правонарушений

1) подкуп должностного лица - обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение - неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях - обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением - совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение - значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия - применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

Статья 5. Классификация коррупционных правонарушений

К коррупционным относятся обладающие признаками коррупции уголовные преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Признание правонарушения коррупционным является обстоятельством, отягчающим ответственность за его совершение. К отягчающим ответственность обстоятельствам также относится факт неоднократного совершения коррупционных правонарушений.

Органы по противодействию коррупции:

1. Гос. орган по противодействию коррупции (подотчётен Фед. Собранию и президенту)

2. Общественный орган по противодействию коррупции – Общественный Совет (предлагает изменения в законодательство по этому вопросу)

Статья 9. Меры по предупреждению и противодействию коррупции в государственном и муниципальном управлении.

1. Создание, поддержка и укрепление системы приема на государственную или муниципальную службу, прохождения государственной или муниципальной службы, увольнения государственных (муниципальных) служащих, основанной на принципах эффективности, прозрачности и добросовестности.

2. Разработка и внедрение критериев и процедур отбора, подготовки и ротации кадров для занятия государственных или муниципальных должностей, которые считаются коррупционно уязвимыми.

3. Установление и выплата государственным (муниципальным) служащим надлежащего содержания с учетом показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Осуществление образовательной и учебной подготовки государственных (муниципальных) служащих, проводимой с целью соответствия требованиям добросовестного и надлежащего выполнения своих полномочий, обеспечение специализированной подготовки государственных (муниципальных) служащих, направленной на осознание рисков, сопряженных с коррупцией.

5. Принятие законодательных и административных правовых актов с целью достижения прозрачности в финансировании политических партий и кандидатур на избираемые государственные или муниципальные должности.

6. Регулярное проведение мониторинга коррупционных правонарушений.

7. Обязательная антикоррупционная экспертиза законодательных, нормативных и административных правовых актов.

8. Разработка, внедрение и соблюдение административного регламента работы государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и организаций с физическими и юридическими лицами.

В связи с коррупцией законом предусмотрены следующие ограничения:

1. На совмещение должностей

2. Доходов (например, запрет получать з/п от коммерческих организаций)

3. Коммерческой деятельности

4. Ограничения принятия подарков

5. Пожертвований

Статья 28. Ответственность за коррупционные правонарушения

2. Для государственного (муниципального) служащего, виновного в коррупционном правонарушении, наступает также гражданско-правовая ответственность, связанная с презумпцией, что, нарушив установленные государством ограничения и незаконно получив коррупционные доходы, государственный (муниципальный) служащий причинил ущерб государству, оцениваемый в имущественном выражении и рассчитываемый пропорционально стоимости коррупционных доходов.

2. Если государственный (муниципальный) служащий добровольно не возмещает причиненный ущерб, то уполномоченный законом государственный орган или государственное должностное лицо обязано осуществить необходимые действия, чтобы в установленном законом порядке потребовать возмещения причиненного ущерба.

3. Взыскание ущерба с государственного (муниципального) служащего осуществляется независимо от того, привлекается ли государственный (муниципальный) служащий за нарушения настоящего Федерального закона к административной или уголовной ответственности.

4. Вред, причиненный субъектом коррупционных правонарушений физическим и юридическим лицам, вследствие совершения коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством.

5. Субъект коррупционного правонарушения, выступающий на всех стадиях подготовки, при совершении или сокрытии преступления в качестве сообщника, пособника, подстрекателя, привлекается к ответственности наравне с лицом, непосредственно совершившим коррупционное правонарушение.

6. Органу государственной власти, местного самоуправления, государственному (муниципальному) учреждению или организации запрещается предоставлять государственные (муниципальные) заказы, финансовые средства, в том числе под государственные или муниципальные гарантии, средства государственных (муниципальных) бюджетных и внебюджетных фондов физическому или юридическому лицу, признанному в установленном порядке виновным в коррупционном правонарушении, в течение трех лет с момента признания данного лица субъектом коррупционного правонарушения. Перечень таких юридических и физических лиц публикуется государственным органом противодействия коррупции.

* предусмотрена конфискация имущества. Сроки давности не распространяются.